Доклад: "Роль самоуправления в личностном росте учащихся."
Доклад: "Роль самоуправления в личностном росте учащихся."
Самоуправление – это не только специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности, но и признак коллектива, средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские функции, то есть дать возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны.
Сущность самоуправления
Управление жизнью класса;
Организация дел для своего класса, а значит и для себя;
Решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
Школа ответственности, доверие, взаимопомощь, взаимопонимание и взросление;
Задачи самоуправления
1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
2. Сттимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
3. Воспитание у школьников умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
4. Воспитание достойных творческих лидеров.
Ученическое самоуправление позволяет развивать навыки, способствующие личностному росту школьников.
У учащихся начальных классов формируются следующие основные навыки:
Понимать и описывать проблему, выступать не стесняясь.
Высказывать свое мнение, мысли, активно участвовать в обсуждении вопросов (проблемы).
Уметь слушать, когда другие делятся своими идеями, мыслями.
Поддерживать длительный контакт.
Ждать и не прерывать говорящего.
Ответственно относиться к порученному делу, развивать способность к рефлексии.
Принимать решение адекватно проблеме, затем придерживаться его.
У старших школьников формируются следующие основные навыки:
Уметь предлагать более одного решения проблемы.
Учитывать различные точки зрения.
Предвидеть различные последствия предполагаемых решений.
Использовать активное слушание для перефразирования и повторения идей других участников.
Реагировать на других на основе принципа эмпатии.
Ответственно выполнять и активно участвовать во всех намеченных делах класса.
Развивать способности к рефлексии.
Структура самоуправления в классе
Высший орган – классное собрание;
Между собраниями работу организует и контролирует совет класса ;
Распределение общественных поручений между всеми учащимися.
Определение актива класса
Для того, чтобы определить участников классного собрания было организовано знакомство с коллективом класса, а также проведена Социомерия , которая позволила выявить лидерский состав класса.
Затем было проведено анкетирование на определение уровня сплоченности классного коллектива. После чего был выбран актив класса.
Результаты социометрии
Дворец
Казаков К.
Квартира
0
Тимофеева Д.
Изба
4
5
Литеча Н.
Шалаш
1
1
Серков В.
7
0
2
Балл
Иванникова К.
0
5
0
2,2
Статус
Умеренков Н.
4
0
2
3,7
принятый
0
Тумаев А.
3
0
1
лидер
1
Клыпина Л.
2
1
4
0
1
3,7
1
Самойлов О.
1
лидер
2
3,1
Колесникова Д.
7
1
1
лидер
1
4
3
0
1
0
лидер
5
0
2,2
0
лидер
1
1,7
0
принятый
8
3,8
изолированный
лидер
1,1
изолированный
Результаты анкетирования
№
Учащиеся
I
1
Самойлов Олег
II
2
III
3
Тумаев Андрей
2
4
Литеча Анастасия
5
6
а
5
4
2
Казаков Николай
3
б
1
6
4
в
2
Умеренков Никита
IV
1
1
V
4
7
1
2
1
Серков Иван
4
1
8
2
2
Иванникова Кристина
1
1
Баллы
1
5
3
9
Тимофеева Диана
4
1
1
2
1
21
4
1
Клыпина Елена
2
1
6
1
1
6
3
1
2
1
15
1
5
1
2
4
19
4
2
4
12
1
2
2
18
1
1
2
1
2
1
21
1
2
14
1
16
2
19
Общий балл
17,2
Анкетирование показало, что уровень сплоченности
классного коллектива выше среднего, но ещё требует развития.
Классное собрание
Цель
Задачи
Помочь в решении проблем.
Развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Вызывать детей на откровенный разговор друг с другом.
Формировать честную дисциплину среди школьников.
На классном собрании:
Не позволяйте детям осуждать или обвинять других;
Не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
Не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят;
Создавайте атмосферу сотрудничества.
Правила организации и проведения классного собрания:
Попытаться самим решить проблему;
Не оказывать друг на друга никакого давления –
Слушать друг друга и не перебивать.
Структура классного собрания:
Представление обсуждаемой проблемы;
Изложение информации по проблеме;
Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы …»;
Предложение решения проблемы;
Выбор решения;
Обсуждение предполагаемого результата решения;
Закрытие собрания.
Процедура классного собрания:
Школьники сидят по кругу, т.е. так, чтобы видеть говорящего;
Не менее важно придерживаться установленных временных границ.(30-40 минут) Если обсуждение, дискуссия проходят успешно и интересуют всех ребят, то время может быть продлено, но до разумных пределов.
Вместе с классом необходимо установить, как часто организовывать классные собрания, встречи. Но могут возникнуть ситуации, требующие безотлагательного проведения классного собрания.
Возможны не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут)
На классном собрании:
Решаются вопросы выборов и перевыборов органов самоуправления;
Проводятся групповые игры по моделированию социальных ситуаций; тренировке позитивного мышления; по созданию классных правил, для достижения желаемого этического поведения;
Проходит разрешение конфликтов и налаживание дружеских взаимоотношений между учащимися;
Рассматривается и утверждается план работы актива класса.
Классное собрание – высший орган классного самоуправления.
Учащиеся
Классный
руководитель
Совет класса
Ответственный за организацию и выполнение Д/З
Секретарь
Старший дежурный
Староста
Заместитель старосты
Учебный сектор
Спортивный организатор
Библиотекарь
Законы коллектива
(Кодекс чести) (Правила поведения в коллективе)
На прошедшем классном собрании были выбраны члены актива класса, а также приняты законы и правила жизни нашего классного коллектива.
Законы коллектива:
Закон Правды: Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.
Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
Закон любви: Любовь - одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, -уважай человеческое достоинство других.
Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве достоинстве.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ НАШЕГО КЛАССА
Каждый учащийся должен быть готовым помочь в учебе своему товарищу.
Запрещается говорить плохо о людях, которые нас окружают.
Каждый день хотя бы одно хорошее дело, хотя бы одна оригинальная мысль.
Уметь ставить цели, преодолевать лень, вялость и бессилие.
Никогда не пасовать перед трудностями.
Иметь свое мнение и не бояться его высказывать, а если надо – доказывать!
Интересы класса - выше личных.
Подчиняться не взрослому, а правилам!
Вывод
Таким образом, ученическое самоуправление развивает у школьников чувство ответственности, формирует способность грамотно высказывать свою мысль и слушать мнения других, учит принимать решения, что благотворно сказывается на личностном росте учащихся.