Просмотр содержимого документа
«Я рад всей душой, что рожден на Донбассе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 111 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Я РАД ВСЕЙ ДУШОЙ, ЧТО РОЖДЕН НА ДОНБАССЕ»
Кулиш Людмила Николаевна,
классный руководитель 9 класса
г.ДОНЕЦК, 2018 год
Люблю ли я тебя, моя земля?
Да что, скажи, я без тебя бы значил!
Ты есть — в тебе поэзия моя!
Ты есть — и я с тобой стократ богаче.
Люблю тебя, родной Донецкий край,
Прошла здесь через сердце жизни трасса.
И где бы ни был ты, не забывай,
Что мы с тобою родом из Донбасса.
ЦЕЛЬ:
- воспитывать у школьников любовь к родной земле;
-способствовать формированию сознательной гражданской позиции;
-привлечь внимание учащихся к историческим событиям в Донбассе, прививать патриотические чувства;
-укреплять в учащихся чувство национальной гордости и достоинства;
-сориентировать учащихся на поиск своего творческого пути. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентации, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Сегодня поговорим о нас, о нашем родном крае. Родина! Великое слово... Но для каждого она начинается в том городе, селе, в том доме, где он родился. Для нас с вами – в Донбассе.
Наша планета большая! Но есть на ней уголок, который мы называем Донбасс, частицей которого являемся и мы. Каждый человек больше всего любит тот край, где родился и живет. Каждый гордится своей родной землёй и всегда хочет рассказать о ней.
Мы приглашаем вас в путешествие по истории Донетчины, молодой Республике, у которой не всегда простое, но очень богатое прошлое, будущее которой зависит от вас! Любите свою Родину, гордитесь ею, будьте достойными гражданами Донецкой Народной Республики!
УЧЕНИК 1.
Нет на свете ничего милей, Чем простор родных моих степей Домом будет он для каждого из нас, А зовется этот край - Донбасс!
(видеоклип "Донецк - мой любимый город")
УЧЕНИК 2.
Донецкий край, тебя милее нет!
Ты — колыбель степной травы и запахи полыни,
Закат лиловый, солнечный рассвет,
Ты — неба серого и радость и унынье.
УЧЕНИК 3.
Ты помни Родину, не смей её забыть.
И пусть судьба с тобою лихо обратилась
Донбасс не в праве, слышишь, разлюбить.
Как песня матери, пусть ветра шум напомнит,
Домашний теплый хлеб, тепло земли святой,
Крик лебединый сердце памятью наполнит
Ты в мыслях береги его, ведь он твой край родной!
УЧИТЕЛЬ:
Наша страна еще очень молода. А сколько событий в ней уже произошло. Все эти события хранятся в памяти людской и воплощаются в памятники, монументы, названия улиц, стихи. А скольким еще предстоит воплотиться во все это?! Сегодня и мы сделаем небольшой экскурс в историю нашей Родины и перелистаем отдельные ее страницы.
СТРАНИЦА 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗАРОЖДЕНИЕ ДОНБАССА
УЧЕНИК 4.
Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн.
В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимает особое место. Основным богатством края является каменный уголь. Именно уголь, который вплоть до середины XX века именовался «хлебом промышленности», радикально изменил этот край, превратив его в один из важнейших промышленных центров России. Но именно уголь, когда он в определенной степени утратил свое значение, стал причиной экономической депрессии Донбасса.
Ученик 5
Как можно жить с тобой в разлуке
И не томиться день-деньской?
Как не грустить всю ночь от скуки,
Когда у ветра - свист чужой?
Сама собою мысль стремится
Туда, где плещется Азов,
Где горизонт в луга ложится,
Где тополя, вонзаясь в небо,
Шумят разбуженной листвой,
Где пахнет углем, пахнет хлебом
– В Донецкий край любимый мой.
УЧЕНИК 6.
Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные выходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже - небольшими лесами,- таков был в недалеком прошлом пейзаж Донецкого края. Для многих обитавших в крае народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства с отдельными очагами земледелия. Донецкие степи стояли на пути переселений народов и были открыты всем ветрам. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы, гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы, оставившие здесь немалые следы своей материальной культуры.
УЧЕНИК 2.
С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем». В районе нынешнего города Славянск находилась ставка хана Кончака. Именно на территории нынешней Донецкой области произошла битва на реке Каяле в 1185 году, когда потерпел поражение и попал в плен к половцам князь Игорь. На реке Калке, ныне Кальчик, притоке Кальмиуса, в 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами. С этого времени и вплоть до эпохи XVII века хозяевами края были татары. До наших дней дошли остатки некоторых золотоордынских городищ. По мере упадка Золотой Орды и превращения татарского населения края, татарские города исчезли, и степи вновь приняли первобытный пустынный вид. В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью. В XVII веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. Выше Святогорского монастыря её охраняли слободские казаки, а ниже, по течению Донца находились укреплённые городки донцев.
УЧЕНИК 1.
В северной части края, в районе нынешнего города Славянска, еще в 1625 году русским поселенцами началась добыча соли. Помимо соли, казаки прекрасно знали о каменном угле, который применяли для разжигания костров. Кроме того, казаки научились добывать свинцовые руды, выплавляя металл в особых ковшах.
Однако развитие края не останавливалось. В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской, в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса.
В 1730 году, создается новая укрепленная Украинская линия, соединившая цепью укрепленных мест среднее течение Днепра с Северским Донцом. При Екатерине II была проведена Днепровская линия укреплений по южной границе Екатеринославской губернии. В результате обширные пустынные территории, прикрытые укрепленными линиями, стали доступны для заселения.
Наконец, в 60-х гг.XIX века Приазовье покинули кочевавшие здесь ранее ногайцы, перебравшиеся в Турцию (вместе с частью крымских татар), зато появились поселения бессарабских болгар, которые покинули южную Бессарабию, отошедшую в 1856 году от России к Молдавскому княжеству.
Итак, к середине XIX века Донбасс развивался наравне с остальными регионами Новороссии. Все резко изменило начало промышленной добычи донецкого угля, а также развитие черной металлургии.
УЧЕНИК 3.
В середине XIX столетия в России начинается бурное железнодорожное строительство. Для него требуются металл и уголь. Все это было в донецких степях, которые к тому же находились рядом с черноморскими и азовскими портовыми городами.
В 1841 году для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской флотилии, была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. В 1869 году англичанин Джон Хьюз, которого в России называли Юзом, приобрел концессию на чугунное и рельсовое производство на Юге России, построил на берегу реки Кальмиус, первое крупное металлургическое предприятие, вокруг которого вскоре вырос поселок Юзовка.
СТРАНИЦА 2 ДОНЕЦКО-КРИВОРОЖСКАЯ РЕСПУБЛИКА
УЧЕНИК 4.
В годы Гражданской войны Донбасс стал ареной жестоких боев, поскольку все противоборствующие силы стремились овладеть этим промышленным краем. С февраля по май 1918 года здесь существовала Донецко-Криворожская республика в составе РСФСР, управляемая большевиками.
Жизнь и дела наших предков, создавших 100 лет назад Донецко-Криворожскую Республику, освещают наш непростой, но прекрасный путь в русское будущее.
УЧИТЕЛЬ:
Есть что-то символичное в том, что первое столетие Донецко-Криворожской Республики Донбасс отметил в условиях, так схожих с теми, в которых наши предки строили первое государственное дело на землях Дикого поля. В краю, где некогда росли травы в рост коня, дымили фабрики и заводы, высились, как и сегодня, терриконы (только было их в разы больше) и рабочие руки, как и в наши дни, держали оружие. Такие аналогии, рожденные живым творчеством масс, всегда заставляют делать важные выводы. История Донецко-Криворожской советской республики коротка, как выстрел. Созданная 12 февраля 1918 года на IV областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в Харькове, просуществовала она в целом до наступления германских войск, в апреле уже оккупировавших большую часть Донбасса. Отойдя с боями от Харькова к Луганску, армия ДКР с Артемом (Федором Сергеевым) и Климентом Ворошиловым затем держала фронт под Царицыно (будущий Сталинград), а в феврале 1919 года вернулась в столицу ДКР город Харьков. УЧЕНИК Подковерные интриги киевских большевиков, возмечтавших устроить себе на землях Юга России национальную вотчину с морскими портами и мощной промышленностью, нашли в итоге поддержку в кабинетах ЦК большевистской партии в Москве. И пока донецкие шахтеры, екатеринославские сталевары, харьковские металлисты бились с врагами Советской России на фронтах, их республику отдали в управление Советской Украине. Как мы знаем теперь, почти на сто лет.
УЧЕНИК5 В феврале 1918 года в Харькове собрался четвертый съезд Советов Донецко-Криворожской области. Один из основных вопросов повестки съезда был сформулирован предельно просто: «О выделении Донецкого бассейна». 12 февраля 1918 года в харьковской гостинице «Метрополь» после бурных дебатов 50 делегатов съезда из 74 поддержали решение о провозглашении Донецкой республики. Было сформировано правительство, совет народных комиссаров новой республики, в которое вошли представители большевиков, левых эсеров и меньшевиков. Глава правительства новорожденной республики, лидер местных большевиков «товарищ Артем» на следующий день отправил в Петроград Ленину и Свердлову телеграмму: «Областной съезд Советов принял резолюцию о создании Совета народных комиссаров Донецко-Криворожского бассейна как части общероссийской федерации Советов». Одновременно это было выступление харьковских и донецких большевиков против их украинских коллег по партии, настаивавших на включении Донбасса в состав еще не существующей советской Украины. В документах той поры новорожденная республика именовалась по-разному: Донецкая республика, Донецкая республика Советов, Республика Донецкого и Криворожского бассейнов, Федеративная республика Донецкого бассейна.
УЧЕНИК 1
В историю это государственное образование революционной эпохи вошло как Донецко-Криворожская Советская Республика. По меркам революционного времени, образованная депутатами от районов и предприятий республика была вполне легитимной. За три дня до провозглашения Донецкой республики Рада, уже бежавшая из Киева после наступления красных, подписала в Бресте договор с Германией и Австро-Венгрией, в соответствии с которым немецкие войска вводились на территорию Украины. Проблема была в том, что тогда никто не знал, где заканчивается украинская территория на востоке от Днепра.
УЧЕНИК 3
Донецкая республика пыталась сопротивляться. 16 марта 1918 года был издан «Декрет военных действий», где объявлялось о «вступлении республики в Южнорусский военный союз в целях совместной борьбы с германской оккупацией». В конце месяца была образована Красная армия Донбасса, которую возглавил штабс-ротмистр (капитан) Анатолий Геккер, до развала императорской армии воевавший на румынском фронте. Но восемь тысяч донецких красногвардейцев не могли остановить наступление германских и австрийских дивизий. 7 апреля 1918 года немцы заняли Харьков. Следом за ними в столицу Донецкой республики вошел Запорожский корпус Центральной Рады. Правительство Донецкой республики отступило в Луганск, который был объявлен новой столицей независимого Донбасса. 28 апреля немцы заняли и Луганск. Руководители Донецкой республики и отряды Донецкой красной армии отступили за Дон, а затем через территории, контролируемые пронемецки настроенными казаками атамана Каледина, прорвались к Царицыну.
УЧЕНИК 2
В декабре 1918 года красные заняли Харьков, в город вернулся Совнарком Донецкой республики. Но в этот момент большевики уже претендовали на все территории бывшей Российской империи. Поэтому лидеры партии во главе с Лениным предпочли создать большую Украину на обоих берегах Днепра. 17 февраля 1919 года постановлением Совета обороны РСФСР Донецко-Криворожская республика была ликвидирована.
УЧЕНИК 4
А 10 марта того же года на съезде советов в Харькове была образована Украинская Социалистическая Советская Республика. В принятой тогда же Конституции УССР советская Украина была провозглашена частью будущей всепланетной Единой Международной Социалистической Советской Республики. Но мировая революция так и не произошла, советская Украина стала частью СССР. При этом ее столицей до 1934 года был именно Харьков. А вот доставшийся Украине по наследству от Донецкой республики город Таганрог еще в 1924 году был передан в состав РСФСР.
УЧЕНИК 6
Боевые действия в крае завершились лишь в 1921 году после поражения махновского движения. Восстановление советской власти привело, однако, к тому, что Донбасс оказался в составе советской Украины.
СТРАНИЦА 3 СЛАВНЫЕ ЛЮДИ ДОНЕЦКОЙ ЗЕМЛИ
УЧЕНИК 5
Многих выдающихся сынов подарил русскому народу Донбасс. Это и композитор Сергей Прокофьев, и филолог Владимир Даль, писатель Всеволод Гаршин, военный и политический деятель Климент Ворошилов, политический деятель Никита Хрущев, советский украинский политический деятель Николай Скрыпник, актер Василий Быков, певцы Юрий Гуляев и Юрий Богатиков, полярный исследователь Георгий Седов, пионер российского кинематографа Александр Ханжонков, Герои Социалистического Труда Прасковья (Паша) Ангелина, Алексей Стаханов и Никита Изотов, тяжелоатлет четырехкратный чемпион мира и писатель Юрий Власов, украинский поэт Владимир Сосюра и сотни тысяч других достойных людей.
В 60-80-х гг. Донбасс имел репутацию одного из самых развитых регионов СССР с весьма зажиточным населением. Выходцы из Донбасса были обильно представлены в советской хозяйственной и политической элите.
Учитель:
Родная земля – это колыбель, которая качает нас на волнах жизни. Она подхватывает, когда мы падаем, укрывает от всяческих невзгод и житейских передряг, учит нас человеческой доброте, взаимопомощи, преданной дружбе и верной любви.
Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться.
Повзрослевшие юноши и девочки разлетятся по миру в поисках лучшей жизни. Многие осядут на чужбине, создадут семьи, бизнес. Проживут жизнь насущными проблемами. И вдруг наступит тот момент, когда воспоминания о Родине щемящей болью пронзят сердце. В ушах зазвенит колокол маленькой родной церквушки, зашумят, налитые зерном, колосья на ветру, заливисто запоют соловьи, заплещется прозрачная деревенская речушка. Родная земля голосом матери позовет домой и будет терпеливо ждать, седея белыми снегами.
Встреча с Родиной из укромных уголков души выплеснет те самые светлые помыслы и деяния, самые лучшие побуждения и, конечно, мечты, которые выльются благодатными слезами, омывая истерзанное разлукой сердце.
Видеоклип "С чего начинается Родина")
СТРАНИЦА 4 ЧЕМУ УЧИТ ИСТОРИЯ ДКР? УЧЕНИК 3 Все, что происходило в первые месяцы становления Донбасса: и строительство государственной оболочки Донбасса, и законотворческая деятельность республики, и военное строительство, и борьба с внешним (германцы) и внутренним врагом (белоказачество и украинские националисты) – все это выращивало в поколениях потомков основателей республики те черты характера, которые пригодились много позже – во времена строительства ДНР. УЧЕНИК 1 Сейчас еще рано говорить о том, как история оценит процессы последних лет, но точно можно говорить о том, что преемственность ДНР от ДКР – факт не только историко-культурный, но и политический, и судьбоносный. Теперь, когда народ Донбасса окончательно приходит к осознанию себя народом, политической нацией, можно и нужно говорить, что бурная и стремительно развивающаяся история нашего промышленного края создала для всей России, для всего Русского Мира, в который мы, донецкие, конечно, включаем всех своих собратьев разных рас и национальностей, с коими живем уже полтора столетия, образцовый русский кластер. Уверен, наш опыт, каким бы горьким он ни был в прошлом, каким ни окажется в будущем, будут изучать историки, социологи и политологи всех стран и народов. Прежде всего русских стран, русских народов, но и соседи тоже. УЧЕНИК 4 Пример ответственного труда на общее благо, пример коллективного понимания жизненных ситуаций, коллективное признание общей выгоды и коллективное же отрицание чуждых ценностей – вот, что такое опыт ДКР, вот, что такое опыт ДНР. УЧЕНИК 5 Любовь к Родине не объяснить, не увидеть человеческим взглядом. Ёе можно лишь чувствовать, как чувствует жизнь появившийся на свет младенец. Она захватывает тебя постепенно, проникая в самые потаённые уголки твоего сердца. Она смешена с воздухом родного города. Мы дышим ею, пытаясь вобрать в себя частичку маленького мира по имени "Родина". И в такие минуты мы, как будто становимся единым целым, кончиками пальцев ощущаем ёе безграничное тепло. Так и мы, дети одной земли, разбрелись кто куда в поисках неведомого счастья. Но каждый ребенок рано или поздно возвращается к теплу домашнего очага, давшему ему жизнь.
УЧЕНИК 6 Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Но если беда черным крылом накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны. Совесть и долг поднимают народ на героический подвиг. Когда целая страна попрана врагом, горит в огне, стонет от боли, зияет в немом крике воронками от взрывов снарядов и бомб, тогда все «я» сливаются в одну мощную силу сопротивления
Видеоклип "Здравствуй, мой город") Ученик 3
Родной Донбасс, тебя не узнаю... Здесь все не так... все стало по-другому, Здесь смех не слышен, птицы не поют, И поросла травой дорога к дому.
Совсем недавно ты благоухал, Казалось, мир настолько бесконечен... О, ты, Донбасс, тогда еще не знал, Как о погибших зажигают свечи...
Пустые села... выжжены поля, Как мне помочь тебе, мой край родимый? Ты - жизнь моя, ты - родина моя, Воскресни! Возродись! Донбасс, любимый! УЧИТЕЛЬ:
Любая война закончится, но останется боль войны. Останутся слёзы матери того, кто никогда не узнает, погиб он победителем или побеждённым. Останутся те истории и взаимоотношения между странами, народами и людьми, которые вы будете пытаться объяснять детям и внукам. И как бы вы не хотели участвовать в войне, и на каком бы далёком краю вы не построили бы свои хаты — в людях, живущих на Донбассе останется память. И это не только память высказываний о политике. Прежде всего — это память свистящих пуль, артобстрелов и вой сирен… Память страха за родной город, за свою семью, друзей и за своих земляков… Да. Во время войны врут все. В войне не может быть правды. Правда остаётся в искалеченных сердцах и телах тех, кто живёт на Донбассе, каждого кого коснулась война. Правда остаётся в тех, кто целится в живых людей и кто принимает смертоносный свинец. Правда останется в тех обелисках погибших и пропавших без вести, которые появятся на земле донбасской. Правда останется в тех, кто подвергся пыткам и насилию… Это реальность и это происходит в 21 веке… Любая война закончится и в каждом, кто её переживёт, останется правда такого хрупкого мира… Мы будем помнить… И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
Виртуальная игра-интервью «За что я люблю свой город?...». Передавая микрофон друг другу, учащиеся высказываются.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, вы сегодня - наше молодое поколение, наше будущее, наше "завтра".
1. Скажите, а легко ли быть молодым в наше такое нелегкое время?
(ответы учеников)
2. Что вы сейчас можете сделать для своей Родины, для Донбасса?
(Ответы учеников)
А сейчас я предлагаю вам выразить свою любовь к Донбассу вот на этих маленьких сердечках. Напишите на них ваши пожелания соей Родине и прикрепите на доску.
(Ученики пишут, крепят на доску, в это время на экране клип "Знаешь, как хочется жить")
(Учитель подводит итоги, комментирует.)
УЧЕНИК 6
Живи в веках, любимый наш Донбасс, - Наш Русский Рур, наш край угля и стали. Тебя враги и беды не сломали, Живи в веках, любимый наш Донбасс!
Живи в веках, любимый наш Донбасс, Ты никогда не станешь на колени! Во имя жизни новых поколений Живи в веках, любимый наш Донбасс!
Викторина «Наш Донецк в лицах»: Ученикам предлагается узнать на фото и иллюстрациях те места Донецка, которые они посетили во время учебных экскурсий). УЧИТЕЛЬ.
Вот и подошел к концу наш урок.
А я еще раз хочу пожелать вам мира, любви, терпения, сил, творческих успехов в новом учебном году.