МБОУ Верейская средняя общеобразовательная школа №1
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Добро должно быть с кулаками….»(этическое воспитание)
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ Верейской СОШ №1
Солохина Наталья Петровна
Верея 2012г
Цели:
*развивать представление учащихся о добре и зле; формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям;
*воспитывать стремление совершать добрые дела;
*учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
*дать понятие слова «доброта»,мотивировать детей на добрые поступки на благо людям.
Форма проведения: нравственный диалог.
Оборудование:
*презентация к уроку;
*мультимедийное оборудование;
*тексты стихотворений;
*Карточки с пословицами;
*правила доброты;
*заготовки для изготовления аппликации «Солнышко»;
*свечи;
*музыка.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Учитель:
-Ребята, сегодня на нашем классном часе мы будем говорить о доброте и добрых делах.
Давайте поклоняться доброте!
Где красота- там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись.
Ни светлым днём, ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
Слайд №1(Как праздник, как счастье ,как чудо,
Идёт доброта по земле….)
Эмоциональная зарядка:
Учитель:- Сейчас, ребята, у меня к вам большая просьба: закройте, пожалуйста глаза на минутку, улыбнитесь(обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Слайд №2
Учитель:- Это от ваших улыбок засияло солнце и согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
-Добро…….Доброта…… Что же это такое?
(высказывания детей)
*Доброта согревает, как солнце.
*Добро начинается с любви к живому.
*Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и даже прекрасной.
Учитель:- Какого же человека можно назвать добрым?
Учитель:- Добрый человек – это тот ,кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Слайд №3 ( А.Грин. О доброте.)
Учитель:- Толковый словарь Сергея Ожегова даёт определение доброте такое:
«Доброта – это отзывчивость ,душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.»
Учитель:- У нас в классе тоже прямо у вас на глазах расцвёл цветок, что он вам напоминает? Слайд №4
Дети: Волшебный цветок из сказки В.Катаева «Цветик- семицветик »
Учитель:- Это Цветок добра! Давайте определим названия лепестков этого чудесного цветка.(подбор однокоренных слов) Слайд №5
Дети: Добрый, доброта, добронравный, добропорядочный, добросовестный, добродушный, добродетель, доброжелательный, добросердечный.
Учитель:- А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
Ответы детей.(Беседа о добрых поступках)
Учитель:- Мне кажется, в вашей жизни были случаи ,когда вас обижали.(ответы детей)
Учитель:- Какие чувства при этом вы испытывали?(боль, горечь, досаду, обиду , несправедливость, чувство одиночества).
Очерчивание круга проблем.
Слайд №6 Учитель: -Прочитайте предложения. Вам они нравятся или в них что-то не так?
Дети: Предложения одинаковые. Но не хватает знаков препинания.
Учитель:- Я добавлю знаки, а вы прочитайте выразительно. Скажите, что изменилось?
Пунктуационное оформление(ситуация затруднения).
Вопрос: Добро должно быть с кулаками?
Учитель:- Как вы считаете?
Уверенность: Добро должно быть с кулаками!
Учитель:- Согласны?
Раздумье, размышление: Добро должно быть с кулаками…
Учитель:- Многоточие заставляет задуматься, поразмышлять.
Вопрос-проблема:
-Учитель: Мнения разделились. Утвердительных ответов не было, поэтому мы должны постараться верно ответить на этот вопрос: «Добро должно быть с кулаками..» Слайд №7
Учитель:- Так ли это?
Пути решения проблемы.
Учитель: Выделите из предложения два слова противоположных по значению.
Дети: Добро. Кулак.
Учитель: Почему?
Дети: Кулак –это зло. Слайд №8
Учитель: Докажите(учащиеся подбирают ассоциации).
(Кулак- драка, слёзы, боль ,обида, оскорбление)
Учитель: Молодцы! А что вам представляется при слове добро?
Дети: Радость, улыбка, солнце, мама, цветы….
Учитель: Может ли добро быть рядом со злом?
Дети: НЕТ! Слайд №9
Проверка домашнего задания.
Учитель: Дома вы рисовали рисунки на тему: Добро и зло.
(рассказывают о том что изобразили и почему?)
ВЫВОД: Добру противостоит зло. В жизни между добром и злом идёт вечная война. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного труда души. Добро должно быть сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Чтобы победить зло , надо чтобы добра было больше.
Правила доброты:
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться с другом.
Не завидовать.
Прощать и любить.
Помни: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить , а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Учитель: Попробуй и ты увидишь, какими тёплыми , радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку. Слайд №10
Творческая мастерская: Учащиеся изготавливают «Добрые солнышки». (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
План работы:
Возьмите основу- круг. Это солнышко.
Выберите из предложенных лучиков только лучики с добрыми словами.
Приклейте их по кругу, нанося клей по контуру.
Переверни получившееся солнышко и приклейте вторую основу.
Учащиеся дарят солнышки друг другу и гостям .
7.Подведение итога урока:
Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми, смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово!
Учитель читает стихотворение:
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту! Слайд №11
Учитель: А сейчас я попрошу вас всех встать в круг, сложите ладошки и представьте что у вас в руках сердце, поместите в него все самые добрые чувства. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. Почувствуйте как вас согревает доброта. Слайд №12
Исполнение песни «Дорога добра»
РЕЗЕРВ: Работа с пословицами:
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, а ищи доброты.