Исследовательская работа "Национальная чувашская кухня"
Исследовательская работа "Национальная чувашская кухня"
Актуальность исследования.
В настоящее время все страны очень бурно развиваются. В связи с этим меняется и наша жизнь, уходят в небытие национальные традиции, национальная кухня, меняются ценности.
Чувашская кухня – часть национальной культуры, прошедшая большой путь исторического развития, достигшая своего совершенства и международного признания. Чувашская кухня является частью национальной культуры и истории Чувашской Республики
Объект исследования: кухня, как часть национальной культуры, в которой отражается история, быт и нравы чувашского народа.
Предмет исследования: характер, национальные особенности, традиции, предпочтения чуваш в еде.
Цель научно-исследовательской работы: сравнить и проанализировать кухню наших предков чуваш и чувашскую кухню сегодня; выяснить, какую кухню предпочитают учащиеся и учителя нашей школы.
Для достижения цели были поставлены следующие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Национальная чувашская кухня"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Областной конкурс детских исследовательских и проектных работ
«Многонациональное Оренбуржье»
Направление: «Многообразие национальной кухни»
Тема: «Национальная кухня чувашского народа и ее использование в современной жизни»
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Национальная кухня……………………………………….......4
1.1. Особенности чувашской кухни………………………………...…..5
1.2.Чувашская кухня: «вчера» и «сегодня»…………………………….7
Глава 2. Опытно-практическая работа………………………………….9
Заключение………………………………………………………….........11
Список литературы………………………………………………..……..12
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время все страны очень бурно развиваются. В связи с этим меняется и наша жизнь, уходят в небытие национальные традиции, национальная кухня, меняются ценности.
Чувашская кухня – часть национальной культуры, прошедшая большой путь исторического развития, достигшая своего совершенства и международного признания. Чувашская кухня является частью национальной культуры и истории Чувашской Республики
Объект исследования: кухня, как часть национальной культуры, в которой отражается история, быт и нравы чувашского народа.
Предмет исследования: характер, национальные особенности, традиции, предпочтения чуваш в еде.
Цель научно-исследовательской работы: сравнить и проанализировать кухню наших предков чуваш и чувашскую кухню сегодня; выяснить, какую кухню предпочитают учащиеся и учителя нашей школы.
Для достижения цели были поставлены следующие
задачи:
1. Изучить особенности национальной чувашской кухни.
2. Сравнить чувашские блюда: «вчера» и «сегодня»
3. Провести анкетирование и выявить, какая еда предпочтительнее среди наших сверстников: традиционная чувашская или обычная.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ теоретической литературы;
-наблюдение;
-анкетирование учащихся и учителей нашей школы;
-описание;
-практическая работа.
За ответами на все эти вопросы мы обратились к книгам, журналам, специальной литературе и старейшим жителям с.Михайловка, а также опросили учащихся и учителей нашей школы об их взглядах на питание, об их отношении к национальным блюдам.
На основе полученной информации, анализа литературы по данной теме и анализа результатов анкетирования мы сделали соответствующие выводы.
Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Глава 1. Национальная кухня
Что такое национальная кухня? Существует ли она вообще? Насколько правомерна постановка этого вопроса, когда хорошо известно, что все люди разные?! В поисках ответа на этот вопрос следует исходить из того, что понимается под словом кухня. В словаре можно найти следующее определение кухни.
Кухня – слово, заимствованное из польского языка, в памятниках отмечается с XVIII века. Польское cuchnia – «кухня» через посредство древневерхненемецкого kochon восходит к латинскому coquina, производному от coqua – «варить, печь, жарить».
Кухня – часть национальной культуры, прошедшая большой путь исторического развития, достигшая своего совершенства и международного признания. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в сконцентрированном виде отражается история, быт и нравы нации.
Чувашская кухня в этом смысле не исключение: она также является частью культуры и истории Чувашии.
Особенности чувашской кухни
«Лишь травмы нет от пищи, - сказано в древней чувашкой «Книге судьбы», - а остальные, даже простуда, от неправильного питания». Потому чуваши, хотя и не особо привередливые в застольях, всегда внимательно относились к своей кухне.
Чувашская кухня насчитывает не одну сотню лет. Развиваясь, она, естественно, испытывала на себе влияние кулинарных традиций соседей: русских, татар, удмуртов, марийцев. Однако кулинарные заимствования не лишили чувашскую кухню национального колорита, а лишь способствовали ее разнообразию.
Искусство приготовления пищи (кулинария) связано с бытом и культурой, обычаями образом жизни народа. Интересна чувашская национальная кухня со своими излюбленными блюдами, традиционным убранством стола, манерой угощения. Тысячелетиями по крупицам собирался коллективный опыт наших предков, утвердилось понятие «чувашский вкус». Поэтому чувашу «кагайшюрби» кажется вкуснее русской окрошки, а «шыртан» - грузинского шашлыка сациви, «шаркку» - узбекского плова…
Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Чуваши издавна занимались земледелием и подсобным животноводством. Так что неудивительно преобладание в их рационе зерновых продуктов. А с конца XIX века ведущее место на чувашском столе занимает также и картофель.
Занятия земледелием, впрочем, не слишком способствовали развитию среди чувашей огородничества и садоводства. Набор выращиваемых ими овощей был относительно скромен: лук, морковь, редька, тыква, репа, свекла, капуста. Вот, пожалуй, и все. Занимались чуваши также и собирательством: использовали в пищу ягоды, дикорастущие орехи, травы
В основном чуваши вместо сахара использовали мёд из собственной или соседской пасеки. Поэтому их дети не знали, что такое зубная боль.
Чувашская кухня схожа с татарской и башкирской. Из мясопродуктов используется в основном баранина. Из неё готовят различные блюда, в том числе, и традиционный ширтан - разрезанную кусочками и заправленную специями и пряностями баранину, зашитую в бараний желудок и зажаренную в духовке. Обычно ширтан готовят осенью, после закалывания барана. Овощи для первых блюд не пассеруют, а кладут в сыром виде.
Готовят также мучные изделия с мясной и рыбной начинкой, блюда из теста, овощей, среди которых популярна тыква.
В основном пища чувашей растительного происхождения, где главное «участие» принимают овощи, фрукты и ягоды: картофель, лук, помидоры, огурцы, яблоки, груши, вишня, земляника, слива…
В основном чуваши вместо сахара использовали мёд из собственной или соседской пасеки. Поэтому их дети не знали, что такое зубная боль. Очень ценилось мясо. Обычно конину использовали в качестве жертвоприношения богам, для того, чтобы они послали им удачу, помогали в трудных ситуациях, оберегали от несчастий. Свинину, в качестве полноценной пищи, начали употреблять лишь в ХІХ веке. Кроме этого были в хозяйстве и домашние птицы: утки, куры, гуси. Куриное яйцо было незаменимо, так как его использовали для сдабривания теста.
Цельное молоко пили маленькие или больные дети. А из самого молока делали творог, сметану (хãйма), кислое молоко (турãх), масло (усламçу), сырки (чãкãт).
Хлеб не покупали, а делали дома. Готовность хлеба чуваши определяли по цвету. Из теста готовили колобки (йãва), вареники (хуранкукли) разные пироги. К особо значимому празднику, например, ко Дню Рождения, пекли каравай.
На муку размалывалась рожь. Пшеницу сеяли немного, потому что она была дорогим и редким злаком. Из овса делали крупу, а из гороха и чечевицы чаще всего варили супы. Из гречневой и просяной муки делали лепёшки, блины.
Главным напитком чувашей была родниковая вода. Чай не одобрялся, поэтому его пили очень редко. На празднике пили домашнее пиво, без добавления вредных химикатов. Пьянства, как такого, не существовало. Везде знали меру.
Обрядовая трапеза (йăла-йĕркетумаллиапат) - это блюда праздничного или ритуального назначения - свадебные, похоронно-поминальные, жертвенные, а также способ их подачи, оформления, потребления, ритуал и этика поведения участников трапезы. Трапезы бывают домашние и общественные. При приходе гостей чуваши показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись ширтан, чăкăт или тặвара (сырки), масло, мед; не требовавшие много времени на приготовление горячие лакомые блюда: месерлеçăмарта (сваренные вкрутую и поджаренные яйца), капăртма (пресные лепешки). Некоторые рецепты чувашской национальной кухни изложены в Приложении №1.
Пиво преподносилось с пожеланием здоровья и выражением благодарности: "Тав сана!".
По основным обрядам различались названия трапез: ачачăкăчё (сыр на родинах), çĕнĕçыняшки (обрядовый суп на свадьбе, букв. суп молодой) или çěнĕçыникерчи (обрядовая лепешка на свадьбе), никёспăтти (обрядовая каша при закладке дома), кĕрсǎри (пиво на осенних поминках в честь нового урожая) и др.
Современные чуваши не утратили своих кулинарных традиций. Многие национальные блюда дошли до наших дней, и являются частыми гостями на чувашском столе. Современный рацион чувашей стал более разнообразным. Увеличился ассортимент употребляемых в пищу овощей и фруктов. Кроме того, на чувашских трапезах стало больше рыбы. Появились различные соленья, грибы (чуваши их раньше почти не ели). К традиционным первым блюдам добавились, например, борщ, уха, щи. Ко вторым – котлеты. Все это, конечно, связано с общим повышением уровня жизни населения, плюс кулинарные заимствования из русской и других кухонь.
1.2.Чувашская кухня: «вчера» и «сегодня»
Чувашская кухня: из глубины веков
Чувашская кухня насчитывает не одну сотню лет. Развиваясь, она, естественно, испытывала на себе влияние кулинарных традиций соседей: русских, татар, удмуртов, марийцев. Однако кулинарные заимствования не лишили чувашскую кухню национального колорита, а лишь способствовали ее разнообразию.
Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Чуваши издавна занимались земледелием и подсобным животноводством. Так что неудивительно преобладание в их рационе зерновых продуктов. А с конца XIX века (достаточно поздно) ведущее место на чувашском столе занимает также и картофель. Занятия земледелием, впрочем, не слишком способствовали развитию среди чувашей огородничества и садоводства. Набор выращиваемых ими овощей был относительно скромен: лук, морковь, редька, тыква, репа, свекла, капуста. Вот, пожалуй, и все. Занимались чуваши также и собирательством: использовали в пищу ягоды, дикорастущие орехи, травы.
Чтобы узнать, какие же блюда готовили наши предки, мы провели беседу со старейшей жительницей с.Михайловка Андреевой Н.В.. Из разговора с Надеждой Васильевной мы выяснили, что большим подспорьем для чувашских крестьян было птицеводство. Они разводили (и разводят) кур, уток, гусей. Яйца птиц, в основном, продавались. Занимались чуваши и пчеловодством, знали мед, воск, торговали ими.
Блюда чувашской кухни можно разделить на следующие категории: жидкие горячие (первые), вторые блюда, печеные изделия с несладкой начинкой (могли подаваться на второе), выпечка со сладкой начинкой, напитки.
Из чувашских супов Надежда Васильевна отметила мясной или рыбный бульон с приправами (на чувашском языке – яшека), похлебку с клецками (шурпе). Весьма широко были распространены различные каши: гороховая, гречневая, овсяная. А пшеничная каша была в давние времена чувашским ритуальным блюдом.
С особым почтением чуваши относились и к хлебу. Обычно он был ржаным. Пшеничный был доступен, в основном, зажиточным слоям населения, основателями же нашего села были низовые чуваши и зажиточных в то время почти и не было, но даже они часто отдавали предпочтения хлебу ржаному. Без хлеба нельзя представить себе чувашскую трапезу. Неважно - обычную или праздничную. Хлеб считался священной пищей, его мог резать только глава семьи или самый старший ее член. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки.
Также Чувашская кухня славилась разнообразием мучных изделий. Чуваши издавна пекли пироги с крупой, с капустой, с ягодой (кукаль), позже появились лепешки и ватрушки с картофелем, а также с творогом (пуремеч). Знали чуваши блины и оладьи. Хупла – большой пирог с начинкой из мяса или рыбы. Его готовили, в основном, по праздникам. Да и вообще мясо чуваши раньше ели не так уж часто. Это была по большей части сезонная пища, доступная в период забоя скота – говядина, баранина, свинина. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. В праздники также готовили мясные блюда. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начиненного мясом и салом (шартан) или, к примеру, вареная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармаш). Из дичи ели, в основном, зайчатину.
Широко использовалось коровье молоко. Его пили в «чистом» виде (сет), а также кислым (турах). Делали из него творог и творожный сыр (чакат). Среди низовых чувашей был распространен и кумыс. Готовили чуваши и сливочное масло. Однако сами его ели мало – больше продавали.
Главной сладостью, помимо различной сладкой выпечки, был мед (пыл). Его ели как самостоятельное блюдо, а также использовали для приготовления различных напитков, в том числе браги, медовухи (корчама, сим-пыл). Из ржаного или ячменного солода делали пиво. Для повседневного употребление оно было менее крепким, а для праздничного застолья – более.
Чувашская кухня: день сегодняшний
Современные чуваши не утратили своих кулинарных традиций. Многие национальные блюда дошли до наших дней и являются частыми гостями на чувашском столе. Однако стоит отметить, что городское население ныне готовит национальную еду гораздо реже, чем сельское. Что, впрочем, вполне логично и характерно не только для Чувашии.
Современный рацион чувашей стал более разнообразным. Увеличился ассортимент употребляемых в пищу овощей и фруктов. Кроме того, на чувашских трапезах стало больше рыбы. Появились различные соленья, грибы (чуваши их раньше почти не ели). К традиционным первым блюдам добавились, например, борщ, уха, щи. Ко вторым – котлеты. Все это, конечно, связано с общим повышением уровня жизни населения (все же по сравнению, к примеру, с XIX веком чуваши явно живут лучше), плюс кулинарные заимствования из русской и других кухонь. Но не утратили и своего значения блюда наших предков. Конечно, домашнюю колбасу уже никто не делает, но традиционную чувашскую окрошку или пирог со свининой и картофелем еще можно встретить на наших столах.
Если окажетесь в Чувашии, то проблем с тем, чтобы «попробовать» ее на вкус у вас не возникнет. В Чебоксарах есть достаточное количество национальных ресторанов. В меню многих заведений присутствуют чувашские блюда. Хотя, конечно, настоящий чувашский колорит можно почувствовать, только побывав в глубинке, где вас не только вкусно накормят, но еще и продемонстрируют различные изделия народных промыслов. Причем, что весьма интересно, часто созданные не с целью продажи, а «для себя».
Глава 2. Опытно-практическая работа
Для того, чтобы выяснить отношение наших учащихся к разным видам кухонь, мы выбрали метод анкетирования.
Вопросы анкеты:
1. Какую кухню вы предпочитаете?
а) чувашскую
б) другую
2. Как вы относитесь к чувашской кухне?
а) отлично
б) предпочитаю современную кухню
в) безразлично
3. Как вы относитесь к блюдам не чувашской кухни?
а) отлично
б) предпочитаю блюда современной кухни
в) безразлично
4. Что больше всего нравится вам в чувашской кухне?
а) молочные продукты
б) мясные продукты
в) мучные изделия
г) напитки
5. Что больше всего нравится вам в другой кухне?
а) бутерброды
б) калорийные салаты
в) сладости
г) напитки
6. Как часто вы употребляете блюда национальной чувашской кухни?
а) каждый день
б) 2-3 раза в неделю
в) несколько раз в месяц
г) очень редко.
В социологическом опросе участвовали 19 учащихся. После проведения анкеты мы получили следующие данные, которые показаны в таблице №1.
Таблица №1
Вопросы анкеты
Анализ результатов анкетирования
1. Какую кухню вы предпочитаете?
а) чувашскую
б) другую
94,7% предпочитают чувашскую кухню
5,3% предпочитают другую кухню
2. Как вы относитесь к чувашской кухне?
а) отлично
б) предпочитаю современную кухню
в) безразлично
57,9 % - отлично
42,1 % опрошенных предпочитают современную кухню,
0 % - безразлично
3. Как вы относитесь к блюдам чувашской кухни?
а) отлично
б) предпочитаю блюда современной кухни
в) безразлично
63,1 % из числа опрошенных отлично относятся
31 % - предпочитают блюда современной кухни
5,9 % - безразлично
4. Что больше всего нравится вам в чувашской кухне?
а) молочные продукты
б) мясные продукты
в) мучные изделия
г) напитки
68,4 % любят мясные продукты
15,7 % - молочные
10,5 % - мучные изделия
5,2 % - напитки
5. Что больше всего нравится вам в другой кухне?
а) бутерброды
б) калорийные салаты
в) сладости
г) напитки
73,6% – бутерброды
21 % предпочли напитки
5,2 % - сладости
0,2 % - калорийные салаты
6. Как часто вы употребляете блюда национальной чувашской кухни?
а) каждый день
б) 2-3 раза в неделю
в) несколько раз в месяц
г) очень редко.
5,2 % употребляют чувашскую пищу 2-3 раза в неделю
5.2 % - несколько раз в месяц
89,6 % - каждый день
0% - очень редко
Сравнительный анализ показал:
Что чувашскую кухню любят большее число учеников, так как в основном в эту кухню входят натуральные продукты, без искусственных красителей и консервантов.
Заключение
Национальная кухня – сложное исторически развивающееся явление: это подтверждает и чувашская кухня, которая прошла длительный путь своего развития.
Проведенное анкетирование помогло сделать следующие выводы:
что большинство учащихся проголосовали за чувашскую кухню.
Данная научно-исследовательская работа доказывает, что Кухня - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа, она – часть культуры народа, а от ее развития зависит общая культура нации.
Культура каждого народа складывается из материальной и духовной сфер, которые, в свою очередь, включают в себя ряд компонентов. Одной из таких
составляющих материальной культуры этноса является пища. Как и у других
народов, у чувашей сложился свой набор пищевых продуктов, тесно связанных с окружающей природной средой и хозяйственно-экономической деятельностью.
Конечно, со временем национальная чувашская кухня теряет свою популярность, и встретить на наших столах чувашское блюда – редкость, но хочется верить, что мы не забудем свои корни, своих предков и их традиции