Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
«Акция: ДЕНЬ БЕЗ СИГАРЕТЫ»
ИЗГНАНИЕ СЕРОГО ДЫМА
Разработан:
учителем русского и литературы Алексеевой Е.Ф.
Методический паспорт проекта
Цель проекта:
Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека,
развеять миф о “полезности” курения;
Воспитывать привычку к ЗОЖ;
Коррекция норм поведения при проведении спора.
Формирование творческой , стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности;
формирование отрицательного отношения к вредным привычкам;
профилактика курения среди подростков.
Задачи проекта:
Пропаганда здорового образа жизни;
Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
Учебно-методическое обеспечение урока:
Этапы проектной деятельности:
1.Организационный момент.(5 мин)
2.Сообщение задач урока:
Ознакомление с темой проекта
Анкетирование
Игра «мифы о пользе курения»
Просмотр слайдов о вреде курения
Игра “Собери и прочитай пословицу”
Подведение итогов
1 этап:
Дети рассаживаются за два стола, т.е. делятся на две группы.
2 этап:
Учитель: Сегодня нам предстоит трудный разговор о
коварном враге человечества – никотине.
На Земле курят ½ мужчин, ¼ часть женщин. Каждые 13
секунд от курения умирает человек (ежегодно 2 500 000
человек). Ежегодно в мире пишется 50 тысяч статей о
вреде курения, а 85% россиян не знают о вреде курения.
Дедушка Петра I, уличая в курении первый раз,
наказывал
60 ударами палок, во второй - отрезал уши и ноздри.
В 1697 году Петр I разрешил курить.
В XVI веке французский посол в Португалии доставил
королеве Екатерине Медичи листья табака,
привезенные из Америки. В то время думали, что
нюхательный порошок их табака избавляет от мигрени,
которой страдала королева. В разных сортах табака от 0.7 до 6% никотина (сильный яд) Смертельная доза никотина - 80-120 мг.
Одна сигарета содержит 3 мг никотина. Кроме никотина в табаке содержится около 30 особо вредных веществ. Болезни сердца (инфаркт миокарда
в 12 раз чаще, чем у некурящих),
болезни
пищеварительной системы (язва
желудка, рак пищевода, рак губы),
болезни
дыхательной системы (на 100
случаев туберкулеза 85 у
курильщиков), болезни
выделительной системы, - и все
это от курения. У женщин чаще
происходит прерывание
беременности, выкуривание
четырех сигарет провоцирует роды. Жены курильщиков умирают на
4.1 года раньше. Если вы курите – вычитайте из средней продолжительности жизни 6-8 лет. Сегодня мировая медицина утверждает: из-за пьянства каждые третий мужчина умирает до срока, каждый пятый - из-за курения. Пристрастие к курению табака соответствует понятию наркотик! Курящий человек психически и физически зависит от курения. Зачем люди курят? На этот вопрос исчерпывающе ответил один психиатр:
«Люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что
не могут бросить».
Сколько курят? На каждого жителя нашей страны (включая детей) приходится в год 1,55 кг табака.
Учитель: Вы, конечно, не раз слышали о вреде курения.
А может быть, о “пользе”? Многие из вас говорят, что
курение никак не влияет на здоровье.
Сейчас мы попытаемся отстоять два убеждения
совершенно противоположных друг другу и проведем
с вами спор. Одна группа будет выдвигать и защищать
доводы о вреде курения, другая – защищать мифы о
“пользе” курения. Потом ваши утверждения сопоставим с заключениями ученых и посмотрим кто прав в данной ситуации. За нашим спором будет наблюдать независимый эксперт, к которому за помощью вы можете обратиться в затруднительной ситуации. Кому из вас какое утверждение придется защищать вы узнаете выбрав и открыв конверт. Вы согласны быть участниками спора? (Педагог объясняет правила ведения спора).
Работа по теме.
Учитель: Я предлагаю вам заполнить анкету. Попрошу вас ответить честно. Анкета анонимная. Подписывать её не надо. Анкета.
Пробовали ли вы курить.
Да
Нет
Первую сигарету выкурили
Один
С другом
В компании
Курю для того, чтобы
Считать себя взрослым
За компанию
Ради интереса
Как ты учишься?
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Твой пол
Мужской
Женский
Куришь ли ты в настоящее время
Да
Нет
На твой взгляд курение – это…
Полезное занятие
Вредное занятие
Как на твой взгляд можно избавиться
от курения?
Работа в группах.
Учитель: У вас в конвертах находятся доводы о вреде никотина (курения ) и мифы о “пользе”. Каждая группа выбирает своё.
Табачный дым – это смесь газов и аэрозолей, включающая 4720 различных веществ, большая часть из которых очень опасны как для здоровья курящего, так и для окружающих его людей.
В горящей сигарете находится
много химических соединений
приносящих вред организму и
вызывающих заболевания всех
органов.
Курение сокращает жизнь.
Никотин – это слабый наркотик и
привыкая к нему с каждым годом
будет всё труднее избавиться.
Курильщик чаще других болеет
туберкулезом и подвержен такому
заболеванию как рак легких.
Курящий человек страдает одышкой, его мучает кашель, тошнота, головокружение.
У курящих людей снижается память, умственные способности, человек может стать нетрудоспособным.
Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными
Курящий человек становится заторможенным, у него часто болят суставы, появляется ломота в мышцах.
Курящая женщина может родить
ребенка инвалида (урода).
У курящих семей может не быть
детей.
Дети курящих мам отстают в
умственном и физическом развитии.
От курения портятся зубы, кожа
лица приобретает землистый цвет.
Курящие люди дольше сохраняют
стройную фигуру.
Курево успокаивает нервы.
На морозе сигарета согревает.
Никотин (табак) применяют в
парфюмерной промышленности.
Курение позволяет быть “продвинутым”.
Защита своих убеждений.
Презентация о вреде курения (опровержение “пользы” и защита вреда курения).
Учитель: Мы выслушали ваши утверждения. У ученых по этому поводу свои утверждения. С ними мы не можем не согласиться. Это научные доказательства, а с наукой спорить бесполезно.
(При просмотре слайд – программы (Слайды 1-30), мифы о “пользе” курения убираются.)
Учитель: Вывод.
Болезни, возникающей только от курения не существует.
НО… продукты курения и в первую очередь никотин, ведут к развитию серьезных и разнообразных заболеваний (тяжелые бронхиты, эмфизема, туберкулез, рак легких, атеросклероз, эндартериит, гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, рак желудка и другие.)
Память, умственные способности у курильщика резко снижаются, что ведет к отставанию в развитии от своих не курящих сверстников
Организм курильщика изнашивается и стареет значительно раньше, чем организм некурящего.
Результаты анкеты (вывешиваются на доске).
Учитель: Согласны ли вы с утверждением, что курение вредит вашему здоровью или ещё есть сомнения. Чтобы сомнений не возникало давайте посмотрим следующие факты. (Слайд 31-33)
Можно ли избежать проблемы, т.е вообще не курить. Давайте определим надо ли курить и как избежать этого. (Слайд 34)
Для этого надо вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни. Как вы понимаете что такое ЗОЖ? Давайте посмотрим из чего складывается. (Слайды 37, 38)
Пословицы о вреде курения, о ЗОЖ.
Игра
“Собери и прочитай пословицу”.
Пословицы.
Курильщик – сам себе могильщик.
Табак и верзилу седеет в могилу.
Табак – забава для дураков.
Курить – здоровью вредить.
Когда появляется табак, удаляется
мудрость.
Поздоровавшись с сигаретой,
попрощайся с умом.
Итог.
Учитель: Меры, которые предлагаются для искоренения этого зла. Каковы же те самые меры, благодаря которым развитые страны избавляются от курения.
Прежде всего, это полный запрет на рекламу табачной продукции и пропаганда курения.
Так же это меры экономического воздействия на курильщиков. Во многих фирмах и компаниях некурящим сотрудникам выплачиваются ежемесячные премии. Этот метод был признан самым эффективным.
Следующий по эффективности метод – это запрет на курение в общественных местах, в том числе на улице. Ведь курильщик дымом табака оказывает вредное воздействие на окружающих. Таким образом, за счет вышеперечисленных мер, снизив привлекательность курения среди взрослого населения, можно устранить тягу к этому у подростков. Ведь подросток желает выглядеть взрослым, то есть подражает взрослому, а лишь затем привычка укореняется.
Для сокращения курения можно применять много разных мер:
строгое ограничение мест для курения,
штрафы,
создание медицинских учреждений для лечения курильщиков,
проведение дней здоровья в общеобразовательных учреждениях и среди взрослых.
Пример- На своих предприятиях в Детройте Генри Форд запретил курить. Суд поддержал Генри Форда, поскольку он с цифрами в руках доказал, что заботится о здоровье рабочих. После этого производительность труда на заводах Форда выросла на 8%.
По одному из американских телеканалов показали фрагмент, в котором знаменитый артист Юл Бриннер сказал о вреде
курения. Впечатление от его слов было
потрясающим: «Теперь, когда я уже мертв, я могу
сказать одно: не курите… Если бы я мог
воздержаться от курения, ни о какой раковой
опухоли не было бы речи. Я убежден в этом».
Эта передача была сделана за несколько часов
до его кончины.
Учитель: А сейчас я попрошу всех встать.
Спор окончен. Всем понятно – курение вредно.
(Слайды 39, 40)
Курение - медленное самоубийство”.
Скажи себе : “Нет!”
Прекращать дурные привычки надо сразу.
Занятия спортом укрепляют волю, делают человека бодрым, здоровым, отвлекают его от вредных наклонностей.
Человек с сильной волей никогда не начнет курить!
От причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый.
Вдумайтесь в эти цифры и факты. Здоровье не купишь.
Мы все участники спора обращаемся ко всем курящим людям со словами….(Демонстрируется слайд со словами):
Ученик1: - Брось сигарету! Табачный дым
Полон химических ядов!
- Брось сигарету – тебе говорим!
Себя отравлять не надо!
Ученик 2: Послушайте, люди!
Хотим мы сказать:
Давайте здоровьё
Своё охранять!
Пусть радуга будет,
И солнышку быть!
Пусть каждый рассудит:
Курить? Не курить?
Ученик1: История нам
Рассказала о том,
Что раньше не знались
Ведь мы с табаком.
И были все русичи
Богатыри.
И силой и разумом
Были сильны.
Ученик 3: Они побеждали
В неравном бою
И Матушку – Землю
Хранили свою.
Узнали о них
Мы из русских былин.
А что же теперь?
«Господин Никотин?»
Ученик 1: Пришла из Америки
Эта беда.
Табак как лекарство
Везли в города.
Курили, дымили,
Болели и что ж?
Никто на Добрыню
Теперь не похож.
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие . Каким бы ни было твое отношение к курению, возможно, ты куришь каждый день, от случая к случаю или не куришь вовсе – в любом случае твое будущее зависит от твоего выбора.