kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЧКР: Мы выбираем профессию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассказывается о важном этапе в жизни выпускника на пороге окончания школы. Представлен дополнительный материал в виде теста готовности к выбору профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разделение труда Профессии и их классификация»

Шапко Н.А.МОБУ «СОШ №56» имени Хана В.Д.


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №56»

имени Хана В.Д.














ЧКР "Разделение труда. Профессии и их классификация».









Составитель: Шапко Наталия Алексеевна, учитель I квал. категории.















Оренбург 2011



ЧКР по теме: "Разделение труда. Профессии и их классификация».

Мы творим нашу собственную жизнь. И называем ее судьбой.
Дизразли


Цели:

  • познакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности;

  • дать возможность учащимся “примерить” на себя разные профессии.

  • формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;

  • поддержание атмосферы творческого поиска;

  • формирование информационного пространства;

  • формирование нравственных качеств личности;

  • формирование у учащихся навыков и умений самоопределения, самоорганизации и самореализации;

Оборудование:

1.Презентация СД
2. Папки с рефератами о профессиях.
3. Тест «твой тип профессии»
1.Учитель: Вступление – актуализация знаний.

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, ребята, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. (сл№1)


Есть два способа выбора профессии:


Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь


существуют десятки тысяч профессий. В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают (лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых.


Примеры: (мерчендайзер, маркетолог, программист)

Второй путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.

Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя?

А на сегодняшнем мы попытаемся узнать о профессии побольше, а именно: разделить их на типы, дать определение каждой группе, перечислим ошибки при выборе той или иной профессии. (сл№2,3)


2. Уч-ся: Из истории выбора. К выбору профессии проявляли интерес ещё с середины прошлого века. Основами профориентации стали заниматься во Франции. Так, в 1849 г. вышло пособие «Руководство по выбору профессий».

Первые диагностические методики появились в Англии, США, Европе. Одной из первых теорий профессионального выбора стала модель профориентации Персона (1908 г.). Она включала в себя 3 компонента:

- изучение психологических и личностных особенностей человека;

- требования к профессии;

- совокупность двух и принятие решения о рекомендуемой профессии


3.Учитель: Формула выбора и пути получения профессии (сл№4,5)

Правила выбора профессии таковы (сл№6)

Возможные ошибки (сл№7)


4.Уч-ся:Рассуждая о своей будущей профессии, необходимо рассматривать её в различных контекстах, с разных сторон. В связи с этим выделяют 5 типов профессий:

1."человек - человек"

2. «человек – техника»

3. "человек - природа"

4. "человек - знаковая система".

5. "человек - художественный образ".

Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)

Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии. Например: Врач - терапевт,


невропатолог и др.; учитель - учитель истории, математики и др.; инженер – механик, электрик.



Типы профессий (Просмотр через компьютер)



Название типа

Пример профессии

Ведущие качества


Человек - человек

(ч-ч)

Педагог, журналист, врач, продавец, менеджер, библиотекарь, воспитатель,

психолог

Общение, эмоциональная устойчивость, коммуникативные и организаторские способности, наблюдательность и внимание


Человек – техника

(ч-т)


Инженер, водитель, слесарь, токарь, строитель

Пространственное мышление, способность к точным наукам (математика, физика), технический склад ума


Человек – природа

(ч-п)


Эколог, геолог, егерь, кинолог, микробиолог

Наблюдательность, устойчивое внимание, потребность в двигательной активности (физическая форма)

Человек –

знаковая система

(ч-з)

Бухгалтер, программист, экономист, корректор, верстальщик

Абстрактное мышление, устойчивое внимание, владение ПК, усидчивость, склонность к обобщениям

Человек – художественный образ

(ч-х)

Музыкант, дизайнер, фотограф, скульптор, архитектор, дегустатор

Яркое воображение, склонность к творчеству, сенсорные способности (слух, зрение, вкус)





5.Уч-ся: Интересы и склонности.


Интересы – это побуждения познавательного характера. Интересы связаны с потребностями человека. Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.



Склонность – это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к объекту. Склонности проявляются либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких – либо вещей, предметов.

Когда есть склонность, то предполагается и интерес.


Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как решиться выбрать профессию.

Интересы и склонности являются сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии.


Интересы - «Хочу знать»

Склонности - «Хочу делать»



5.Учитель: Требования работодателя (сл№8)

Необходимые профессии в городе (сл№9)


6. Слушание докладов учащихся.


7. Тест: Карта самооценки склонностей

( опросник Е. И. Климова).








Литература.

1.Климов Е.А.Как выбирать профессию.М.,1984.

2.Степанов А.Н.Азбука профориентации. С.П.б., 1995

3.В.Д. Симоненко. Учебник Текнология-9 кл.2008

4. ТВ Чернякова. Профориентация старшеклассников.2009



Просмотр содержимого документа
«СООБЩЕНИЯ О ПРОФЕССИЯХ»

Прил.№2


Рассказы о профессиях.



1-й у ч е н и к. Я расскажу о профессии инженера-программиста. Предположим, для решения какой-либо задачи нужно применить ЭВМ. Программист точно устанавливает, что должно быть сделано, составляет алгоритм и выражает его в таком виде, в котором его могли бы воспринять машины, то есть программист пишет и отлаживает программу. Программа ЭВМ состоит из команд, которые машина понимает только в виде специального кода, записываемого с помощью нулей и единиц. Человеку такую программу составить сложно; чтобы упростить работу, были изобретены языки программирования, служащие средством связи между ЭВМ и программистом.

Программа ЭВМ - текст, содержащий тысячи строк непривычного для человека языка. Поэтому при программировании невозможно избежать ошибок. Ошибки составляют до 10% от общего числа команд конкретной программы. А какова цена ошибки в программе? Это может быть и неудачный вывод спутника на орбиту, и неправильно поставленный диагноз, испорченные детали на станке с числовым программным управлением.

Поэтому, составив программу, программисты должны ее испытать, найти и исправить ошибки.

Сложные, большие программы почти нереально проверить полностью, проверяются только самые типичные операции.

Лучше не составлять программы, а видоизменять и дополнять уже готовые. Программист должен систематически обновлять свои знания о новых программах, осваивать их.

Какие качества необходимы программисту? Способность к абстракции и логическому мышлению, воображение, интуиция, способность всеохватывающего видения, аккуратность, выдержка, способность к самообразованию. Программист должен изучать новые языки программирования и применять их на практике.

Как проверить свою пригодность к профессии программиста? Еще в школе, изучая курс основ информатики, нужно оценить, насколько вас привлекает эта работа, как она у вас, получается, хватает ли у вас выдержки и терпения довести программу до ума.










2-й у ч е н и к. Я хочу рассказать о профессии модельера.

Красиво и со вкусом одетым хочет быть каждый. Модельер способствует исполнению этих желаний.

Задача модельера заключается в том, чтобы с помощью одежды подчеркнуть индивидуальность человека, способствовать эстетическому самовыражению личности.

Модельеру необходимо знать историю костюма, в том числе и народного, национального. Модельер должен иметь хорошо развитое пространственное мышление, владеть свободным профессиональным рисунком, обладать пониманием колористических закономерностей, навыками эскизирования, графического и макетного выражения замыслов и идей, высокоразвитым художественным вкусом, чувством гармонии, фантазией.

Работа по созданию новой модели начинается с подготовительного этапа, на котором художник решает такие вопросы, как: для кого создается модель, каково ее назначение, какая форма наиболее точно отвечает назначению одежды, какое цветовое и фактурное решение следует принять для художественного замысла, какие материалы "использовать для выполнения проект-композиции, на каком производстве будет изготавливаться модель. Второй этап работы - выполнение эскиза. Модельер отдает эскиз конструктору, который готовит выкройки и передает их мастеру-исполнителю. При выполнении мастером модели в материале художник-модельер подключается для проработки мелких деталей: расположение хлястиков, декоративных пуговиц, карманов, складок и т. д. После выпуска модели в продажу модельер интересуется уровнем спроса на нее, что-то уточняет, дополняет, изменяет для улучшения ее качества,

Подготовить себя к профессии модельера можно, посещая кружок изобразительного искусства (учиться рисовать), кружок или курсы пошива одежды. Можно рисовать модели одежды для бумажных кукол, а можно на кукол шить придуманные модели.













3-й у ч е н и к. Меня интересует профессия летчика, пилота гражданской авиации.

Пилот - профессия напряженная, сложная и довольно опасная. От мастерства пилота зависит его жизнь и жизнь множества людей, находящихся на борту самолета. Пилот должен быть физически здоров, иметь подвижный тип высшей нервной деятельности, темперамент сангвиника, хорошую память, внимательность, выдержку.

Перед полетом пилот узнает маршрут полета, особенности трассы, получает сведения о радиотехническом и навигационном оборудовании основного и запасных аэродромов, при необходимости консультируется у специалистов штурманской, метеорологической и других служб аэропорта. Пилот сообщает эти сведения своему экипажу и проводит розыгрыш полета, чтобы повысить готовность экипажа к выполнению задания.

Непосредственно перед полетом экипаж проходит медосмотр и проводит предполетную подготовку. Получив оперативную информацию о метеорологической обстановке на трассе, разрабатывает план обхода мест с опасными метеоявлениями, знакомится с расположением посадочных полос в пункте приземления.

В самолете пилот проверяет техническую готовность ведущего судна к полету.

Весь полет проходит под руководством диспетчера по управлению воздушным движением. Получив от диспетчера разрешение на взлет, пилот выводит самолет на взлетную полосу и поднимает его в воздух. После взлета - сверяет показания приборов с расчетными данными. После набора необходимой высоты можно включить автопилот. Пилот контролирует полет. При отклонениях от нормального полета - переходит на ручное управление.

Перед снижением пилот получает информацию о работе самолета с помощью множества приборов, управляет системами и агрегатами с помощью разнообразных рычагов, кнопок, тумблеров, рукояток. Анализируя состояние машины по показателям приборов, пилот представляет положение самолета в пространстве, работу двигателей и т. д., мысленно предугадывает дальнейшее поведение машины.

Взлет и посадка - самые напряженные периоды полета, даже на легко-моторных самолетах пилот в эти отрезки полета переключает внимание с прибора на прибор до 300 раз. Пилоту отводятся доли секунды, чтобы воспринять показания прибора, проанализировать обстановку и принять правильное решение.

Еще раз перечислю качества, необходимые пилоту: высокая работоспособность, нервная выносливость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, острое зрение и хороший слух, безупречное здоровье, хороший глазомер, способность действовать в условиях ограниченного времени и эмоциональной напряженности, способность сохранять бдительность в обстановке однообразия, способность включаться в решение неожиданных сложных задач.Профессию пилота можно получить в средних и высших летных училищах.







4 – ученик. Аудитор:

Уважаемые ребята, я хочу представить вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учетной и отчетной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.



5 – й ученик. Сестра-геронтолог:

Ребята, я хочу познакомить вас с профессией геронтолога. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебные и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время — это реальный

выход во многих случаях. И потому профессия сестры-геронтолога получает все большее признание в обществе.





6 – й ученик. Радиолог:

Моя профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путем специализированного обследования различных частей человеческого тела Такое обследование проводится с помощью высокотехнологичного оборудования: рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся все более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объем информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»


Прил№1

Всем раздаются «Листы ответов»


1

2

3

4

5








10а



10б


11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а


16б


17а


17б

18а


18б


19а


19б


20а



20б



Инструкция: выпишите на листе бумаги номера, обозначающие ваш выбор, с соответствующим знаком «+», если указанная деятельность вам нравиться, или « - » если выполнять данную деятельность вам не нравиться.

Например: 3а +, 3б – и т. д.

Карта самооценки склонностей

( опросник Е. И. Климова).


1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить за ними, регулировать их)


2а. Помогать больным людям, лечить их

2б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений


4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу)

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)


5а. Обсуждать научно – популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты


6а. Выращивать молодняк, животных какой – нибудь породы

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких – либо действий (трудовых, учебных, спортивных)


7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты

7б. Управлять каким – либо грузовым (подъемным или транспортным) средством


8а. Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведения в справочном бюро, на экскурсии

8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов


9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище

9б. Искать и исправлять ощибки в тексте, таблицах, рисунках


10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты


11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий


12а. Разбирать споры , ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах.


13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов


14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях


15а. Составлять точные описания отчеты о наблюдаемых явлениях

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)


16а. Делать лабораторные анализы в больницах

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение


17а. Красить или расписывать стены помещений либо поверхности изделий

17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов


18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т. д.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах


19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты


20а. Вести работу с болезнями растений, вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах: пишущей машинке, наборной машине



Обработка результатов:


подсчитывается, сколько всего плюсов получилось в каждом столбике, затем – сколько минусов в каждом столбике. Результаты вписываются в пустые клетки под столбиками.

Интерпретация результатов:


каждый столбик пронумерован и соответствует одному из типов труда:

  1. – «человек – природа»

  2. – «человек – техника»

  3. – «человек – человек»

  4. – «человек – знаковая система»

  5. – «человек – художественный образ»


Просмотр содержимого презентации
«Самоопределение личности»

Самоопределение личности Выбор профессии- ответственная пора в жизни каждого человека.

Самоопределение личности

Выбор профессии- ответственная пора в жизни каждого человека.

История появления профессии.

История появления профессии.

  • Первобытный человек не задумывался о выборе профессии. Он учился всем необходимым приемам труда: добывать еду, готовить пищу, шить одежду.
  • Первое разделение труда произошло когда племена начали заниматься определенным занятием. Одни охотились, другие занимались земледелием или разводили скот. Друг с другом они обменивали необходимый им товар.
  • Второе разделение труда относится к появлению ремесленных производств. Появились виды деятельности, которым начали обучать учеников.
  • Позднее появились- профессии.
Занятия на Руси.

Занятия на Руси.

  • Слово «профессия» раньше заменяли словом «поприще»-занятие.
  • В XII-XVI веках на Руси требовались люди четырех чинов:
  • освященные (духовенство);
  • Служивые(военная и государственная служба);
  • Торговые(купцы или гости);
  • Земледельные(крестьяне).
  • «Кто в каком сословии родился, такое занятие и получил»- так гласил «крепостной устав» ему следовали до концаXVII века.
Формула выбора профессии. Хочу- Надо- Могу-

Формула выбора профессии.

Хочу-

Надо-

Могу-

Высшее: государственные и Средне-специальное ПУТИ освоения профессии. Уровни Средняя: ПТУ, Начальная: школы, УКК,

Высшее: государственные и

Средне-специальное

ПУТИ освоения профессии.

Уровни

Средняя: ПТУ,

Начальная: школы, УКК,

Время и формы обучения.

Время и формы обучения.

  • Начальная- от 6 месяцев до 1года.
  • Среднее- 1-1,5 года(вечерняя школа).
  • Средне- специальное- 3,5-4 года (очная и заочная формы обучения).
  • ВУЗы- от 4-7 лет(очная и заочная и вечерняя формы обучения).
Правила выбора.

Правила выбора.

  • Узнать, какие профессии нужны в городе, области.
  • Хорошо подумать чем бы вы хотели заниматься.
  • Оценить возможности получения профессии.
  • Быть настойчивым в своем стремлении добиться успеха.
Возможные ошибки.

Возможные ошибки.

  • Предвзятое отношение- профессия непристижная.
  • Видеть только конечный результат, не учитывая трудности.
  • Нравится человек с конкретной профессией.
  • Увлеченность только одной стороной профессии.
  • Без учета личных качеств.
  • Неумение разобраться в мире профессий.
Требования работодателя.

Требования работодателя.

  • Востребованы грамотные специалисты, профессионалы своего дела.
  • Необходимые качества:
  • Коммуникабельность;
  • Ответственность;
  • Творческий подход;
  • Коммуникативность;
  • Информационная грамотность.
Необходимые профессии в городе.

Необходимые профессии в городе.

  • Маркетологи;
  • Логисты;
  • Врачи;
  • Учителя;
  • Инженеры- программисты;
  • Специалисты по базам данных, компьютерной безопасности.
  • Невостребованы: бухгалтеры, юристы, переводчики, работники банков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЧКР: Мы выбираем профессию

Автор: Шапко Наталия Алексеевна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367644


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства