Просмотр содержимого документа
«Деятельность куратора (классного руководителя) по воспитанию здорового образа жизни у студентов колледжа»
Деятельность куратора (классного руководителя) по воспитанию здорового образа жизни у студентов колледжа
Особое место в целостном процессе формирования будущего специалиста принадлежит сохранению и укреплению его здоровья и созданию условий здорового образа жизни, которые найдут свое отражение в будущей его профессиональной деятельности.
Исследования в области формирования здорового образа жизни показывают, что между уровнем здоровья и уровнем его сформированности в процессе профессиональной подготовки студентов прослеживается четкая зависимость.
Это обусловливает необходимость подготовки специалиста, для которого принципы здорового образа жизни должны стать собственными жизненными принципами и принципами профессиональной деятельности.
Студенты признаются наиболее перспективной возрастной категорий в процессе формирования здорового образа жизни, поскольку именно в этом возрасте происходит усвоение основных объемов информации, вырабатываются фундаментальные жизненные стереотипы, происходит интенсивная работа по формированию своей личности, выработке стиля поведения, образа жизни.
Существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области здорового образа жизни, однако, на практике эта идея реализуется недостаточно, несмотря на то, что в последние годы в среднем профессиональном специальном образовании происходит переоценка ценностей: общегосударственные интересы и интересы личностные рассматриваются во взаимосвязи. В результате остро стоит вопрос о создании благоприятных условий для индивидуализации образа жизни студентов, о формировании ответственного отношения к своему здоровью как профессионально значимому свойству.
Поэтому одна из главных задач нашего колледжа –формирование здорового, активного гражданина России.
Годы пребывания в колледже являются главным этапом формирования личности будущих специалистов, которые через несколько лет будут составлять основу нашего государства. А здоровье выступает как ведущий фактор, определяющий не только гармоничное развитие личности студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.
Немаловажное значение при этом имеют нравственность, культурный уровень самого студента, основной характеристикой которого, в рамках рассматриваемой проблемы, является его отношение к своему собственному здоровью и здоровью других людей в иерархии социальных потребностей.
Личная установка на здоровый образ жизни не проявляется у студентов сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в целенаправленном обучении студентов принципам здоровья. И большая заслуга в этом куратора (классного руководителя) учебной группы. В нашем колледже работа по формированию здорового образа жизни у студентов осуществляется в соответствии с разработанной программой: «Здоровый образ жизни», а так же программами: «Профилактика табакокурения», «Профилактика алкогольной и наркотической зависимостей», «Профилактика ВИЧ- инфекций».
Цель деятельности куратора(классного руководителя)- формирование здорового образа жизни студентов как профессионально значимого свойства их будущей педагогической деятельности.
Задачи: процесс формирования здорового образа жизни студентов колледжа будет наиболее эффективным при создании условий, способствующих:
осознанию студентами необходимости и значимости здорового образа жизни как приоритетной цели жизнедеятельности;
овладению студентами ценностями здорового образа жизни для выполнения профессиональных задач в предстоящей педагогической деятельности;
формированию у студентов ценностного отношения к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для передачи здорового образа жизни будущим воспитанникам.
Как научить студентов чувствовать личную ответственность за своё здоровье? Как их вовлечь в работу по изучению проблемы здоровья и здорового образа жизни?
Уже на первом курсе куратор (классный руководитель) создает чёткую мотивацию на здоровый образ жизни, которая на протяжении 4 лет учёбы на основе принципа последовательности формирует систему взглядов, отношений и практических действий студентов, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья. Вследствие этого, проблема здоровья и здорового образа жизни требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогические аспекты. Осознание студентами ценностей здорового образа жизни сочетается с формированием у них профессионально значимых личностных качеств.
Поэтому, наиболее актуальной становится задача последовательного и целеустремленного формирования здоровья на протяжении всего периода обучения студентов в колледже.
Содержательные особенности, составляющие здоровый образ жизни –правильный режим труда, отдыха, питания, двигательной активности, закаливания, профилактики вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологических условий, культура межличностного общения и т.п. познаются студентами в процессе обучения и воспитания. И чем раньше они эти полезные знания усваивают, чем осмысленнее и настойчивее им следуют, тем более ярким и совершенным бывает их личностное развитие, жизнь становится более полноценной, приятной и интересной, а творческая деятельность более продуктивной, насыщенной и продолжительной.
Ожидаемый результат на который выходит куратор (классный руководитель)- сформированность у студентов здорового образа жизни и повышение их профессионального уровня подготовки. А для этого студенты должны:
• иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
• знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
• стремится быть хозяином своей жизни, верить в то, что образ жизни, который ведётся, даст положительные результаты;
• выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости ;
• постоянно соблюдать режим двигательной активности: удел человека – всегда двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;
• соблюдать правила гигиены питания;
• соблюдать режим труда и отдыха;
• быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство - в принципе недостижимая вещь;
• радоваться успехам; во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.
Все это входит в содержание здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно следовать правилами здорового образа жизни.
С этой целью куратором (классным руководителем) используются методы: беседа, обсуждение, ролевые игры, рассказ, демонстрация, тестирование, анкетирование, тренинг, диагностика.
Все проведенные мероприятия– это продукты совместной деятельности в процессе которой появляются сценарии, организуются выставки творческих работ (плакатов, сочинений, стихов), проводятся различные мероприятия.
Видя результаты своей деятельности, у студентов возникает интерес к творчеству, к проблемам окружающей действительности, к самому себе и к своему Я.
Все проводимые мероприятия учитывают способности, интересы студентов, их жизненные планы, установки с позиций устойчивой потребности быть физически и психически здоровым, вести здоровый образ жизни, не потеряться в этом сложном мире. Такое более детальное изучение студентами ресурсов собственного здоровья, способствует формированию у них мировоззрения, основанного на культуре ценности здоровья, обучению навыкам сохранения, формирования и укрепления их здоровья.
Тематика классных часов, способствующих формированию здорового образа жизни у студентов самая разнообразная:
«Алкоголизм и преступность», «Легко ли бросить курить», «Что я знаю о наркотиках»
Самый главный результат от классных часов– студенты начинают понимать, что их личные желания и нежелания- основная причина для выбора линии поведения, а их умение на неприемлемое для них предложение спокойно и уверенно ответить: «Нет!» означает собственное желание быть здоровым. Студенты охотно участвуют во внеклассной работе, проявляя самостоятельность, инициативу, ведь темы почти всех мероприятий предлагаются ими, они с удовольствием работают с литературой, разрабатывая материалы бесед, викторин, сообщений с которыми выступают на классных часах. Они обогащаются знаниями, учатся сами и учат других. Количество студентов, участвующих во внеклассной работе увеличивается, растёт интерес к работе, повышается самооценка и потребность в знаниях по ЗОЖ.
Результатом являются наши победы в различных конкурсах, участие в акциях и различных программах. Мы думаем, что такая система работы помогает «достучаться» до студентов, рассказывая им о ценностях жизни.
Данный опыт эффективен, ведь результативностью его является воспитание психически здоровой личности, целеустремленной, способной к саморазвитию, ориентированной на успех.
Вывод: мы уверены, что студентам нужна перспектива, чтобы они не стремились в иную реальность. На место вредных привычек мы поставили внеклассную работу, как альтернативу и думаем, что это правильный путь. Наша работа будет продолжаться, совершенствоваться. Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных в этой проблеме преподавателей, студентов из других учебных заведений, всех кому не безразлично будущее нашей страны.