Классный час "Есть такое слово "выстоять" (по материалам школьного музея)
Классный час "Есть такое слово "выстоять" (по материалам школьного музея)
Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Есть такое слово "выстоять" (по материалам школьного музея)»
МОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»
(по материалам школьного музея)
Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Ход беседы
1. Вступительное слово.
Учитель: В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и победоносном окончании войны в Европе.
Великая Отечественная война (1941-1945гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и протяженной в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.
2. Чтение стихотворений, рассуждения обучающихся по теме.
Обучающаяся читает стихотворение:
Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа – она все вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
И. Эренбург
Учитель: Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.
- Как вы понимаете слово «подвиг»?
Обучающиеся рассуждают.
Учитель: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Почти вся Западная Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
В памяти народа навечно остались: 29 трагических дней – столько дней мужественно сражались защитники Брестской крепости и не покорились врагу; 250 дней героической обороны Севастополя; 900 дней блокады Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа; 103 дня великой битвы под Москвой; 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.
Звучит 7-я симфония Д. Шостаковича (в записи). На фоне музыки обучающийся читает стихотворение:
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» -
Родина?
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но – поднимались в рост
Звонкие как победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно…
Можно убить меня,
Нас убить невозможно!
Р. Рождественский
Учитель: Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей.
Обучающийся
Вспомним их поименно…
Горем вспомним своим!
Это нужно не мертвым
Это нужно – живым!
3. Демонстрация живой газеты.
Обучающиеся поочередно называют имена героев и кратко сообщают об их подвиге.
Живая газета
(монтаж)
- Иван Иванович Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне.
- Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы.
- Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин.
- Людмила Павличенко – снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков.
- А. К. Горобец один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил.
- А. Ф. Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Подвиг танкистов сродни подвигу матросов крейсера «Варяг».
- М. П. Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск.
- Мусса Джалиль – замечательный писатель, поэт, погиб в концлагере от рук фашистских палачей.
- Ю. В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа.
- Федор Полетаев пал смертью героя на итальянской земле. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью – высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь.
- За подвиги в годы войны четверо жителей Большесолдатского района получили звание Героя Советского Союза – это
Шпильков Григорий Андреевич-летчик, совершил 102 успешных боевых вылета на самолете ИЛ-2;
Бачурин Иван Игнатьевич-танкист, совершил боевой подвиг при освобождении Венгрии;
Забояркин Александр Васильевич—сапер 368-го отд. сап. батальона, совершил подвиг при переправе через Днепр в районе с. Лютеж;
Зубарев Иван Федорович-с расчетом вывел из строя 12 пулеметов, разрушил 20 домов, превращенных немцами в опорные пункты на территории Польши.
Учитель: А сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огненных рубежах!
4. Рассказы детей об участниках Великой Отечественной войны, жителей деревни Нижнее Гридино.
Дмитрий Григорьевич Тутов родился 28 октября 1925 года в силе Житень Большесолдатского района Курской области. С малых лет у него было большое желание учиться, но пойти в школу ему удалось только в 9 лет, трудности в семье, не позволяли сделать это раньше.
Учеба давалась ему легко, больше всего он любил литературу и историю, и уже в детские годы пытался писать свои стихи. Может и стал бы Дмитрий Григорьевич поэтом, если бы не начавшаяся война. В 1941 году он закончил 7 класс. Молодых ребят его возраста не брали еще на фронт, хотя желание было очень велико. Но не сидели ребята без дела, работали в колхозе: сеяли хлеб, убирали его, помогали там, где нужны были их молодые силы. А осенью 1941 года в село пришли немцы, начался оккупационный режим, новые порядки в деревне. Но жизнь продолжалась, жители села как могли помогали фронту, партизанам, всем тем, кто скрывался от фашистов. Когда еще не стаял снег, в начале марта, село освободила Красная Армия, это были бойцы 240 стрелковой дивизии, которые освобождали и наш район. В марте 1943 года Дмитрий Григорьевич был призван на фронт, он и другие жители села влились в эту дивизию. Не одну сотню километров прошагал наш герой с боями по родной земле, но эти бои были уже за освобождение своей страны, своего края. После Курской битвы, 240 стрелковая дивизия принимала участие в составе І Украинского фронта в форсировании Днепра. Противник делал все, чтобы сбросить смельчаков в Днепр. Обожженные пламенем войны артиллеристы, сверстники Дмитрия, встречали немецкие «тигры» и «пантеры» бронебойными, а командир пулеметного расчета Д.Г.Тутов, то и дело прикладывался к ручкам «Максима».
Воины дивизии шли в бой с единой мыслью: полнее отомстить захватчикам за нашу поруганную землю, за слезы и кровь советских людей. Они отдавали свои молодые жизни не ради славы и наград.
Вырастали на полях, на перелесках свежевыкопанные холмики, а живые продолжали идти вперед. До того самого места, где стрелковая дивизия поставила свою победную точку в войне.
Смерть обошла Дмитрия Тутова, хотя осколки бросали несколько раз на холодное дно окопа. Они и после напоминали о себе в дни непогоды.
Здесь на огненном Лютежском плацдарме, под Киевом, он написал первое в своей жизни стихотворение о войне. Оно рассказывало об этих событиях: кровавых, жестоких, не щадящих никого.
После очередного ранения в конце 1944 года, Дмитрия Григорьевича комиссовали из армии, он возвращается в родную Житень.
Придя с войны, своим самоотверженным трудом восстанавливал разрушенное хозяйство, работал за себя, и тех товарищей, которые не вернулись с поля боя.
Д.Г.Тутов награжден многими боевыми наградами, в мирные дни к ним прибавилась медаль «За трудовое отличие». Храбрый пулеметчик заслужил ее на поприще культурно-просветительской работы. Хотя сельское хозяйство отнимало немало времени, любовь к поэзии не пропала. Свои стихи он продолжает писать до самой смерти. Они печатались в «Сельской жизни», «Курской правде», «Молодой гвардии», районной газете. И сегодня, в мирное время, они продолжают рассказывать нам о той далекой, и такой близкой войне.
Много стихов у Д.Тутова и о мирной жизни, о тех проблемах с которыми столкнулась деревня сегодня это: «Неперспективное село» и «В город»; и о людях труда «Агроном», «Тракторист», «Страда», «Медицинская сестра»; о природе родного края «Родник», «Колодец».
5. Рассказы о подвигах партизан в годы войны.
Партизанка Шура Савельева.
23 февраля — день освобождения села Большесолдатского от немецких захватчиков. Среди тех, кто приближал этот день, была и Шура Савельева. Она родилась 29 мая 1923 года в деревне Щербачевка Ржевского сельсовета. После окончания 9 классов Большесолдетской средней школы Шура работала в РОНО, а потом в прокуратуре секретарем.
Началась война Девушка старалась сохранить архив и дела прокуратуры. Она спрятала дома у себя 2 мешка книг. После освобождения местности отец Шуры, Максим Филиппович, возвратил документы в прокуратуру.
Когда немцы вступили в Щербачевку, Шура была дома. Ее хотели угнать в Германию, но девушке удалось скрыться.
Весной 1942 года с группой комсомольцев района Шура пришла в урочище «Прохода», где базировался партизанский отряд, во главе которого был Федор Никитич Донцов. В отряде было 34 человека, здесь были местные коммунисты и комсомольцы. Шура в отряде была разведчицей. Она налаживала связь с местными коммунистами, оставленными в тылу врага, получала сведения о замыслах карателей, расположении немецких частей и приносила эти сведения в отряд.
Шура была смелая и решительная девушка. Выполняя задание, она знала, что идет на смерть, и никогда не думала о себе.
9 июля 1942 года Шура ушла ночью в очередное задание и должна была в ночь на 10 июля возвратиться в отряд с важными сведениями. Но этому не суждено было свершиться. В отряд проник предатель, он сообщил немцам, где находился партизанский 'отряд.
Пока каратели вместе с полицией собирались' напасть на отряд, партизан предупредила Шура Ануфриева, которая жила в селе Бахтинка Киревского сельсовета. Едва она добежала до партизанского отряда и сообщила, куда нужно отступать, как с западной стороны появились цепи немцев. Трещали пулеметы, стреляли из винтовок, немцы были вооружены до зубов. Партизаны успели уйти, но в спешке оставили в лагере кое-какие вещи, в том числе остались вещи и Шуры, где был ее паспорт, который попал к карателям.
Началась слежка за партизанкой и ее семьей. Часто немцы приходили домой к Шуре, но ее не заставали.
А партизаны продолжали борьбу. Несколько раз Шура срывала отправку молодежи в Германию, перебрасывала оружие в партизанскую группу, от руки писала листовки и носила их по селам. Смелая, отважная девушка часто ходила в разведку и ни разу не возвращалась, не выполнив задание.
Однажды, выполняя очередное задание, Шура пошла в с. Большесолдатское, но там ее схватили немцы. Партизанку пытали, но она не выдала своих товарищей. Шуру расстреляли в октябре 1942 года в с. Большесолдатское. Она гордо шла на смерть, и ее последними словами были: «Стреляйте в меня, но знайте, нас много, за меня отомстят!» Шура погибла как героиня, как подлинная патриотка своей Родины, не молила врагов о пощаде, никого не выдала, ни слова не сказала.
За мужество и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны Александра Максимовна Савельева награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
Но герои не умирают, они живут в памяти благодарных потомков.
6. Обсуждение вопросов об истоках массового героизма во время Великой Отечественной войны.
Из воспоминания жительницы деревни Нижнее Гридино Локтионовой Нины Макаровны о периоде оккупации деревни в годы Великой Отечественной войны.
После объявления войны стали забирать мужчин на фронт. Забрали соседей-мужщин, деревня постепенно уменьшалась. Боясь, что фашисты войдут в село, колхозное стадо коров было решено угнать из деревни. Эту задачу возложили на двух доярок и двух скотников. Догнать они успели до Саратова, а там уже были немцы, пришлось возвращаться домой. А уже осенью в деревню пришли немцы. Когда наши покидали деревню, здесь они оставили своих людей для связи – это Непочатых Дмитрий Александрович, он должен был держать связь с партизанами. Хотя ему не хотелось, но это был приказ. Новые хозяева установили свой порядок Непочатых Д.А. назначили старостой. Партизаны скрывались в лесах, но ночами заезжали в деревню за едой и за сведениями о том, что происходит. В партизанах находились: первый секретарь райкома партии Григорьев, начальник милиции Каменев, начальник уголовного розыска Жуков, они часто наведывались к старосте под прикрытием ночи. Среди жителей деревни нашлись и предатели – это три брата Перьковых: Семен, Николай, Иван. Николай стал служить в с. Б-Солдатское начальником полиции, Иван стал полицейским в своей деревне. За домом Непочатых Д.А. стали следить по доносу соседей полицейские. Однажды ночью трое партизан подъехали к дому старосты, лошадей оставили за сараем, но сосед Польских Панфил сообщил в полицию. Хозяину дома успели сказать, что сосед донес на него, партизанам пришлось быстро покинуть деревню. Полиция приехав в дом старосты никого не нашла, но следы лошадей за сараем были обнаружены. Старосту увезли в с. Б-Солдатское, но он отрицал, что у него были партизаны. Начальник полиции Перьков Николай, односельчанин, Непочатых Д. предупредил его, чтобы это было в последний раз, от исполнения обязанностей старосты его освободили, им стал Перьков Семен. После назначения Перькова старостой начались облавы, доносы. Зимой был арестован председатель колхоза с Согласие, его привезли в сельский совет, начались допросы с применением пыток. Арестованного сильно били, долго были слышны его крики. На следующее утро связанного посадили на лошадь, лицо его все было в крови. Арестованный сказал палачам, чтобы ему развязали руки, бежать ему некуда. В селе Б-Солдатское его повесили. Следующим стал Рышков, из этого поселка, которого арестовали, его отвезли в Б – Солдатское и там повесили. Полицаи усилили охоту за Григорьевым, партизаны теперь приезжали к Непочатых Устину, его дочь Зинаида Устиновна была на фронте медсестрой. Григорьев скрывался в этой семье. Но предатели выдали его и он был арестован, арестовали и Устина. Их увезли в район, но около Кучугур Григорьев при попытке к бегству был убит. Новый порядок установленный немцами, предателям пришелся по душе, вот они и хозяйничали как хотели. Много хороших людей унесла война и на фронте погибали и в тылу нелегко приходилось. Когда освободили нашу деревню, стали забирать молодых ребят на фронт, в основном это был 1927 год рождения, в феврале 1943 года нас освободили, нашей радости не было конца. Все кто служил у немцев, ушли с ними, боясь красных. После ухода немцев мирная жизнь в деревне постепенно налаживалась. Председателем колхоза стала Щукина Галина Андреевна, очень честный человек. На полях приходилось работать нам тринадцатилетним, работали наравне со взрослыми, есть было нечего, картошка и то не в каждом доме, приходилось многим даже есть траву. Но мы жили мыслью о победе и никакие трудности нам не были страшны.
7. Обсуждение вопроса о вкладе тружеников тыла (подростов заменивших взрослых ушедших на фронт) в Победу над врагом.
Для школьников военной поры, особенно в прифронтовых и фронтовых районах, и сама учеба (жизнь) была подвигом. Им пришлось заменить взрослых ушедших на фронт.
Старшеклассники управляли тракторами, комбайнами, обслуживали жнейки, молотилки и другие сельскохозяйственные машины. Младшие школьники под руководством педагогов собирали на полях колоски, оставшиеся после уборки урожая. Десятки тысяч пудов хлеба получила дополнительно страна из колосков, собранных заботливыми детскими руками.
Учитель: Вот такое это было поколение, вошедшее в историю как поколение победителей. Ценой беззаветного мужества и огромных жертв фашизм был разгромлен.
Обучающийся (читает стихотворение).
Шел смертный бой,
Земля в огне кипела.
Был сужен мир до прорези прицела,
Но мы, полные решимости и веры,
Ему вернули прежние размеры.
В.Кочетков
8. Обсуждение вопросов о преемственности поколений – военного и нынешнего.
Учитель: 9 мая 2010 года страна отмечает 65-летие Великой Победы над фашизмом. Нашему поколению выпала честь равняться на ратные и трудовые подвиги военного поколения.
-Как вы понимаете свою обязанность перед поколением военного времени?
Обучающиеся рассуждают.
9. Заключительное слово.
Учитель: Время неузнаваемо преобразило поля былых сражений. Меняется наше отношение к Германии, русские девушки выходят замуж за немцев, немцы женятся на россиянках. Но есть то, что неподвластно времени. Память о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминания о войне.