kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - ГИМНАЗИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы гражданского и патриотического воспитания младших школьников позволила разработать модель формирования гражданского самосознания у младших школьников в условиях школы - гимназии. Эта модель имеет своей целью воспитание гражданина страны - патриота, уважающего историю и традиции государства, проявляющего толерантность к согражданам; социально зрелую, эмоционально воспитанную личность, осознающую себя частицей единого организма – общества, народа, - в котором происходит её развитие, обучение и становление; сознательного члена общества, гордящегося достижениями страны и действующего в её интересах.

 Программа соответствует требованиям, предложенным к составлению индивидуальных программ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - ГИМНАЗИИ »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

КГУ «Школа - гимназия № 11»



Конкурс «САМЫЙ «КЛАССНЫЙ» КЛАССНЫЙ – 2013»










ШМУРЫГИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА


ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - ГИМНАЗИИ





















Усть-Каменогорск, 2012




1. Актуальность темы.

На протяжении всех лет работы, а особенно в последние годы, я наблюдаю за следующей тенденцией: уменьшается число учащихся успешно проходящих социализацию после окончания школы, обладающих навыками и умениями самообразования, но при этом увеличивается число школьников, ставящих свои потребности и нужды выше общечеловеческих ценностей и норм морали и имеющих низкий уровень проявления патриотизма и гражданственности. Растёт поколение потребителей. И это страшно.

Поэтому я с 2008 года начала работать в направлении гражданского и патриотического воспитания учащихся и уделять этому вопросу более пристальное внимание. Моя работа тесно связана с поисковой темой ОЭР нашей школы «Управление становлением субъектной позиции учащихся и педагогов в условиях совершенствования содержания образования». Необходимость гражданско-патриотического воспитания сегодня и актуальность этой темы ни у кого не вызывает сомнения. Формирование гражданственности и патриотизма остается важнейшей задачей системы образования.

В настоящее время школа медленно, но верно движется от традиционной школы к школе развивающей. Главная функция учителя в новой школе - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Учитель призван не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.

Сегодня в педагогическом лексиконе прочно закрепилось понятие «менеджмент» (от англ. «management» — руководство, управление), обозначающее общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, все чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога — «менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потенциала и т. п.).

И действительно, уроком, классным часом, организацией школьного праздника педагог обязан управлять, и чем больше грамотного управления, тем меньше ошибок, тем выше эффективность. Таким образом, педагогический менеджмент, как определяет его профессор В.П. Симонов, это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

Учителю, чтобы быть хорошим менеджером, нужно в первую очередь быть хорошим психологом. Он должен быть инициативным, изобретательным, заключать в себе выдержку, педагогический такт, самообладание. Педагог для эффективного управления должен владеть различными техниками и тренингами по работе с коллективом и передачи образования через коллектив. Эти техники призваны сформировать такие человеческие качества на основе современных знаний и умений, которые бы позволили личности решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы и права других людей.


2. Аналитическая часть.

В направлении гражданского самосознания и формировании казахстанского патриотизма уже много сделано (издано значительное количество учебных пособий, разработаны программы с различными подходами, проводятся семинары и конференции, выпускаются специальные периодические издания, созданы общественные организации и центры гражданского и патриотического воспитания и образования). Однако существуют и определенные проблемы в этой области. Анализ литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие:

  1. работа на репродуктивном уровне (господство вопросно-ответной системы, недостаточное применение анализа, поиска и отбора информации, постановки и решения проблем);

  2. слабость межпредметных связей;

  3. недостаточно налажено взаимодействие участников образовательного и воспитательного процесса (ученики – родители – учителя - администрация);

  4. слабая материальная база;

  5. слабый уровень системы подготовки и переподготовки кадров в области гражданского и патриотического воспитания и образования. [4]

При организации своей работы в этом направлении я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами и программами:

  1. Закон РК «Об образовании»/27 июля 2007г./

Статья 11. Задачи системы образования:

3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;

4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;

Статья 28. Организация учебного и воспитательного процесса:

3) воспитательные программы в организациях образования являются составляющей частью учебного процесса, направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников».[10]

  1. О государственной молодежной политике в РК / 7 июля 2004г./

  2. Программа патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008гг:Указ Президента РК / 10 октября 2006г/

  3. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг.

Одна из главных целей программы развития образования РК на 2011-2020 гг.- «формирование гражданской позиции, чувства патриотизма»

Программные цели:

- формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК;

- формирование у молодёжи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

-реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности.[11]


3.1 Понятийный аппарат.

Работая над проблемами гражданского и патриотического воспитания, различные авторы по-разному используют терминологию и понятия, относящиеся к данной теме. В связи с этим целесообразно рассмотреть и остановиться на общепринятых определениях понятий и терминов.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, готовность на жертвы ради них, совершение подвигов во имя интересов своей Родины.

Гражданственность – наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.

Гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности.

Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Гражданское самосознание - осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности. [6]


3.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Анализ и изучение литературы, касающейся вопросов гражданского и патриотического воспитания и образования, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время приоритет в реализации основных идей в этой области отдан проблемно-ориентированному подходу, который по своей сути близок теории развивающего обучения (авторы Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и системно-мыследеятельностной педагогике, берущей своё начало в трудах Г.П. Щедровицкого.[5]

У истоков гражданского образования в Казахстане стоял В.А. Сухомлинский. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского остаётся востребованным, так как актуализирует проблему, постоянно волнующую государство и общество. Подход В.А. Сухомлинского в вопросах воспитания гражданственности основан на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях.[1]


4 Практическая часть.

Ориентируясь на цели и задачи Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг., мною была разработана программа по гражданскому и патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов, которая реализуется в настоящее время.

Целью разработанной программы является - формирование казахстанского патриотизма и гражданского самосознания у младших школьников в условиях школы - гимназии.

Задачи: педагогическое просвещение родителей, определение моральной ответственности воспитывающих структур, отношение к младшим школьникам в рамках гуманистического подхода, проведение семинаров, круглых столов по вопросам гражданского воспитания.

Цель и задачи программы определили выбор принципов, которые являются основополагающими при конструировании содержания, видов деятельности и форм воспитательной работы:

- гуманистические принципы О.С.Газмана;

- принцип народности;

- принцип толерантности;

- принцип непрерывности воспитания.

Особенностью воспитания Гражданина Казахстана является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов.

Принцип народности, формирование толерантности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.

Особую значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход.

Формы и методы гражданского и патриотического воспитания младших школьников:

  1. исторические экскурсы на уроках (это не только украшает урок, но и позволяет пробудить интерес учащихся к данной теме гражданственности);

  2. написание докладов и рефератов информативного и проблемного характера;

  3. выполнение и защита проектов на конкурсе «Зерде»;

  4. индивидуальные беседы;

  5. разработка и проведение различных викторин, конкурсов, сюжетно-ролевых праздников;

  6. изготовление поделок своими руками.

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданского самосознания, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.

Критерии оценки достижений учащихся в гражданском образовании - это устные и письменные опросы, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в реальной жизни и в учебной ситуации.


Программа состоит из двух циклов: «Мы – единая семья Республики Казахстан» (1-2 классы) и «Мы - маленькие граждане Казахстана» (3-4 классы).

Включает в себя 5 направлений: формирование гражданского отношения к Отечеству, гражданского отношения к людям, гражданского отношения к труду, гражданского отношения к планете Земля, гражданского отношения к себе.[7]

После проведенных мероприятий (в конце 2 и 4 классов) проводится исследование, в котором определяется насколько повысился уровень гражданского самосознания у школьников.


1-2 классы «Мы – единая семья Республики Казахстан».

Направления

Мероприятия

Форма

Формирование гражданского отношения к Отечеству

  • «Государственные символы РК»

  • Уроки мужества

  • «Я гражданин РК»

  • «Дети войны»

  • «Мой Казахстан»

  • Акция «Забота»

  • «Столица Астана»

  • День Батыра

  • День Победы

  • Кл. час

  • Экскурсии

  • Беседа

  • Познавательная игра

  • Конкурс рисунков

  • Практикум

  • Викторина

  • Конкурсная программа

  • Праздник


Формирование гражданского отношения к людям

  • «Что такое хорошо и что такое плохо?»

  • «Будем терпимы к друг другу»

  • «Верность слову и обещаниям»


  • «Вся семья вместе – душа на месте»

  • «Один за всех и все за одного»

  • «Мои друзья»

  • «Дружат дети на планете»

  • «Сколько нас?»

  • Инсценировка


  • Часы общения

  • Диспут с чтением худ.литературы

  • Семейный праздник


  • Спортивный праздник

  • Конкурс рисунков

  • Игра

  • Экскурсия в этнографический музей

Формирование гражданского отношения к труду

  • «Терпение и труд – все перетрут»

  • Профессия моих родителей

  • «Будь трудолюбивым!»

  • «Волшебный мир – руками детей»


  • Акция «Чистый двор»

  • «Все профессии важны»

  • «Будь помощником всегда!»

  • Викторина

  • Конкурс рисунков

  • Беседа

  • Выставка детского творчества

  • Практикум

  • Праздник

  • Кл.час

Формирование гражданского отношения к планете Земля

  • «День птиц»

  • «Берегите природу!»

  • Экологические сказки

  • Акция «Покормите птиц»

  • Правила взаимоотношений человека и природы

  • «Домашние животные»

  • «Отходы в доходы»

  • Праздник

  • Конкурс рисунков

  • Час общения

  • Практикум

  • Беседа, экскурсии


  • Викторина

  • Конкурс поделок

Формирование гражданского отношения к себе

  • «Какой Я?»

  • «По одежке встречают»

  • «В каждом ребенке – солнце»

  • «Каким я должен стать?»

  • «Веселые старты»

  • «Мой режим дня»

  • «Тропинка к своему «Я»

  • Тестирование

  • Часы общения

  • Праздник

  • Беседа

  • Спортивный праздник

  • Кл.час

  • Психологический тренинг



3-4 классы «Мы – маленькие граждане Казахстана».

Направления

Мероприятия

Форма

Формирование гражданского отношения к Отечеству

  • «Наш герб и флаг»

  • «Быть патриотом – это значит…»

  • «Пою моё Отечество»

  • «Мой любимый край»

  • «Конституция РК»

  • «История моей улицы»

  • «Я гражданин РК»

  • Викторина

  • Сюжетно-ролевая игра

  • Конкурс чтецов

  • Защита проектов

  • Кл.час

  • Конкурс сочинений

  • Интеллектуальная игра

Формирование гражданского отношения к людям

  • «Дружба народов»

  • «Под единым шаныраком»

  • Акция «Забота»

  • «Уроки толерантности»

  • «Я, ты, он, она»

  • «Мои одноклассники»

  • «Бабушкины истории»

  • Праздник

  • Экскурсия в музей Искусств

  • Практикум

  • Кл.час

  • Спортивный праздник

  • Анкетирование

  • Творческие проекты

Формирование гражданского отношения к труду

  • «Право на отдых и право на труд»

  • «Кем быть?»

  • «Человек трудом славен»

  • Акция «Школьный двор»

  • «Без труда – нет плода»

  • «Волшебный мир – руками детей»

  • «Моя будущая профессия»

  • Диспут

  • Экскурсии на предприятия

  • Праздник

  • Практикум

  • Беседа

  • Выставка поделок

  • Защита проектов

Формирование гражданского отношения к планете Земля

  • «День Земли»

  • «Чистая река – чистая совесть»

  • «За здоровьем в зимний лес»

  • Акция «Покормите птиц»

  • Экологические проблемы нашего города

  • Природа в поэзии

  • «По следам Красной книги Казахстана!

  • Праздник

  • Практикум

  • Экскурсия

  • Практикум

  • Защита проектов


  • Конкурс чтецов

  • Викторина

Формирование гражданского отношения к себе

  • «Кодекс чести гимназиста»

  • «Я познаю себя и других»

  • «Вера. Надежда. Любовь.»

  • «Мои увлечения»

  • «Как воспитать характер?»

  • «Дом, дерево, человек»

  • «Мои достоинства, мои недостатки»

  • Кл.час

  • Упражнение

  • Праздник добрых сердец

  • Конкурс фотографии

  • Диспут

  • Рисуночный тест

  • Беседа-рассуждение


После проведенных мероприятий (в конце 2 и 4 классов) проводится исследование, в котором определяется насколько повысился уровень гражданского самосознания у школьников.

Исследование проводится по следующим вопросам:

1. Знание республиканских символов.

2. Умение рассказать об истории своей Родины.

3. Понимание патриотизма и гражданственности.

4. Понимание слов «долг» и «гражданские обязанности».

В таблице 1 отражены результаты моего исследования (учеников 2 класса).

Таблица 1 – Оценка результатов исследования

вопроса

Количество опрошенных детей

Сколько процентов ответило на вопрос

1

30

75%

2

30

30%

3

30

62%

4

30

68%

Из таблицы 1 видно, что по окончанию первого цикла дети усвоили материал. То есть, можно сказать, что проделанная работа, играет важное значение в формировании гражданского самосознания у школьников. Эти данные отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Оценка результатов исследования (2 класс)

По окончанию второго цикла (4 класс), мною было проведено повторное исследование, в котором опросила детей по тем же вопросам:

В таблице 2 отражены результаты исследования (4 класс).

Таблица 2 – Оценка результатов исследования.

вопроса

Количество опрошенных детей

Сколько процентов ответило на вопрос

1

30

97%

2

30

87%

3

30

95%

4

30

90%


Из таблицы 2 видно, что дети в течение следующих 2-х лет усвоили программу по воспитанию гражданского самосознания младших школьников. Данные отражены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования (4 класс)

Таким образом, чем больше внимания будет уделяться проблемам гражданского и патриотического воспитания и образования, тем увереннее дети будут себя чувствовать в роли « гражданина-патриота », тем большей отдачи можно будет ожидать от них не только в плане производства материальных благ, но и чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей Родины.



Реализация программы гражданского и патриотического воспитания младших школьников, составленная классным руководителем Шмурыгиной Т.В, позволила разработать модель формирования гражданского самосознания у младших школьников в условиях школы - гимназии. Эта модель имеет своей целью воспитание гражданина страны - патриота, уважающего историю и традиции государства, проявляющего толерантность к согражданам; социально зрелую, эмоционально воспитанную личность, осознающую себя частицей единого организма – общества, народа, - в котором происходит её развитие, обучение и становление; сознательного члена общества, гордящегося достижениями страны и действующего в её интересах.

На наш взгляд, программа соответствует требованиям, предложенным к составлению индивидуальных программ.

Зам директора по УВР Щербакова М.Н.

Зам директора по ВР Семилет Е.В.







ЛИТЕРАТУРА


  1. Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 9-11.

  2. Литвинчук С. Я — патриот своей Республики // Внеклассная работа в школе.- 2007.- №7. - С.15-17.

  3. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. - 2007. - №5. - С.2-8

  4. Педагогический анализ воспитательной работы в школе //Классный руководитель. - 2000. - № 2.

  5. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 61 - 68).

  6. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

  7. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: 1998.

  8. http://festival.1september.ru/articles/531152/

  9. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/patrioticheskoe-vospitanie-kak-vazhneishii-komponent-formirovaniya-grazhdani

  10. http://www.zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27.html

  11. http://www.zakon.kz:8080/194010-utverzhdena-gosudarstvennaja-programma.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Шмурыгина Татьяна Викторовна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167183


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства