Просмотр содержимого документа
«“Этот день в истории”»
1 сентября 2015г
на тему: “Этот день в истории”
8 класс
Учитель: Тюменева Р.Р
Цели урока:
Учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;
Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;
Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за свой народ, Родину. Воспитывать чувство долга, уважать старших.
Девиз:
“Мир под чистым небом, ярким солнцем и созвездием добра!”
Ход классного часа: 1. Организационный момент.
Поздравление детей с новым учебным годом.
Нам нужен мир, чтоб строить городаСажать деревья и работать в полеЕго хотят все люди доброй волиНам нужен мир навеки! Навсегда!!! Тема нашего первого урока “Миру мир!” и пройдет он под девизом “Мир без насилия, без тревог и слез” Я искала определение мира, задумалась, а что такое мир? Как вы думаете ребята? (ответы уч-ся). Слово мир имеет несколько значений. Мир - Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. Мир – это дружеские связи, согласия между кем-либо, отсутствие войны, тишина, покой, соглашение о прекращении войны. Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий. Для нас мир повседневная реальность, на наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу. Но всем ли детям на земле живется хорошо и радостно? Для многих людей в современном мире спокойная жизнь не более , чем сказочная мечта. Многие ребята страдают, у них нет семьи и много печали. Для них то и был создан день мира. Первый Международный день мира был проведен в сентябре 1982 года. А с 2002 года Международный день мира отмечается 21 сентября как день всеобщего огня и отказа от насилия. День мира призывает людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.
Ребята, а что является символом мира?
Загадка: Ну, а это птица мира, Только в небесах парила, Быстро к нам спустилась в ноги, Смело ходит по дороге. И боится только кошек, Ей даем семян и крошек. С нами птица круглый год, Воркованием поет. (голубь)
Символ возник после второй мировой войны. Эмблему голубь мира нарисовал Пабло Пикассо. На эмблеме изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. В древности голубь был символом мира и плодородия. Так согласно библейской легенде появление голубя с оливковой ветвью над ноевым ковчегом свидетельствовала о том, что вода сошла с поверхности земли. Это был знак наступления мира и обновления жизни.
А какое слово противоположно по смыслу слову мир? (война)
2. Война́ — конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами), происходящий в форме военных действий..
Краткие сведения:
Каждый год мы с Вами отмечаем Великую победу 1941-1945г- Победы над фашистской Германией. Все дальше и дальше, в прошлое, уходят страшные годы войны. К сожалению, с каждым годом, все меньше остается в живых участников тех кровавых событий. Но остается память, которая не умирает. Остаемся мы, которые должны сделать все, чтобы память жила вечно. Я думаю, что такие уроки, как сегодня просто необходимы. Это – дань памяти павшим и ныне живущим.
Война между Германией и СССР все настойчивее, вначале скрытно и негромко, стучала в приграничные западные двери Советского Союза. Сталин вначале, похоже, не мог, а затем с «завидным» упорством не хотел замечать стремительно надвигавшейся опасности. Он, не исключая в целом военного столкновения с Германией, все еще считал, что оно наступит, «пожалуй, в мае будущего года».
Гитлер, готовясь к войне с СССР, прочно опирался на данные своей разведки. Советская разведка работала не менее эффективно, чем немецкая.
Но Сталин и некоторое его окружение чаще оценивали ее донесения как провокационные, панические, недостоверные, за что не один из разведчиков поплатился головой.
Гитлер и его военное руководство не сомневалось в быстрой победе. На Советской границе германское командование сосредоточило большую часть своих сил, вооружения и техники.
Согласно плану «Барбаросса» немецко-фашистские войска, готовившиеся к наступлению, составляли три группы армий: «Север», «Центр», «Юг», - перед каждой из которой стояли свои особые задачи.
Группа армий «Север» наступала из Восточной Пруссии в направлении на Даугавпилс, Псков, Ленинград с целью уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на Балтийском море.
Группа армий «Центр», наиболее оснащенная из всех трех, должна была нанести мощные удары на флангах советских войск (сконцентрированных в районе Белостока), соединиться в районе Минска и продолжить наступление через Смоленск на Москву.
Группа армий «Юг», уничтожив силы Красной армии в Западной Украине и к западу от Днепра, должна была захватить Киев и продолжить наступление на Харьков, Донбасс и Крым.
Гитлеровское военное руководство полагало, что под этими мощными ударами сопротивление Красной Армии будет быстро сломлено. И если в Первую мировую немцы объявили о нападении официально, по дипломатическим каналам, то в 1941 году они действовали вероломно.
На рассвете 22 июня 1941 года, без объявления войны, нарушив договор о ненападении, германские войска вторглись на советскую землю. Тысячи орудий внезапно открыли огонь по пограничным заставам, штабам и расположениям войск. Немецкая авиация нанесла удары по аэродромам, военным городкам, населенным пунктам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Так началась Великая Отечественная война Советского народа.
День 22 июня, стал началом иного отсчета времени для каждого человека нашей страны. Ломался не только привычный уклад жизни – мысли и чувства становились другими, и то, что еще вчера казалось важным, отступало перед лицом общего горя, которое сплотило весь народ.
В 12 часов по радио с обращением к советскому народу выступил заместитель председателя СНК СССР и нарком иностранных дел В.М.Молотов.
В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, миллионы людей добровольцами уходили на фронт. В середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В.Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага. Легендарным стал подвиг бойцов этой дивизии, которую возглавил политрук В.Г.Клочков. Сказанные им слова : «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!» - облетели всю страну. Так наша красная армия стояла до последнего и это у нее получилась, все дальше и дальше уходили немецкие войны с нашей земли.
В ходе войны, продолжавшейся для нашего народа 1418 дней и ночей, на советско-германском фронте были разбиты 607 дивизий противника. Германия в войне против СССР потеряла более 10 млн. человек (что составило 80% ее военных потерь), 167 тыс. артиллерийских орудий, 48 тыс. танков, 77 тыс. самолетов (75% всей своей военной техники).
Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным оценкам, война унесла более 27 млн. человеческих жизней ( в том числе до 10 млн. военнослужащих). Во вражеском тылу погибло около 4 млн. партизан и подпольщиков. Более 6 млн. человек оказались в фашистской неволе. В ходе войны было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тысяч сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тысяч км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно 1/3 своего национального богатства. Сократилась доля мужского населения. Из мужчин 1923 года рождения, т.е. тех, кому в 1941 году было 18 лет, осталось к концу войны только 3%. Практически целое поколение мужчин было уничтожено войной. Это сказывалось на демографической ситуации в стране долгие годы. Война принесла безнадежное вдовство и сиротское детство.
Ребята, вдумайтесь во все эти цифры и факты! Такого никогда забывать нельзя! Мы должны свято чтить память о погибших и ныне живущих ветеранах войны и тружеников тыла.
3. А может мы с вами вспомним ядерную войну? Которая произошла 6 августа 1945 года в 8.15 утра бомбардировщиком США B-29 «Энола Гей» была сброшена атомную бомбу на Хиросиму, Япония. Около 140 000 человек погибло во время взрыва и умерло в течение последующих месяцев. Тремя днями позже, когда Соединённые Штаты сбросили ещё одну атомную бомбу на Нагасаки, было убито около 80 000 человек. 15 августа Япония капитулировала, положив этим конец Второй мировой войне. До настоящего времени эта бомбардировка Хиросимы и Нагасаки остаётся единственным случаем применения ядерного оружия в истории человечества. Правительство США решило сбросить бомбы, считая, что этим ускорит окончание войны и не будет необходимости в ведении продолжительных кровавых боев на главном острове Японии. Япония усиленно пыталась контролировать два острова, Иво Джима и Окинава, когда приблизились союзники.
Итак, ребята я вернусь к той теме с которой мы начинали свой урок.
Взрослые и дети, все люди на планете хотят мира, чтобы ярко светило солнце, на лицах людей были счастливые улыбки, чтобы не смолкал детский заливистый смех.
Как вы думаете, ребята, что порождает войну? А что мир?
Это, конечно же, зло и добро…. Чтобы не было войн на земле, и чтобы над головой всегда сияло яркое солнце, надо быть добрыми…
- А сначала ответьте на такой вопрос: “Что же такое добро и что такое зло?”
В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное. Противоположное – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
Я предлагаю вам послушать индийскую сказку “Награда”
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь я тебя точно съем!
– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Чему учит нас эта сказка?
Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки
4.Практическая работа
Давайте с вами сделаем голубя и напишем на нем свое пожелание миру, товарищу и т .д.
5. Подведение итогов классного часа:
Дорогие ребята! За годы, что вы проучились в школе, вы стали одной семьей, одной маленькой страной. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете. На партах у вас лежат ладошки, давайте создадим наш дружный мир.
Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь. И землю удивительную эту.
В чем, по вашему мнению, состоят нравственные уроки войны для нашей истории?
Необходимо ли, на ваш взгляд, и в дальнейшем проводить подобные уроки?
Какое впечатление, какие чувства вызвал у вас данный урок?