Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я выбираю здоровье" »
Классный час «Я выбираю здоровье".(6 класс)
Цель: приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
Задачи:
выяснить, что такое “здоровье”;
определить факторы, влияющие на здоровье и вывести “формулу здоровья“;
создать условия для развития коммуникативных умений учащихся .
Эпиграф:
“Здоровье – это главное жизненное благо”. Я. Корчак
Ход.
Послушайте притчу:
Жил мудрец. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу» . Мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Ребята, подумайте и скажите, что вы считаете самым главным для себя, для своей активной деятельности, для хорошего настроения? (Ответы детей)
Конечно, это здоровье. Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец.
Сегодня у нас классный час на тему “ Я выбираю здоровье ”. Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него.
Для начала проведём небольшую разминку «Собери пословицу». Вам необходимо продолжить пословицу:
В здоровом теле ,(здоровый дух) .
Голову держи в холоде, (а ноги в тепле).
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит).
Землю сушит зной, человека (болезни) .
К слабому и болезнь (пристает) .
Любящий чистоту – (будет здоровым).
Здоровье сгубишь – (новое не купишь).
Было бы здоровье, (а счастье найдется).
Не рад больной и (золотой кровати).
Здоров будешь – (все добудешь).
Где здоровье, (там и красота).
Береги платье снову, а (здоровье смолоду).
Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость .
Так что же такое здоровье? И какой смысл в понятие “здоровье” вкладываете вы? (Ответы учащихся)
Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов".
В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем наиболее простую из них. Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нём задуматься. У вас на столах жетоны трех цветов: красный, желтый, зеленый.
Если вы не болели в течении всего учебного года – у вас самый высокий уровень здоровья.(зеленый жетон)
Если заболевание возникало во время эпидемии – средний уровень здоровья.(желтый жетон)
Если вы болели во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий.(красный жетон)
Проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета мне. Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом.
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья. Как вы считаете, из каких компонентов будет состоять формула здоровья? что же влияет на здоровье человека?
Ответы учащихся:
Наследственность
Образ жизни
Окружающая среда
Качество медицинских услуг
Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни.
Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?
Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):
1. Физическая активность
2. Вредные привычки
3. Режим дня
4. Правильное питание
5. Положительные эмоции.
Физическая активность.
«Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой» (Платон). Люди с самого рождения жить не могут без движения . Работа мышц человека усиливает обмен веществ в организме. Чем сильнее физическая нагрузка скелетных мышц, тем больше получает энергии сердце. Какие виды спорта вы бы назвали самыми полезными и доступными? ( Плавание, езда на велосипеде, лыжи, коньки)
Давайте устроим себе физкультминутку.
Ветер дует нам в лицо, (машем на себя руками)
Закачалось деревцо, (качаем руками над головой из стороны в сторону)
Ветерок всё тише – тише, (приседаем)
Деревцо всё выше – выше.(тянемся вверх)
Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил. Массовая гигиена получила распространение лишь со второй половины 19 века, когда начинают изготавливать мыло промышленным способом и оно становится доступным многим. А до этого Западная Европа утопала в грязи. Так испанская королева Изабелла Кастильская заметила, что приняв купель при рождении, она во второй раз умывалась перед свадьбой. К воде питали отвращение. Омовение сводилось к тому, что утром лакей лил несколько капель духов на руки, а вечером подавалось смоченное с одного конца полотенце, которым протирались лицо и руки. На Руси активную борьбу за гигиену вёл Петр I, хотя в народе и до его указов любили баню. В наше время, когда в каждом доме есть ванна, горячая вода, соблюдение правил гигиены не составляет никакого труда.
Вредные привычки.
Курить. Употреблять алкоголь. Принимать наркотики. Это самые разрушительные для здоровья привычки. Каждая из них это отдельная тема для последующих бесед с вами. Если хотите быть здоровым, избегайте вредных привычек.
Режим дня.
Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются. Неспособность человека себя заставить придерживаться определенного и четкого режима – признак безволия, неорганизованности, слабохарактерности.
Правильное питание.
Древние китайцы были уверены, что человек болеет только по двум причинам: или в него вселились злые духи, или он что-то не то съел.
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять 2 условия: умеренность и разнообразие. Старинная индийская притча гласит: “Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро– быстрее умрет, тот, кто ест помалу и медленно– тот живет долго”. Каждому из нас рекомендуется 4-х разовое питание по калорийности – 30% на завтрак, 40% – на обед, 10% – на полдник, 20% – на ужин.
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые нужны организму. Продукты, которые дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать: мёд, гречка, изюм, масло. Продукты, которые помогают строить организм и делают его более сильным: творог, рыба, мясо, яйца, орехи. Продукты, которые содержат много витаминов: фрукты и овощи.
Я хочу предложить вам один из вариантов памятки по режиму питания..
Питайтесь регулярно, 3–4 раза в день и в одно и тоже время.
Не употребляйте пищу на ночь.
Не торопитесь, прием пищи должен занимать не менее 15 минут.
При избыточном весе ешьте малокалорийную пищу и устраивайте разгрузочные дни (обязательно после консультации с врачом).
Обязательно завтракайте.
Ешьте разнообразную пищу растительного и животного происхождения.
Положительные эмоции.
Необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.
Здоровье это достояние каждого человека. Если человек здоров, то всё у него получается, он учится, работает, занимается спортом. А если у человека нет хорошего здоровья, то у него возникает много проблем. Поэтому каждый человек должен с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья. «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял!»
В заключение классного часа, я хочу обратить ваше внимание на рисунок «ЗОЖ»(здоровый образ жизни).
Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: “Я могу, я хочу, я должен”. Эти ветви поддерживают ствол “ЗОЖ”, питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни:
правильное дыхание;
правильное рациональное питание;
двигательная активность;
положительные эмоции;
предупреждение формирования пагубных привычек.
Мне очень хочется, чтобы вы по-новому взглянули на себя, свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше ценили драгоценный дар жизни и вели здоровый образ жизни.