ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - ГИМНАЗИИ
ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - ГИМНАЗИИ
Реализация программы гражданского и патриотического воспитания младших школьников позволила разработать модель формирования гражданского самосознания у младших школьников в условиях школы - гимназии. Эта модель имеет своей целью воспитание гражданина страны - патриота, уважающего историю и традиции государства, проявляющего толерантность к согражданам; социально зрелую, эмоционально воспитанную личность, осознающую себя частицей единого организма – общества, народа, - в котором происходит её развитие, обучение и становление; сознательного члена общества, гордящегося достижениями страны и действующего в её интересах.
Программа соответствует требованиям, предложенным к составлению индивидуальных программ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - ГИМНАЗИИ »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
КГУ «Школа - гимназия № 11»
Конкурс «САМЫЙ «КЛАССНЫЙ» КЛАССНЫЙ – 2013»
ШМУРЫГИНА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ - ГИМНАЗИИ
Усть-Каменогорск, 2012
1. Актуальность темы.
На протяжении всех лет работы, а особенно в последние годы, я наблюдаю за следующей тенденцией: уменьшается число учащихся успешно проходящих социализацию после окончания школы, обладающих навыками и умениями самообразования, но при этом увеличивается число школьников, ставящих свои потребности и нужды выше общечеловеческих ценностей и норм морали и имеющих низкий уровень проявления патриотизма и гражданственности. Растёт поколение потребителей. И это страшно.
Поэтому я с 2008 года начала работать в направлении гражданского и патриотического воспитания учащихся и уделять этому вопросу более пристальное внимание. Моя работа тесно связана с поисковой темой ОЭР нашей школы «Управление становлением субъектной позиции учащихся и педагогов в условиях совершенствования содержания образования». Необходимость гражданско-патриотического воспитания сегодня и актуальность этой темы ни у кого не вызывает сомнения. Формирование гражданственности и патриотизма остается важнейшей задачей системы образования.
В настоящее время школа медленно, но верно движется от традиционной школы к школе развивающей. Главная функция учителя в новой школе - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Учитель призван не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.
Сегодня в педагогическом лексиконе прочно закрепилось понятие «менеджмент» (от англ. «management» — руководство, управление), обозначающее общее искусство управления процессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, все чаще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога — «менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потенциала и т. п.).
И действительно, уроком, классным часом, организацией школьного праздника педагог обязан управлять, и чем больше грамотного управления, тем меньше ошибок, тем выше эффективность. Таким образом, педагогический менеджмент, как определяет его профессор В.П. Симонов, это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
Учителю, чтобы быть хорошим менеджером, нужно в первую очередь быть хорошим психологом. Он должен быть инициативным, изобретательным, заключать в себе выдержку, педагогический такт, самообладание. Педагог для эффективного управления должен владеть различными техниками и тренингами по работе с коллективом и передачи образования через коллектив. Эти техники призваны сформировать такие человеческие качества на основе современных знаний и умений, которые бы позволили личности решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы и права других людей.
2. Аналитическая часть.
В направлении гражданского самосознания и формировании казахстанского патриотизма уже много сделано (издано значительное количество учебных пособий, разработаны программы с различными подходами, проводятся семинары и конференции, выпускаются специальные периодические издания, созданы общественные организации и центры гражданского и патриотического воспитания и образования). Однако существуют и определенные проблемы в этой области. Анализ литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие:
работа на репродуктивном уровне (господство вопросно-ответной системы, недостаточное применение анализа, поиска и отбора информации, постановки и решения проблем);
слабость межпредметных связей;
недостаточно налажено взаимодействие участников образовательного и воспитательного процесса (ученики – родители – учителя - администрация);
слабая материальная база;
слабый уровень системы подготовки и переподготовки кадров в области гражданского и патриотического воспитания и образования. [4]
При организации своей работы в этом направлении я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами и программами:
Закон РК «Об образовании»/27 июля 2007г./
Статья 11. Задачи системы образования:
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
Статья 28. Организация учебного и воспитательного процесса:
3) воспитательные программы в организациях образования являются составляющей частью учебного процесса, направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников».[10]
О государственной молодежной политике в РК / 7 июля 2004г./
Программа патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008гг:Указ Президента РК / 10 октября 2006г/
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг.
Одна из главных целей программы развития образования РК на 2011-2020 гг.- «формирование гражданской позиции, чувства патриотизма»
Программные цели:
- формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК;
- формирование у молодёжи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности.[11]
3.1 Понятийный аппарат.
Работая над проблемами гражданского и патриотического воспитания, различные авторы по-разному используют терминологию и понятия, относящиеся к данной теме. В связи с этим целесообразно рассмотреть и остановиться на общепринятых определениях понятий и терминов.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, готовность на жертвы ради них, совершение подвигов во имя интересов своей Родины.
Гражданственность – наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.
Гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности.
Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Гражданское самосознание - осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности. [6]
3.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Анализ и изучение литературы, касающейся вопросов гражданского и патриотического воспитания и образования, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время приоритет в реализации основных идей в этой области отдан проблемно-ориентированному подходу, который по своей сути близок теории развивающего обучения (авторы Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и системно-мыследеятельностной педагогике, берущей своё начало в трудах Г.П. Щедровицкого.[5]
У истоков гражданского образования в Казахстане стоял В.А. Сухомлинский. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского остаётся востребованным, так как актуализирует проблему, постоянно волнующую государство и общество. Подход В.А. Сухомлинского в вопросах воспитания гражданственности основан на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях.[1]
4 Практическая часть.
Ориентируясь на цели и задачи Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг., мною была разработана программа по гражданскому и патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов, которая реализуется в настоящее время.
Целью разработанной программы является - формирование казахстанского патриотизма и гражданского самосознания у младших школьников в условиях школы - гимназии.
Задачи: педагогическое просвещение родителей, определение моральной ответственности воспитывающих структур, отношение к младшим школьникам в рамках гуманистического подхода, проведение семинаров, круглых столов по вопросам гражданского воспитания.
Цель и задачи программы определили выбор принципов, которые являются основополагающими при конструировании содержания, видов деятельности и форм воспитательной работы:
- гуманистические принципы О.С.Газмана;
- принцип народности;
- принцип толерантности;
- принцип непрерывности воспитания.
Особенностью воспитания Гражданина Казахстана является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов.
Принцип народности, формирование толерантности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.
Особую значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход.
Формы и методы гражданского и патриотического воспитания младших школьников:
исторические экскурсы на уроках (это не только украшает урок, но и позволяет пробудить интерес учащихся к данной теме гражданственности);
написание докладов и рефератов информативного и проблемного характера;
выполнение и защита проектов на конкурсе «Зерде»;
индивидуальные беседы;
разработка и проведение различных викторин, конкурсов, сюжетно-ролевых праздников;
изготовление поделок своими руками.
Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданского самосознания, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.
Критерии оценки достижений учащихся в гражданском образовании - это устные и письменные опросы, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в реальной жизни и в учебной ситуации.
Программа состоит из двух циклов: «Мы – единая семья Республики Казахстан» (1-2 классы) и «Мы - маленькие граждане Казахстана» (3-4 классы).
Включает в себя 5 направлений: формирование гражданского отношения к Отечеству, гражданского отношения к людям, гражданского отношения к труду, гражданского отношения к планете Земля, гражданского отношения к себе.[7]
После проведенных мероприятий (в конце 2 и 4 классов) проводится исследование, в котором определяется насколько повысился уровень гражданского самосознания у школьников.
1-2 классы «Мы – единая семья Республики Казахстан».
Направления
Мероприятия
Форма
Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Государственные символы РК»
Уроки мужества
«Я гражданин РК»
«Дети войны»
«Мой Казахстан»
Акция «Забота»
«Столица Астана»
День Батыра
День Победы
Кл. час
Экскурсии
Беседа
Познавательная игра
Конкурс рисунков
Практикум
Викторина
Конкурсная программа
Праздник
Формирование гражданского отношения к людям
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Будем терпимы к друг другу»
«Верность слову и обещаниям»
«Вся семья вместе – душа на месте»
«Один за всех и все за одного»
«Мои друзья»
«Дружат дети на планете»
«Сколько нас?»
Инсценировка
Часы общения
Диспут с чтением худ.литературы
Семейный праздник
Спортивный праздник
Конкурс рисунков
Игра
Экскурсия в этнографический музей
Формирование гражданского отношения к труду
«Терпение и труд – все перетрут»
Профессия моих родителей
«Будь трудолюбивым!»
«Волшебный мир – руками детей»
Акция «Чистый двор»
«Все профессии важны»
«Будь помощником всегда!»
Викторина
Конкурс рисунков
Беседа
Выставка детского творчества
Практикум
Праздник
Кл.час
Формирование гражданского отношения к планете Земля
«День птиц»
«Берегите природу!»
Экологические сказки
Акция «Покормите птиц»
Правила взаимоотношений человека и природы
«Домашние животные»
«Отходы в доходы»
Праздник
Конкурс рисунков
Час общения
Практикум
Беседа, экскурсии
Викторина
Конкурс поделок
Формирование гражданского отношения к себе
«Какой Я?»
«По одежке встречают»
«В каждом ребенке – солнце»
«Каким я должен стать?»
«Веселые старты»
«Мой режим дня»
«Тропинка к своему «Я»
Тестирование
Часы общения
Праздник
Беседа
Спортивный праздник
Кл.час
Психологический тренинг
3-4 классы «Мы – маленькие граждане Казахстана».
Направления
Мероприятия
Форма
Формирование гражданского отношения к Отечеству
«Наш герб и флаг»
«Быть патриотом – это значит…»
«Пою моё Отечество»
«Мой любимый край»
«Конституция РК»
«История моей улицы»
«Я гражданин РК»
Викторина
Сюжетно-ролевая игра
Конкурс чтецов
Защита проектов
Кл.час
Конкурс сочинений
Интеллектуальная игра
Формирование гражданского отношения к людям
«Дружба народов»
«Под единым шаныраком»
Акция «Забота»
«Уроки толерантности»
«Я, ты, он, она»
«Мои одноклассники»
«Бабушкины истории»
Праздник
Экскурсия в музей Искусств
Практикум
Кл.час
Спортивный праздник
Анкетирование
Творческие проекты
Формирование гражданского отношения к труду
«Право на отдых и право на труд»
«Кем быть?»
«Человек трудом славен»
Акция «Школьный двор»
«Без труда – нет плода»
«Волшебный мир – руками детей»
«Моя будущая профессия»
Диспут
Экскурсии на предприятия
Праздник
Практикум
Беседа
Выставка поделок
Защита проектов
Формирование гражданского отношения к планете Земля
«День Земли»
«Чистая река – чистая совесть»
«За здоровьем в зимний лес»
Акция «Покормите птиц»
Экологические проблемы нашего города
Природа в поэзии
«По следам Красной книги Казахстана!
Праздник
Практикум
Экскурсия
Практикум
Защита проектов
Конкурс чтецов
Викторина
Формирование гражданского отношения к себе
«Кодекс чести гимназиста»
«Я познаю себя и других»
«Вера. Надежда. Любовь.»
«Мои увлечения»
«Как воспитать характер?»
«Дом, дерево, человек»
«Мои достоинства, мои недостатки»
Кл.час
Упражнение
Праздник добрых сердец
Конкурс фотографии
Диспут
Рисуночный тест
Беседа-рассуждение
После проведенных мероприятий (в конце 2 и 4 классов) проводится исследование, в котором определяется насколько повысился уровень гражданского самосознания у школьников.
Исследование проводится по следующим вопросам:
1. Знание республиканских символов.
2. Умение рассказать об истории своей Родины.
3. Понимание патриотизма и гражданственности.
4. Понимание слов «долг» и «гражданские обязанности».
В таблице 1 отражены результаты моего исследования (учеников 2 класса).
Таблица 1 – Оценка результатов исследования
№ вопроса
Количество опрошенных детей
Сколько процентов ответило на вопрос
1
30
75%
2
30
30%
3
30
62%
4
30
68%
Из таблицы 1 видно, что по окончанию первого цикла дети усвоили материал. То есть, можно сказать, что проделанная работа, играет важное значение в формировании гражданского самосознания у школьников. Эти данные отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Оценка результатов исследования (2 класс)
По окончанию второго цикла (4 класс), мною было проведено повторное исследование, в котором опросила детей по тем же вопросам:
В таблице 2 отражены результаты исследования (4 класс).
Таблица 2 – Оценка результатов исследования.
№ вопроса
Количество опрошенных детей
Сколько процентов ответило на вопрос
1
30
97%
2
30
87%
3
30
95%
4
30
90%
Из таблицы 2 видно, что дети в течение следующих 2-х лет усвоили программу по воспитанию гражданского самосознания младших школьников. Данные отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты исследования (4 класс)
Таким образом, чем больше внимания будет уделяться проблемам гражданского и патриотического воспитания и образования, тем увереннее дети будут себя чувствовать в роли « гражданина-патриота », тем большей отдачи можно будет ожидать от них не только в плане производства материальных благ, но и чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей Родины.
Реализация программы гражданского и патриотического воспитания младших школьников, составленная классным руководителем Шмурыгиной Т.В, позволила разработать модель формирования гражданского самосознания у младших школьников в условиях школы - гимназии. Эта модель имеет своей целью воспитание гражданина страны - патриота, уважающего историю и традиции государства, проявляющего толерантность к согражданам; социально зрелую, эмоционально воспитанную личность, осознающую себя частицей единого организма – общества, народа, - в котором происходит её развитие, обучение и становление; сознательного члена общества, гордящегося достижениями страны и действующего в её интересах.
На наш взгляд, программа соответствует требованиям, предложенным к составлению индивидуальных программ.
Зам директора по УВР Щербакова М.Н.
Зам директора по ВР Семилет Е.В.
ЛИТЕРАТУРА
Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 9-11.
Литвинчук С. Я — патриот своей Республики // Внеклассная работа в школе.- 2007.- №7. - С.15-17.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. - 2007. - №5. - С.2-8
Педагогический анализ воспитательной работы в школе //Классный руководитель. - 2000. - № 2.
Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 61 - 68).
Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: 1998.