kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-просветительская беседа с элементами игры "Секреты выбора профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие входит в систему гражданского воспитания, оно необходимо для ориентации выпускников в окружающем мире. Идея профессиональной ориентации учащихся проходит через все основные этапы учебно-воспитательной работы. Мы остановимся: - на осмыслении выбора профессии; - изучим особенности классификации профессиональной деятельности человека: - сориентируемся в типах профессий, выявим свои стремления и наклонности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-просветительская беседа с элементами игры "Секреты выбора профессии" »



Информационно-просветительская беседа с элементами игры.

Тема: «Секреты выбора профессии»

Обоснование.

Данное мероприятие входит в систему гражданского воспитания, оно необходимо для ориентации выпускников в окружающем мире.

Учащиеся 9 класса, как «витязь на распутье», пытается выбрать свой жизненный путь профессиональной деятельности. Некоторые не задумываются над этой проблемой, полностью полагаясь на решение родителей, а многие пытаются проявить робкую самостоятельность, интуитивно полагая, что идти по этому пути все-таки придется самому, а неверный выбор – это потеря времени и сил.

Поэтому идея профессиональной ориентации учащихся проходит через все основные этапы учебно-воспитательной работы. Как определить свои способности? В этом могут разобраться мистер Интеллект, миссис Логика, мисс Фантазия. Простейшие тесты помогут определить профессиональное соответствие и простейшую формулу профессии.

Данная тема очень серьезна, своевременна, полезна и актуальна. Беседы с родителями, учащимися привели к мысли о необходимости данного вида работы.

Мероприятия соответствуют уровню развития учащихся, их кругозору, навыкам самостоятельности и творчества.

Уровень сформированности коллектива – выше среднего. Учащиеся обладают культурой общения и поведения, способностью к сотрудничеству и взаимопомощи.











Цели:

  • Серьезное осмысление в поисках выбора профессии;

  • Изучение особенностей классификации профессиональной деятельности человека;

  • Ориентация в типах профессий, выявление своих стремлений, желаний и наклонностей.



Задачи:



  • Содействовать осознанию смысла собственной жизни;

  • Помочь адаптироваться в современном мире, найти свое место в нем, самостоятельно принимать решение, творчески мыслить;

  • Способствовать развитию познавательного интереса, способностей к самообразованию;

  • Выработка осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, ответственности за свои поступки.



Мы остановимся:



- на осмыслении выбора профессии;

- изучим особенности классификации профессиональной деятельности человека:

- сориентируемся в типах профессий, выявим свои стремления и наклонности













Подготовка



Провести опрос учащихся, узнать, что их волнует, интересует при обсуждении этой темы.

Совместно с активной группой ребят подобрать материал, подготовить компьютерные презентации по типам профессий.

Организовать выступления докладчиков.

Отрепетировать сценки ролевых диалогов.

Подготовить аудиторию.

Составить анкеты, тесты и соответственно их размножить.

Пригласить на обсуждение гостей.

Подобрать специальную литературу о профессиях.

Собрать сведения о минимальной и максимальной заработной плате по разным профессиям, востребованных в регионе.

Пригласить родителей учащихся, которые могут выступить в роли экспертов по различным профессиям (экономисты, юристы, специалисты отделов кадров и т.д.)

Учащимся заранее выяснить условия труда и зарплаты наиболее интересуемых профессий.

















Часть первая.

ИЗ ВЕКА В ВЕК ПРОСТОЙ ВОПРОС

Вводное слово.

Воспитатель: Ребята, каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии. Но вести с вами разговор я решила не одна. К нам на встречу пришли Поэт, Психолог и Социолог, а так же выпускники нашей школы, а ныне студенты Волгоградского техникума железнодорожного транспорта Алексей и Андрей……….

В аудиторию входят учащиеся – докладчики, играющие роли Поэта, Психолога и Социолога. В аудитории стол, на котором таблички, указывающие места, определенные для гостей. Гости рассаживаются за столом.

Поэт : Я часто думаю, как все таки не свободны наши дети! Буквально с пеленок, с самого рождения они попадают в жизненную кабалу!

Воспитатель: С одной стороны, я совершенно с Вами согласна, но с другой – я твердо убеждена, что любому ребенку необходимы надзор, опека со стороны взрослых. Если ему предоставить полную свободу, не каждый сможет с ней справиться в сложном жизненном водовороте, и он может просто погибнуть.

Поэт: Да, конечно, но с раннего детства ребенок закован в тиски постоянных «нельзя», «надо», «должен», «обязан». Ребенок попадает в жестокий конфликт между личностью и обществом

Социолог: Можно сказать еще шире. Не просто обществом, а цивилизацией, культурой. Ребенок становится зависимым от многих составляющих общественного устройства. Ему трудно понять, что сложно быть в обществе, но без него существование человека невозможно.

Психолог: Да, многие общественные структуры неизбежно в чем то ограничивают личность, в противном случае они просто не смогут существовать. Однако не всякая личность выдерживает эти ограничения. Именно этот основной конфликт создает больше всего проблем психиатру, а так же невропатологу, психоневрологу.

Поэт: На мой взгляд, эти ограничения, часто являются несправедливыми, сами вредят обществу, которое возвело их в ранг необходимости.

Психолог: правильно, нет ничего столь совершенного, что нельзя было бы улучшить. Но самое главное надо понять – в обществе человек страдает, но и без общества он погибает.

Социолог: И на ограничение своей свободы надо идти сознательно.

Воспитатель: И опять «надо»! Давайте же послушаем, что об этом говорят сами ребята, вставшие перед выбором, что дальше. Эту сценку они разыграют в стиле шуточных рассказов Михаила Зощенко.

Часть вторая

«СВОБОДУ ЛИЧНОСТИ»

(ролевой диалог)

Действующие лица:

Ученики 9 класса

Антон

Саша, его друг с детского сада, и ныне одноклассник

(Антон лежит на диване. Около него сидит его друг Саша).

Антон: Мне тут на днях 15 лет стукнуло. До чего же я говорю, время летит. Прямо жить не успеваешь. Только родился, только твердо обеими ногами на четвереньки встал – волокут тебя в ясли.

Саша: И то правда, как топай в детский сад, парами ходить, песни хором распевать и под фортепиано вприсядку танцевать. Ужас!

Антон: А у меня, Саша, может с детства душа к свободе рвалась. Только например лягушку поймаю или червяка откопаю – воспитательница кричит: «Зачем в грязь лезешь! Ты опять строй нарушил! Индивидуалист – коллектив изнутри подрываешь!» Помнишь?

Саша: И то правда, волокут нас в этот коллектив, где всю жизнь Аньку Пчелкину за липкую руку держи, хотя мне за лягушку и то приятнее взяться было.

Антон: Да, друг, не успел оглянуться – школьные годы ударили. Да чего мне тебе об этом рассказывать, сам знаешь, через эти испытания вместе прошли…

Саша: Да, человек не блоха, ко всему привыкнуть может.

Антон: Я за эти 9 лет тоже почти свыкся, уже и дергаться перестал. И сижу тихо. А душа моя, тем не менее, страдает и наружу рвется.

Саша: Сплошная несообразность.

Антон: Вот уже 9 год обучения, экзамены… Жизнь бурлит и об учебе прямо думать неохота. А куда деваться, если тебя опять поволокут за парту опять в 10 класс.

Саша: Тут ты не прав, друг. Щас можно только 9 классов закончить, а там хошь – дальше учись, а не хошь – иди куда хошь.

Антон: А куда я хочу, мне себя спрашивать не приходится.

Саша: Родительского совета спросил все таки?

Антон: Да спросил. Что, говорю, дорогие родители, не будет ли каких пожеланий или напутствий для начинающего новую жизнь? Ну, родители конечно тут и стараются мне напутствие сделать. Отец мне так возражает: «Я – говорит, - ветеран труда. Тебя ростил. А не желаете ли, сын, после одиннадцатого класса в ВУЗ?» Сдержался я на эту грубость, только говорю: «Я на Вас прямо удивляюсь. Родной сын, можно сказать свободным гражданином себя осознал. Это же немыслимо так зажимать свободную личность!»

Саша: Так и сказал! А отец что?

Антон: А отец говорит: «Я в своих облачных фантазиях видел Вас, товарищ сын, крупным спецом. И мне смертельно обидно наблюдать такое непочтенное отношение к дипломному образованию».

Саша: А мама как отреагировала?

Антон: Мама тоже сильно расстраивается, валерьянку литрами изводит, говорит: «Я не для того в муках рожала, что бы родное дитятко в ВУЗе здоровье гробило. Да к тому же от диплома никакой материальной пользы нет, одни убытки и расход психически клеток. Пущай сынок лучше трудовую жизнь помаленьку начинает. Пущай Иваныч на своей фирме его делу научит. И может, он в скором времени будет всю семью кормить и одевать во все не наше».

Саша: А ты что маме ответил?

Антон: Я на это маме говорю: «Вы меня, мама, за кого то другого принимаете. Да я может тот самый человек, который ради своих идеалов не перед чем не остановиться и вообще способен пожертвовать своим материальным благосостоянием. И даже не только своим. А вы его хотите с малолетства на тяжелых работах сгубить? А только я это дать своего полного согласия не могу. Даешь свободу!»

Саша: И что дальше?

Антон: Да так и не договорились. А меж тем время идет, экзамены приближаются. А я пока так хожу. Свободой наслаждаюсь. И главное, ни в ком сочувствия не наблюдается. Заладили: или работай, или учись. Ну, ровно сговорились все.

Саша: А послушайся их, значит прощай беззаботная жизнь!

Антон: Это прямо даже думать об этом не интересно. А не думать нельзя. Не даром многие ученые считают, что человек – думающее животное. И это очень даже возможно, дорогие граждане.

Поэт: Итак, мы услышали, я бы сказал, крик души нашего измученного мыслями о свободе личности и выбора жизненного пути выпускника 9 класса.

Воспитатель: Серьезно взвесить этот выбор – такова первая обязанность молодых людей, начинающих свой жизненный путь и не желающих предоставить случаю самые важные свои дела.

Ученик: С чего же начинать свой выбор?

Воспитатель: О том, как сделали свой выбор и первый шаг по пути к профессии вы можете узнать у наших гостей – Алексея и Андрея.___________________________________________________________

Воспитатель: У человека общая цель – облагородить человечество и самого себя, но он сам выбирает средства, которыми он может достигнуть этой цели, поэтому вы должны серьезно взвесить выбор будущей профессии.

Ученик: Но мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем признание.

Воспитатель: Обязательным условием является умение правильно оценить свои способности. Если вы избрали профессию, для которой нет необходимых способностей, то никогда не выполните ее достойным образом.

Ученик: Но достоинство может придать лишь та профессия, в которой мы самостоятельно творим. Что же является главным руководителем, который должен нас направить при выборе профессии?

Воспитатель: Главным руководителем является благо человечества и наше собственное совершенство.

Ученик: а не могут ли эти два интереса стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом?

Воспитатель: Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком. История признает тех людей великими, которые трудясь для общей цели, сами становятся благороднее.

Кирилл: Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать.

Настя: Хотим поделиться с вами не опытом, его еще не так много, а установочными правилами. Которые, быть может направят нашу устремления в поисках основного жизненного пути.

Андрей: правило номер один «Надо уметь мечтать!» Мечты провоцируют желания. Желание дает необходимые силы, что бы жить, а не волочиться по жизни.

Кирилл: Правило номер два «Умейте быстро выбирать». Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своем развитии, что бы дать вам возможность оглядеться, присмотреться – в наш век стремительных скоростей и быстрых решений.

Настя: правило номер три «Только вперед!» Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, что бы выжить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.

Андрей: Правило номер четыре «Ты – главный». Слушать только себя. Ищите «фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то - что происходит, либо определяете то - что происходит.

Кирилл: Правило номер пять «Скажите «нет» своим страхам». Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой и коварный, алчный, жадный и трусливый, подлый, слабый и ленивый и самый сильный. Как извести его? Изобрести себя заново! Слабо? Известно только одно: не победив себя – не поднимешься на пик намеченной вершины.

Настя: Правило номер шесть «Постоянно думать», «Что я смогу сегодня сделать реально?», «Что я могу?» Эти вопросы надо задавать самому себе каждый час, месяц, год и всю жизнь.

Воспитатель: Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянутся неудачники, Все, что вокруг достойно нас, и мы в нем, как в зеркале, отражаемся, потому что все, что вокруг – это мы.

Для правильного выбора профессии необходимо представлять себе те требования, которые она предъявляет к человеку, а так же знать свои индивидуально психологические особенности, что бы соотнести с этими требованиями. Интересы выражаются формулой «Хочу все знать», а склонности – «Хочу делать».

Что бы правильно оценить свои способности, мы с вами проводили специальное тестирование. Вот какие результаты были получены.

(Воспитатель знакомит ребят с результатами тестов).

Обсуждение полученных типов профессий

I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

О профессии инженера рассказывает Андрей.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-информация. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

О профессии бухгалтера рассказывает Анна.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Задание: Классифицируйте приведенные специальности по предмету труда

  • Продавец,

  • лесник,

  • столяр,

  • музыкант,

  • учитель,

  • озеленитель,

  • токарь,

  • художник,

  • программист,

  • бухгалтер

  • адвокат,

  • электромонтер,

  • переводчик.

Работа по группам:

«Человек – человек», «Человек – техника», «Человек – информация», «Человек – художественный образ», «Человек – природа»

Вспомнить и написать профессии по своему предмету труда. Рядом с понравившейся вам профессией написать свою фамилию, имя.

Сравнить востребованность выбранных профессий с данными рынка труда.

Наиболее востребованные профессии на рынке труда:

  • Инженер-конструктор;

  • Воспитатель;

  • Врач;

  • Водитель;

  • Кондуктор;

  • Повар, кондитер;

  • Рабочий;

  • Наладчик;

  • Швея;

  • Штукатур-маляр.

Наименее востребованные профессии на рынке труда:

  • Дизайнер, художник;

  • Диспетчер;

  • Экономист;

  • Инспектор по кадрам;

  • Налоговый инспектор;

  • Финансист;

  • Юрист;

  • Кассир;

  • Лифтер;

  • Ткачиха, вышивальщица.

Учащиеся должны сделать выводы о востребованности выбранных ими профессий.

Ошибки при выборе профессии:

  1. Мнение, что профессия выбирается раз и навсегда.

  2. Выбор профессии из соображений престижности

  3. Незнание и недооценка своих возможностей и способностей

  4. Увлечение внешней или частной стороной профессии

  5. Отождествление учебного предмета с профессией.

В конце классного часа учащиеся еще раз формулируют, какие факторы необходимо учитывать при выборе профессии и вспоминают классификацию профессий по характеру труда.

Пробуйте, думайте, и вы сможете найти профессию, которая вам по душе.





10 САМЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, или Кем на Руси быть хорошо?

Прогнозы западных экспертов дают представление о том, какие профессии скоро будут востребованы в мире. А что ждет отечественный рынок труда? На какие виды деятельности, по мнению наших HR-специалистов, нужно ориентироваться в России?

1. МЕДИЦИНА

Специалисты в области медицины будут всегда востребованы. Одними из наиболее быстро развивающихся и перспективных в России отраслей сфер деятельности фармацевтику и медицину.

2. ПСИХОЛОГИЯ

По прогнозам в ближайшие 5–10 лет одной из самых популярных в нашей стране станет профессия психолога: «Рано или поздно мы начнем более спокойно относиться к тому, чтобы пойти за советом относительно своих проблем к специалисту. И наконец перестанем путать психолога с психиатром».

3. ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА

Наша жизнь становится все быстрее, вряд ли кто-то будет оспаривать это. Естественно, что в ускоряющемся мире будут востребованы специалисты в области транспорта. Чтобы все успеть, надо быстро двигаться.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

То же рассуждение справедливо по отношению к компьютерным, интернет -технологиям и телекоммуникациям, то есть к областям, где речь идет о скорости передачи и получения информации. Сегодня работа фактически любой компании невозможна без IT-специалистов. И компьютерщики будут у нас по-прежнему в почете – по крайней мере, в ближайшее десятилетие. Хотя в развитых странах их функции переводятся в более «дешевые» Китай и Индию. В Европе и США, например, вряд ли кто-то сочтет перспективной карьеру программиста. «Но в России им есть пока где развернуться: страна-то у нас большая, до каждой деревни надо добраться»

5. МЕНЕДЖМЕНТ

В ближайшее десятилетие в России будет наблюдаться повышенный спрос на профессиональных менеджеров высокого уровня. Такой специалист должен быть не только управленцем, но и хорошо разбираться в той области, с которой связана его работа.

6. НАНОТЕХНОЛОГИИ

В будущем профессий, связанных с нанотехнологиями, уверены все опрошенные кадровики. Ведь приложение неисчерпаемо: машиностроение, компьютерные технологии, пищевая промышленность, медицина. Нанотехнологии используются при производстве жестких дисков компьютеров, перевязочных материалов, элементов двигателей внутреннего сгорания, теннисных мячей с длительным сроком службы, инструментов для резки металлов, антистатических покрытий для чувствительной электронной аппаратуры… Всего не перечислить. А стране, сделавшей прорыв в данной области, пророчат мировое лидерство. Понятно, что попытки будут предприняты, и сколько денег на это ни выделяй из бюджета, каким эффективным суперменеджерам это дело ни поручай – без специалистов тут не обойтись. Как, впрочем, и во все времена.

7. БИОТЕХНОЛОГИИ

Такие специалисты уже находят применение в самых разных областях деятельности – от медицины и фармакологии до горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства.

8. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

В ближайшее время можно прогнозировать спрос на квалифицированных специалистов сельского хозяйства и производства продуктов.

9. ЭКОЛОГИЯ, ПРИРОДООХРАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Идея ответственного потребления и производства, экологии только начинает свой путь в России. От деклараций придется переходить к реальным программам. Если не социальная ответственность бизнеса, то возрастающее внимание государства к охране окружающей среды сделает специалистов-экологов востребованными в России.

10. РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ

Наиболее востребованные в России окажутся рабочие профессии. На некоторых предприятиях руководство уже готово платить квалифицированным рабочим зарплату, сравнимую с зарплатой менеджера среднего звена. Да и престиж рабочих профессий начал потихоньку подниматься.































































































































































































































16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационно-просветительская беседа с элементами игры "Секреты выбора профессии"

Автор: Кульбицкая Людмила Васильевна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234490


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства