kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему: Путешествие по очерку Рамазана Уметбаева «Башкирская лошадь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен знакомству учащихся с биографией писателя. Знакомству с содержанием очерка Р. Уметбаева "Башкирская лошадь". Развивать навыки анализа произведения, воспитывать патриотизм на примере судьбы писателя, уважительное отношения к старшему поколению, Воспитание любви к животным, вызвать интерес к чтению книг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: Путешествие по очерку Рамазана Уметбаева «Башкирская лошадь». »

Министерство образования

Республики Башкортостан

Отдел образования

Баймакского района и г. Баймак



















Классный час на тему:

Путешествие по очерку Рамазана Уметбаева «Башкирская лошадь».











Классный час разработала: учитель истории, башкирского языка и литературы МОБУ СОШ с. Акмурун Баймакского района Республики Башкортостан Салихова Айгуль Абдулхаковна.





2015 г

Цели урока:

Образовательные

- познакомить учащихся с биографией писателя, с содержанием очерка Р. Уметбаева «Башкирская лошадь».

- познакомить учащихся с историей башкирской лошади;

- на примере литературы и искусства показать значение лошади в жизни башкир.

Развивающие

- развивать навыки анализа произведения.

- развивать у детей умение самостоятельно подбирать материал к уроку;

- умение вести поисковую работу по источникам к заданной теме;

Воспитательные

-воспитывать патриотизм на примере доблестной судьбы Р.Г.Уметбаева, уважительное отношение к старшему поколению, чувство гордости за наш народ, его героическое прошлое.

- прививать любовь и уважение к культуре, литературе, традициям и обычаям башкирского народа;

-прививать любовь к чтению книг;

- формировать чувство гордости национальной культурой;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

-воспитывать любовь к животным;

-прививать уважение к профессиям.

Оборудование: книжная выставка Р. Уметбаева, рисунки детей, презентация, магнитофонная запись голоса, фотографии учеников на скачках.







Ход урока:

  1. Организационный момент (психологический настрой учащихся).

– Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

Учитель: Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

-Как вы думаете, можно ли много читающего человека назвать культурным?

-Каким годом объявлен 2015 год в России? (слайд 2)

Учитель: Культурный читающий человек должен хорошо ориентироваться в классической, иностранной и современной литературе, хорошо знать историю, географию. Это однозначно – культурный человек должен быть начитанным.

Книг написано очень много и нет ни одного человека в мире, кто прочитал бы их все. Книги - это история и вкусы каждой эпохи. Некоторые из них утратили ее прелесть, другие - актуальны и читаются с интересом и сегодня.
У человека может быть одна или несколько любимых книг.

Приглашаю вас в незабываемое путешествие.

Изучить читательские интересы школьников с помощью вопросов:

— Твой любимый писатель?

— Твой любимый литературный герой?

— О чем ты читаешь наиболее охотно?

Юноши нашего класса очень любят и интересуются лошадьми. Поэтому сегодня мы проведем путешествие по очерку Р. Уметбаева «Башкирская лошадь». Я вам рекомендовала прочитать этот очерк.

Лошади - « дети степей »: именно в степях человек впервые приручил лошадь. В русской азбуке для детей, изданной в 1848 году, были такие слова: «Не наделив человека крыльями, небо взамен их даровало ему лошадь. Это статное и красивое животное, которое с быстротой молнии переносит его с одного места на другое». (слайд 3,4)

Эпиграфом нашего классного часа я взяла слова песни:

«…Ҡайҙа ла ғына бармай, ниҙәр күрмәй...

Ир - егеткәй менән ат башы»

Перевод -

Куда (только) не ездят, что (только) не видят

Муж-джигит и конь его. (слайд 5)

Перед тем, как начать классный час я бы хотела задать вопрос, на который вы в конце классного часа должны будете ответить: Что надо сделать, чтобы не исчезли лошади башкирской породы? (слайд 6)

Учитель: Кто такой Рамазан Уметбаев?

-Что говорили о нем его друзья (слушаем магнитофонную запись голоса от имени его друзей, заранее сделана запись следующего текста) «Рамазан Уметбаев. Был истинным патриотом. Хотя он родился на абзелиловской земле, баймакцы считали и считают его своим. Сегодня Р.Г. Уметбаев один из больших, талантливых писателей. Он является глубоким и разносторонним знатоком экономики, истории, философии и литературы. Он тонко знает и чувствует жизнь села, его традиции, прошлое и настоящее. Зная его более 45 лет, могу сказать: Рамазан Уметбаев не только талантливый литератор и публицист, но и человек самых высоких моральных принципов» - Акназаров Зекерия Шарафутдинович.

Учитель: Прослушав его биографию, вы поймете, почему так уважительно о нем отзывались его современники и друзья.

1 ученик познакомит нас с биографией Рамазана Уметбаева. (слайд 7)

- Рамазану Гимрановичу Уметбаеву родился в 1924 году в деревне Альмухаметово Абзелиловского района. Рамазан стал долгожданным первым сыном в многодетной семье Гимрана Уметбаева. Семья Уметбаевых жила небогато, поэтому с детских лет Рамазану пришлось познать тяготы крестьянского труда, вкус простого ржаного хлеба. В 1931 году он переступил порог Альмухаметовской начальной школы и закончил ее через три года, обогнав своих сверстников. Но осенью 1934 года Рамазан Уметбаев был вынужден прервать учебу и помогать отцу добывать золото на уральских приисках. Затем он учился в Ишкуловской восьмилетней, в Бакр-Узякской средней школе. В 13 лет будущий писатель из-за материальных трудностей семьи вновь бросает учебу и работает переписчиком деловых бумаг директора Альмухаметовской МТС. До окончания средней школы в летние и осенние месяцы ему пришлось поработать учетчиком, пастухом, косцом, перепробовать почти все сельские профессии. У Рамазана рано пробудилась тяга к народному творчеству. Он становился победителем колхозных и районных сабантуев по исполнению башкирских народных песен. В 1941 году, окончив школу с похвальной грамотой за две недели до начала Великой Отечественной войны, Рамазан Уметбаев устраивается на работу торфорезчиком на торфоучасток N 2 Баймакского медеплавильного завода. Здесь он знакомится с будущей женой Мухтарамой Тагировной, которая будет верно ждать его всю войну. В начале 1942 года Рамазан Уметбаев добровольцем уходит на фронт. Летом 1943 года принимает участие в боях на Курской дуге и под Орлом получает тяжелую контузию. После недолгого лечения вновь возвращается в строй и в составе 11-й гвардейской армии освобождает Прибалтику.В ноябре 1945 года, после демобилизации из рядов Советской Армии, Рамазан Уметбаев возвращается в Баймакский район и работает на руднике "Сибайзолото", затем секретарем комсомольской организации рудника. В 1947 году его приглашают на работу в Баймакский райком КПСС, где он вырастает до первого секретаря районного комитета. В эти годы Рамазан Уметбаев принимает активное участие в подъеме целинных земель. В 1960 году Рамазана Уметбаева переводят в Башкирский обком КПСС на должность заведующего отделом партийных органов. С 1967 по 1975 годы Рамазан Уметбаев работает заместителем Председателя Совета Министров Башкирской АССР. Завершил свою трудовую деятельность Рамазан Гимранович в 1982 году на посту Председателя Государственного комитета по кинофикации БАССР.

Заслуги Рамазана Уметбаева отмечены многими боевыми и трудовыми наградами - орденами Ленина, "Знак Почета", Отечественной войны 1 и 2 степени, Почетными Грамотами Верховного Совета БАССР, многими медалями. Указом Президента России в 1994 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации". Он был отличником просвещения РСФСР, избирался депутатом Верховного Совета БАССР 4 - 9 созывов, членом его Президиума.

Умер Рамазан Гимранович скоропостижно в один день с супругой Мухтарамой Тагировной 24 августа 1997 года.

Библиотекарь: В 1987 году вышла в свет первая книга Рамазана Уметбаева - сборник рассказов "Старуха Хылыубика", вызвавшая большой интерес у читателей, рассказ "Желтоухий, книга"Генерал Кусимов", роман "От росы клонится ковыль" и др. (выставка книг Рамазана Уметбаева).

Учитель: Широкий читательский отклик получил очерк "Башкирская лошадь".

Очерк Уметбаев начинает с описания, что каждый конный воин, который пришел с войны знает о том, что ему очень тяжело видеть своего раненного коня. Не верьте в кино, где показывают, что можно с легкостью убить своего раненного коня - спутника.

-Что вы можете сказать об этих мыслях? (ответ учащихся).

Учитель: А что вы знаете об истории происхождении лошади?

2 ученик расскажет об истории появлении первых лошадей. (слайд 8-12)

- Эволюция лошадей уходит корнями далеко вглубь веков. За 50 миллионов лет маленькое, по размерам не превышающее собаку, животное превратилось в крупного скакуна. Первые предки современных лошадей обитали в Северной Америке, оттуда постепенно происходило проникновение в Европу.

Гиракотерий (Hyracotherium) – самый древний предок лошади – маленький зверь, рост в плечах которого не превышал 20 сантиметров. Он практически ничем не напоминал современных лошадей, разве что небольшими копытцами. У гиракотерия была короткая морда и шея, длинный хвост, выгнутая спина и короткие лапы, а походка этого зверька и вовсе напоминала собачью. Предки лошадей стали крупнее, чтобы лучше приспосабливаться к окружающим условиям. Также увеличилась и скорость их передвижения.

Современные лошади рода Equus возникли приблизительно 4 миллиона лет назад.

Одни из самых “молодых” предков лошадей – дикие животные тарпаны, обитавшие в южнорусских степях. Тарпаны были относительно небольшого роста (высота в холке – около 135 см), с короткой, густой и волнистой шерстью. В холодное время года шерсть тарпанов становилась длиннее. Горбоносая толстая голова этих животных увенчивалась остроконечными ушами. Хвост тарпанов имел среднюю длину. Тарпаны обитали большими табунами, которые насчитывали порой по нескольку сотен животных. Они распадались на небольшие группы, каждую из которых возглавлял один жеребец.

Башкирская порода появилась ещё в древности от скрещивания приведенных из Азии степных лошадей с лесными северными.

Башкирские лошади являются ближайшими потомками тарпанов - диких лошадей. Представители башкирской породы очень похожи на своих вымерших предков.

Учитель: Как вы думаете, как надо ухаживать за лошадью, который будет участвовать на скачках? (ученики приводят свои аргументы)

Учитель: А что пишет об этом Р. Уметбаев?

Ответ учащихся…

Послушайте отрывок (стр.7) о героизме башкирских батыров.

Учитель: Какой был башкирский воин?

-Каким оружием он вооружался?

-Кто оставил свои записи о башкирских войнах?

- С кем башкир делился и с радостью и с горестью?

- Что пишет Чернов о башкирской лошади?

-Кто такой «Байбулат»?

-Расскажите о лошади из Баймака по кличке «Квадрат».

-О чем еще пишет Р. Уметбаев? (рассказ о конезаводах)

-Что основали на базе нашей деревни 1930г.?

3 ученик рассказ о конезаводе №46.

На базе конфискованных лошадей кулаков и оставшихся в Акмуруне колхозных лошадей в 1930 г. был основан конный завод № 46.

Ежегодно на конный завод приезжали военные из Дальневосточного округа, отбирали хороших коней для военного округа. За поставку хороших лошадей конезавод несколько раз получил благодарности от Дальневосточного военного округа.

Если в 1932 г. в конезаводе было 2350 голов лошадей, то к 1942 году их число достигло 3384, а к 1954 г. в конезаводе № 46 насчитывалось 9 тысяч голов лошадей.

Основной задачей конезавода № 46 было поставка хороших коней для Красной Армии и разведение лошадей башкирской породы. Завод выходил и поставил для Красной Армии 1000 лошадей, а на сабантуях не было равных скакунов и рысаков. Есть версия о том, что лошадь, на котором воевал генерал Шаймуратов, был направлен Конезаводом № 46 и звали его «Орленок».

Конезавод был зеркалом – эталоном района.

Учитель: Какой целебный напиток мы получаем от лошади?

-Что вы знаете об этом напитке.

4 ученик рассказывает о целебных свойствах кумыса.

-Что об этом пишет Р. Уметбаев? Кто приезжал в Башкортостан для лечения?

- Кто основал в Башкортостане первый санаторий – кумысолечебницу?

-Что такое казы? Какой рецепт описывается для копчения казы?

-Что ел конюх, когда пас лошадей зимой?

- Что еще делали из лошадиной шкуры, гривы, хвоста?

Учитель: Надо рассказать по книге, какие меры принимались в Башкортостане для улучшения породы лошадей.

-В какое время сильно сократилось численность лошадей? (во время поднятия целины).

-Что означает целина?

5 ученик рассказ из истории села.

1954 г. началось интенсивное освоение целинных и залежных земель. В первый год освоения целины в Акмурун приехали 22 целинника.

Это были молодые и сильные юноши и девушки. Среди них Шангин М.В., Попов П.П., Попова В.С., Тимирова Ф.Г., Крапивин В.И., Заялев Х.В., Дедюхин Г.

Ранним утром 17 апреля 1954 года проложили первую целинную борозду.

Теперь в центре села на постаменте высится трактор ДТ -75, как памятник целинникам с надписью «Посвящается целинникам совхоза».

Учитель: - Почему лошадь превращается в «незаконное» животное?

-От каких лошадей продолжился род башкирской породы?

-Какую профессию Р. Уметбаев называет исчезнувшей?

-Как вы думаете, нужна ли сегодня эта профессия?

-Как подковывают лошадей у нас на конном дворе?

-Кто не будь из вас, хотел бы стать кузнецом?

-У кого в личном подсобном хозяйстве имеется лошадь? Что вы о ней можете рассказать?

Из нашего класса Фанис и Фарит ежегодно на уровне района и республики. занимают призовые места на конных скачках. Дадим им слово (мальчики рассказывают о своих достижениях). (слайд 13-18)

-А как вы приучаете своих подопечных?

-Посмотрим на рисунки Альбины и Ислама «башкирская лошадь». Что вы можете рассказать о своих рисунках?

-Если на базе конного двора основали бы кружек любителей лошадей, вы посещали бы?

Учитель: Действительно, вы смогли бы ухаживать за лошадьми, научиться скакать, обращаться. Общение с лошадью человеку поднимает настроение, добавляет оптимизм, лечит его, воспитывает.

-Можем ли мы назвать очерк Р. Уметбаева «Башкирская лошадь» энциклопедией о башкирской лошади, если да, то почему?

Вернемся к началу нашего урока и ответим на вопрос: Что надо сделать, чтобы не исчезли лошади башкирской породы?

-Итак, чем полезна лошадь для человека? Что от нее можем получить?

В конце классного часа вспомним о легенде возникновения названия нашего села (ученики рассказывают легенду названия села Акмурун).

Легенда: во время летовок, в реке утонул жеребец с белой мордой, принадлежащий местному баю Асату. По этой причине речке дали название Акмурунка (видимо, кличка жеребца была Акмурун). А селу название Акмурун.

-Я думаю, что те, кто не прочитал эту книгу, прочитают.

Учитель подводит итог: Человек, должен читать разные книги, расширять кругозор, любить животных, знать свою историю, быть культурным, воспитанным, уважительным.

Учитель: В наш век стрессов и скоростей лошади уже не играют той роли, как раньше. Но…
конь и сейчас первый помощник на селе;

мы можем очень много получить полезного от лошади, первое это кумыс;
ни одно цирковое представление не проходит без лошади;

лошадь главный герой конных состязаний;

многие молодые предпочитают дорогим иномаркам и лимузинам свадьбы на лошадях на тройках \ведь это так романтично\

надо сохранить лошадь башкирской породы, и я призываю вас к этому.

Закончим наш классный час стихотворением «Конь» -Языкова. (слайд 19)

Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом полей,

Сизый пар кипит и пышет

Из пылающих ноздрей.

Громким голосом заржал

Встрепенулся конь- и в поле

Бурноногий поскакал!

Скачет, блещущий глазами,

Дико голову склонил;

Вдоль по ветру он волнами

Черну гриву распустил.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Классный час на тему: Путешествие по очерку Рамазана Уметбаева «Башкирская лошадь».

Автор: Салихова Айгуль Абдулхаковна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства