kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Час общения с элементами тренинга " Знай, мой друг, вражде и дружбе цену"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия:

  •  усвоение сущности понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация»;      
  • развитие навыков предупреждения конфликта;
  • формирование социально одобряемых форм поведения.

Задачи мероприятия:

  • развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
  • развитие  личностных качеств -  рефлексия, эмпатия, толерантность;
  • познакомиться с  базовыми нравственными категориями «добро» и «зло»;
  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • развивать творческие способности детей.

 

Форма проведения: час общения с элементами тренинга.

Место проведения: классная комната

Приглашенные: педагоги, учащиеся 6 класса

Время: 1 час.

Оборудование, оформление, наглядность:

  • мультимедийное оборудование;
  • изготовление  «Древа раздумий»;
  • цветы на клеевой основе.

Предварительная подготовка:

•      разучивание стихов;

•      разыгрывание некоторых конфликтных ситуаций;

     •     подготовка презентации по теме «Конфликты и пути их решения».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Час общения с элементами тренинга " Знай, мой друг, вражде и дружбе цену"»



Коммунальное учреждение

"Общеобразовательная школа-интернат І – ІІ ступеней № 2 г. Енакиево"











Час общения с элементами тренинга

" Знай, мой друг,

вражде и дружбе цену"















Подготовила

воспитатель

Жукова М.В.














Цели мероприятия:

  • усвоение сущности понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация»;

  • развитие навыков предупреждения конфликта;

  • формирование социально одобряемых форм поведения.


Задачи мероприятия:

  • развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;

  • развитие личностных качеств - рефлексия, эмпатия, толерантность;

  • познакомиться с базовыми нравственными категориями «добро» и «зло»;

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

  • развивать творческие способности детей.


Форма проведения: час общения с элементами тренинга.

Место проведения: классная комната

Приглашенные: педагоги, учащиеся 6 класса

Время: 1 час.

Оборудование, оформление, наглядность:

  • мультимедийное оборудование;

  • изготовление «Древа раздумий»;

  • цветы на клеевой основе.

Предварительная подготовка:

разучивание стихов;

разыгрывание некоторых конфликтных ситуаций;

подготовка презентации по теме «Конфликты и пути их решения».


Ход мероприятия.

Воспитатель. Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из её окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.

Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.


Могут ли быть у всех людей одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (Дети - нет)

Возникали ли у вас проблема по поводу не вымытой дома посуды, прогулки с младшими братьями или сестрами, покупки какой либо вещи, посещения компьютерного клуба. Одним словом, возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными, одноклассниками? (Дети - да)

Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о культуре общения друг с другом, о таких ситуациях как конфликты, их причинах и путях решения или выхода из конфликта. Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт”? (Ссора, драка, слёзы, спор, крик)

У нас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Начнем с того, что посмотрим несколько ситуаций из школьной жизни, разыгранных учениками.



1 ситуация. (Компасенко А., Болдырева А)

- Ой, привет, ты где это так подстриглась?

- А что, тебе не нравится?

- Так вообще уже давно никто не стрижётся – ты выглядишь как пенсионерка.

- Ты на себя в зеркало посмотри! Три волоса на четыре стороны! Тоже мне, фифа!


2 ситуация.(Горовенко А., Крупский Н. )

- Ой, у Насти опять новая обложка на дневнике. Здорово! Ой! ( Из дневника выпадает записка. Девочка поднимает её).

- Ты чего это по чужим дневникам лазишь, чужие записки читаешь? Кто тебе разрешил? Ещё подругой называешься… Я ведь в твоих книжках и тетрадках не копаюсь.

- Я просто обложку на дневнике хотела посмотреть.

- Нечего мои обложки рассматривать, покупай свои и любуйся. Иди отсюда!


3 ситуация.(Билык Г., Донсков А.)

- Ну-ка подвинься, опять всю парту занял! Мне даже учебники некуда положить! Вот, занимай свою половину!

- Да я на своей половине сижу, вон, посмотри…

- Слушай, локти свои убери! Надоело уже, всю парту занял… Один что ли сидишь? Вот моя половина, вот твоя половина. Усёк, нет?

- Да ну тебя. Лучше один буду сидеть.


4 ситуация (МакаренкоД.,Кузьмин В.)

- Андрей, ты сегодня в столовой дежуришь!

- С какой стати, я уже дежурил… Сегодня твоя очередь.

- Я вчера дежурил. А тебе просто с уроков рисования не хочется уходить. Завтра вот с урока русского языка бегом побежишь: писать-то не хочется?

- Всё-то ты знаешь, за всеми следишь, СТАРОСТА!


Воспитатель.

Это ситуации из вашего общения с друзьями, одноклассниками, которые закончились ссорой. Действительно, иногда мы не замечаем, что ведём себя грубо, обижаем друг друга, не испытывая угрызений совести, что приводит к ненависти.


(Просмотр сатирического эпизода из Ералаша «Битва»)


Воспитатель. А ведь всё могло кончиться по-другому. Как перестать грубо выяснять отношения, копить обиды, завидовать, насмехаться, издеваться, драться? Как избежать конфликтов? Сегодня на классном часе мы и попытаемся это сделать. (Слайд 1, 2)

Станислав Ежи Лец, польский поэт, сказал: «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь». Человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно. Почему?

(Проводится игра психологической самооценки «Древо раздумий»)

Воспитатель.

На вашем столе листья с дерева. На жёлтых листах напишите свои отрицательные черты характера и прицепите на «дерево».

Записи, сделанные учениками:

грубость,

ненависть,

обман,

унижение,

равнодушие,

эгоизм,

себялюбие,

бахвальство,

завистливость,

чёрствость,

жестокость,

злость.

А теперь на зелёных листках запишите свои положительные качества и прицепите на «дерево».

Записи, сделанные учениками:

вежливость любовь

доброта отзывчивость

доверие доброжелательность

внимательность уважение

нежность доверчивость

Видите, в нашей жизни достаточно и тех, и других черт характера. Всё зависит от того, как мы сами воспитаны и чему научены. Недоразумение, недоверие, недостатки общения часто становятся источником ссор и конфликтов. Что такое конфликт? Обратимся к экрану

Конфликт – это столкновение отдельных людей и социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

(Слайд 3)

Конфликтная ситуация – это ситуация противоборства сторон. Но далеко не каждая ситуация ведёт к конфликту. Должны быть столкновения.

(Слайд 4)

Столкновение – это обстоятельства, являющихся поводом для начала столкновения сторон. (Слайд 5)

В итоге мы с вами получили модель конфликтов. (Слайд 6) Как мы видим, для возникновения конфликта необходимы участники спора, предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

Какими, по вашему мнению, могут быть причины конфликтов?

У вас на столах лежат разные слова, выберите из них те, которые могут служить причиной конфликта


(Ученики выбирают разные причины. Воспитатель вывешивает ответы на доску)


Страх

Наглость

Нахальство

Обида

Непонимание

Завышенная самооценка

Навязчивость

Вспыльчивость

Оскорбление

Предательство

Грубость

Заступничество

(Слайд 7)

Воспитатель.

Конфликты стары как мир. Только сам человек должен научиться жить в мире и согласии с другими и самим собой. Послушайте индийскую сказку


«Мудрец и слон».

(Ученик рассказывает сказку) Кузьмин В.

Давным-давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы решили его увидеть. Но как? «Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его». – «Хорошая идея, – сказали другие,– тогда мы будем знать, какой он – слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперёд – назад. «Слон похож на веер!» – закричал мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» – воскликнул он. «Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на верёвку». Этот мудрец нащупал слоновый хвост. «Слон похож на копьё!» – воскликнул четвёртый. «Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновый хвост. «Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею». «Нет, на верёвку!» - «Змея!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. Они так и не узнали, как выглядит слон.


Воспитатель.

Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

Чтобы предотвратить конфликт, надо быть мудрыми, прислушиваться к другим. Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов. А как ещё можно предотвратить конфликт?


Ответы учеников:

Контролировать себя (дышать глубоко, сосчитать до десяти)

Сохранять спокойствие

Относиться к другим с уважением

Не оскорблять другого человека

Лучше уйти, отойти, извинившись

Заняться любимым делом

Уступить в чём-то (пойти на компромисс)

Использовать юмор (Слайд 8, 9, 10,)


Воспитатель.

Молодцы, всё хорошо знаете! Посмотрим, как вы поступите в следующих

ситуациях.

(Раздаются ситуации – тесты)


№1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите и почему?

Будете плакать

Ударите его

Сделаете ему замечание

Не скажете ничего

Пожалуетесь учителю


№2. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите и почему?

Будете плакать

Пожмёте плечами

Будете смеяться над ним вместе с одноклассником

Будете защищать товарища кулаками


№3. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

Будете плакать

Продолжите играть

Начнёте злиться

Ничего не скажете


№4. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

Пожалуетесь учителю

Будете кричать

Попытаетесь отобрать

Отлупите приятеля


(Проведение небольшого тренинга)

Воспитатель. Как и болезни, конфликты лучше предупреждать, чем лечить.

Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Правильное общение – основа жизни людей. При общении часто возникают проблемные ситуации. Чтобы таких ситуаций не возникало, нужно уметь правильно разговаривать друг с другом, уметь замечать в человеке что-то хорошее.

Предлагаю разыграть несколько ситуаций и обсудить их.



Ситуация №1.(Крупский Н., Горовенко А. )

- Ребята, наша команда уже приготовилась к матчу. Давайте начинать!

Уроков сегодня много готовить!

- А у нас вратарь опаздывает. Давайте ещё чуточку подождём.

- Мы не согласны. Договорились о товарищеской встрече в 5 часов. Чего ждать? Поставьте в ворота другого игрока… Чё, проиграть боитесь?

- Пацаны, ну немного-то подождать можно?

- А мы не согласны. Пошли, ребята.


Ситуация №2. (Компасенко А., Болдырева А)

- Галя, привет. Ты принесла мне диск с фильмом, который я у тебя просила?

- Принесла.

- А я тебе тоже книгу принесла, как договорились. На, бери.

- Спасибо, а диск я только что Коле отдала. Он как увидел, так и обалдел. Давно такой искал.

- Галя, но ведь ты мне его обещала. Зачем ты так…


Воспитатель.

Мы разрешили все конфликты по-доброму, потому что становимся мудрыми. Хотите поиграть? Игра называется “Кто похвалит меня лучше всех!”. В центр приглашается один человек.

Задание 1 - поприветствуйте своего товарища (привет, добрый день, приветствую тебя, салют, др.

Задание 2 - скажите ему слова-комплименты, похвалите своего товарища или скажите ему спасибо за какое-то хорошее дело, выделите в нём его достоинства, скажите вашему товарищу простые тёплые и добрые слова.

Скажите, тяжело ли было вам похвалить вашего одноклассника?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами, интересами. Но противоречия нельзя доводить до конфликта. Избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Воспитатель.

Я хочу вас предостеречь. Если жить без конфликтов, улучшится ваша жизнь. Поэтому, правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, нервы, сделает счастливее не только вас, но и окружающих вас людей.

Подумайте над тем, какой вред наносят конфликты? (Слайд 11)

От конфликтов страдает достоинство человека.

На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда работа не ладится, всё валится из рук.

Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.

Воспитатель.

Закончит наш классный час группа ребят композицией «Души прекрасные порывы», которая даст советы на всю предстоящую жизнь.

Воспитатель.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Р.Гамзатов

Компасенко А.

В жизни немало страниц

Мрачных, тяжёлых, суровых.

Хочется дружеских лиц,

Хочется доброго слова.

Хмурый, неласковый день,

Тучи нависли свинцово.

Как не хватает нам всем

Тёплого, доброго слова!

Вывод отсюда простой.

Это любому понятно:

Маленькой кошке и той

Доброе слово приятно.

Пусть тишина и покой

В сердце поселятся снова!

Пусть на планете земной

Царствует доброе слово!


Горовенко А.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго – добро,

От злого зло родится.

Добро, сколь ни было б оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.


Билык Г.

Не обижай людей – придёт расплата.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

Ты будешь ближними любим

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим того,

Чего себе не пожелаешь.


Крупский Н.

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать

И подарить его людям.




Воспитатель

Я тоже хочу вам дать добрые искренние советы. (Слайд 13)

(Учитель выдаёт ученикам листы «Несколько принципов взаимопонимания»)

А сейчас давайте все вместе споем песню «Пожелание друзьям»

Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям» (Слайд 14)


Учитель.

Очень хороший педагог, замечательный человек В.А. Сухомлинский писал: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».


Рефлексия.

Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих цветов.

Перед вами на доске 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос: “Тема классного часа полезна и поможет изменить мое поведение ”.

1 - полезно.

2 - не интересно.

3 - безразлично.

Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый. Хочу закончить нашу встречу словами :

“Гляжу свысока на обиду, теряю обиду из виду”.( Слайд 15 )

Спасибо за внимание. До новых встреч. ( Слайд 16 )




15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Час общения с элементами тренинга " Знай, мой друг, вражде и дружбе цену"

Автор: Жукова Марина Викторовна

Дата: 02.03.2017

Номер свидетельства: 397326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства