4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Оборудование:
1. Плакат: “Календарь правовых дат”
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
10 декабря – День прав человека.
12 декабря - День принятия конституции.
2. Эпиграфы к занятию:
“Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);
“Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
“Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).
Ход:
Учитель: Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он, прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.
Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:
Всеобщая декларация прав человека (принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948 года)
Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека
Конвенция о правах ребёнка (20 ноября 1989 года для детей до 18 лет, состоит из 54 статей)
Конституция Российской Федерации (главный закон государства)…
Кого-то объединяют общие идеи и интересы, кого-то – общее хобби, а вот всех детей на земле объединил один очень важный документ, который был разработан и принят в 1989 году и который называется «Конвенция о правах ребенка». Он родился в самой уважаемой международной организации – Организации Объединенных Наций (ООН). Долгое время лучшие умы планеты создавали по крупицам этот акт, чтобы потом, после его принятия, он смог прийти на помощь каждому из тех, кого мы называем детьми.
А зачем она вообще нужна, эта Конвенция? Дело в том, что необходимость ее принятия возникла тогда, когда о детях стали почему-то забывать. Во многих военных конфликтах стало погибать огромное количество ребят, участились случаи киднеппинга – воровства детей, стали попираться права ребенка. И тогда человечество решило покончить с этим, приложить все усилия для того, чтобы как можно меньше проливалось детских слез по всему миру.
Страны договорились, что детская жизнь – бесценна, что они будут прилагать все усилия для того, чтобы ребенок смог выжить после рождения. Россия – относительно стабильная в этом плане страна. А как же дети Африки, например, которым попросту нечего есть и пить? Тогда более богатые государства договорились помогать бедным странам. Но ведь просто выжить ребенку мало. Детям было гарантировано право выбирать свою религию, участвовать в решении вопросов, связанных со своим будущим, право знать свою культуру и родной язык, своих родителей, право на достойное образование и высокий уровень здравоохранения. Запрещено какое бы то насилие над детьми дискриминация их прав и свобод.
И вообще, нужно сказать, что этот очень важный международный документ сделал детей самыми важными людьми в государстве. Каждому взрослому напомнили, что когда-то и они были веселыми мальчишкой или девчонкой. Что все мы родом из детства, из прекрасной поры, когда тебя должны все только защищать. Даже на международном уровне.
Учащимся раздаются брошюры, где записаны права и обязанности детей.
- Ребята, Вам раздали брошюры, где содержится информация о правах и обязанностях ребёнка в разном возрасте.
С рождения ребенок имеет права:
на имя;
жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
на гражданство;
иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
обязанности:
слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 6 лет добавляются права
совершать мелкие бытовые сделки;
совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;
обязанности:
получить основное общее образование (9 классов);
соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
ответственность:
перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
С 8 лет добавляются права:
• на участие в детском общественном объединении;
обязанности:
соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;
ответственность:
перед детским общественным объединением и его участниками.
с 10 лет добавляются права:
на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
ответственность:
с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
С 14 лет добавляются права:
получить паспорт гражданина Российской Федерации;
самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
требовать отмены усыновления;
давать согласие на изменение своего гражданства;
требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
участвовать в молодежном общественном объединении;
обязанности:
выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;
ответственность:
исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
возмещение причиненного вреда;
ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).
С 15 лет добавляются права:
работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
С 16 лет добавляются права:
вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
быть членом кооператива;
управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);
ответственность:
за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
за совершение всех видов преступлений.
С 17 лет добавляется обязанность:
встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
- Сейчас, когда мы вспомнили все права и обязанности детей, мы смело можем перейти к путешествию по станциям, разделившись на группы.
(Ребята из старших классов могут являться организаторами в группах)
1. Станция «Сказкино». Назовите права, которые нарушались в сказках:
Задача 1
Мультфильм «Гуси-Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
(Похищение ребенка, нарушение его прав: на жизнь, на свободу, возможность воспитываться в семье).
Задача 2
Сказка В.Гаршина «Лягушка - путешественница».
Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
(Право на свободу передвижения).
Задача 3
А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
(Право на труд).
Задача 4
Мультфильм «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?
(Право на владение личным имуществом).
Задача 5
Сказка Ш. Перро «Золушка».
Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
(Право на отдых).
Задача 6
Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
( ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.)
2. «Обязанности»
Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)
Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)
Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)
Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)
Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны; (Культурное)
Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)
С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3. Станция «Задачкино»
I. Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?
Ложный звонок
В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. ( Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д. )
Порча школьного имущества
Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)
Порча чужого имущества
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Драка на улице
Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения. (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)
Ограбление ларька
Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).
Угроза жизни
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
4. Станция «Правда ли…»
1. Правда ли, что… все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка?
Ответ: ДА (Всеобщая декларация прав человека ст. 6).
2.Правда ли, что… алкогольное опьянение является смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления?
Ответ: НЕТ (Отягощающим).
3.Правда ли, что… допрос несовершеннолетнего должен проходить при присутствии педагога?
Ответ: ДА.
4.Правда ли, что… к несовершеннолетним может применяться наказание: лишение свободы сроком на 15 лет?
Ответ: Нет (не применяется срок лишения свободы более 10 лет).
5.Правда ли, что… подлежит наказанию нецензурная брань в общественных местах?
Ответ: ДА (штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест сроком до 15 суток).
6.Правда ли, что… нахождение в общественных местах в алкогольном опьянении или пьяном виде не подлежит наказанию?
Ответ: НЕТ (Штраф до 8 базовых величин).
7.Правда ли, что… за присвоение чужого имущества наступает уголовная ответственность?
Ответ: ДА (КРАЖА – наказание: лишение свободы на различные сроки, с возмещением; ГРАБЕЖ – наказание: лишение свободы на срок до 10 лет).
8.Правда ли, что… чистосердечное признание является смягчающим обстоятельством ответственности за преступление?
10.Правда ли, что… родители несут ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей?
Ответ: ДА (Предупреждение или штраф до 10 базовых величин)
5.Станция «Ребусная»
№1
,,, ,,, ция
№2
№ 3
,,,
,,
6. Творческое задание.
С помощью бумаги, карандашей и фломастеров нарисуйте стенгазету так, чтобы заинтересовать всех ребят в школе.
Ребята! Вот и закончилась наша игра. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Я надеюсь, что сегодняшняя игра поможет вам усвоить ваши права и обязанности. Пока мы не поймем этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеюсь, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будете всегда исполнять свои обязанности. Помните, что ваши права заканчивается там, где начинаются права других людей.
Спасибо! С вами было очень приятно сегодня работать. Живите в мире с Законом и своей совестью.