kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Час общения на тему "Толерантность в этническом и культурном многообразии России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Толерантность в этническом и культурном многообразии России»

Цели:

  •  Улучшение психологического климата в группе.
  •  Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  •  Повышение уровня коммуникативной культуры студентов.
  •  Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у студентов.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, плавать под водой, как рыбы,

 нам не хватает только одного:

научиться жить на Земле, как Люди»

 Б. Шоу

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Час общения на тему "Толерантность в этническом и культурном многообразии России" »

«Толерантность в этническом и культурном многообразии России»

 

Цели:

  •  Улучшение психологического климата в группе.

  •  Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

  •  Повышение уровня коммуникативной культуры студентов.

  •  Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у студентов.

  

 

 

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, плавать под водой, как рыбы,

 нам не хватает только одного:

научиться жить на Земле, как Люди»

 Б. Шоу


Вступительное слово учителя.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев. Для того чтобы жить без конфликтов и войн, важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, не так легко быть полностью объединенными в любой группе: будь то государство, школа, семья и т.д. именно потому, что мы разные и для того, чтобы жить в мире и согласии, нам необходимы такие качества как взаимоуважение, уступчивость, сдержанность, доброжелательность.
Сегодня мы поговорим об одном из важных качеств личности, которое позволяет правильно понять другого человека, его культуру и традиции.

Сообщение 1: Россия – многонациональное государство, но в России 18 века на этничность особо не обращалось внимания. Важными для государства были, прежде всего, религиозное, социальное и семейное положение, а также региональное происхождение, но не этническая принадлежность населения. При административном делении  государства этнические границы не учитывались; тогдашняя статистика видела в жителях, прежде всего, налогоплательщиков – этнический состав населения не исследовался.

Одним из первых, кто проявил интерес к этническому многообразию России, был историк и государственный деятель В. Н. Татищев (1686-1750). За ним последовали и другие (например, И. Г. Георги, П. И. Кёппен). Стали интересоваться разными народами, их происхождением, языком и обычаями. Потихоньку оформились и научные дисциплины, изучающие этот предмет. Появилась этническая статистика (переписи населения 1897, 1926, 1937, 1939 гг.), стали составляться этнографические карты. На закате царской власти начала свою деятельность Комиссия по изучению племенного состава (КИПС), позднее объединенная с Институтом этнографии АН  СССР. В 1920-30 гг. под руководством Наркомнаца была создана система территориальных автономий, частично сохранившаяся до наших дней. В России советского периода сосуществовали 15 национальных республик, автономных округов и огромное количество народностей, позже названных национальными меньшинствами.

Интересен такой факт: за 20 век в России не исчезла ни одна этническая культура. Власти старались издавать законы, сохраняющие язык, обычаи, культуру этих народностей.

С тех пор человечество достигло такой стадии своей эволюции, что почти невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов и более широкой общественной среды, существующей в отдельных странах, регионах и в мире в целом. Культурное многообразие современных гражданских наций даже увеличивается, и составляющие их народы находят всё больше средств, в том числе политических и правовых, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик.


Учитель: Но почему же в 21 веке возникло понятие «этническое и культурное многообразие»?

Что есть «культурное многообразие», столь часто упоминаемое в мировой науке и в политике?

Представьте себе семью, где папа – украинец, мама – русская, бабушки – русская и татарка, а дедушки – украинец и грузин. Какой национальности будет ребёнок, родившийся в этой семье? Всё будет зависеть от того, в какой местности он будет проживать. Часто родители просят: «Запишите ребёнка татарином, он живёт в Татарстане, так ему будет проще».

Так вот сейчас учёные не могут представить себе россиян как людей одной культуры и как сообщество по общей идентичности, а не как заключенное в общие границы собрание носителей одинаковых паспортов. Нет такой национальности «россияне». Но признаются многообразные формы самих культурных общностей.

Вопрос: Как же управлять такой многонациональной страной, чтобы не ущемить права и свободы всех народностей? Давайте мы обратимся к сферам деятельности: политике, образовании, религии.


Сообщение 2: Политика. В России уже были приняты законы и программы, а также осуществляются региональные и общественные проекты именно с целью сохранения частных «культурных корней», будь это татарские, якутские, осетинские, или же более ветвистые и условные корни, как, например, финно-угорские или тюркские.

В законах закрепляется международная формула: «Пусть каждый имеет возможность пользоваться своим родным языком в некоторых сферах – например, в школах и университетах, но при совместной деятельности, особенно в общественной жизни, давайте использовать один общий язык». Такой язык в нашей стране – русский. Он называется государственным языком. На нём пишутся указы, договоры и деловые бумаги.


Сообщение 3: Религия. Государство уважает равноправие религий и их последователей, тем не менее, должно учитывать сложившуюся в стране и в ее регионах религиозную ситуацию, при необходимости ограничивая религиозный экстремизм. Без государственной поддержки и при невысоком уровне жизни населения восстановление некогда разрушенной религиозной жизни трудно представить, и это является одним из приоритетов государственного управления в данной области. Наконец, власти и общественность оказывают необходимое содействие в просвещении верующих и неверующих, обеспечивая толерантность. Государства – какими бы ни были их исторические связи с религией – несут ответственность за защиту прав и обеспечение свобод всех своих граждан и за отсутствие дискриминации (в интересах кого-то или против кого-то) на религиозной почве.


Сообщение 4: Образование. Сейчас не все семьи хотят жить в своём этническом сообществе, происходит миграция населения, молодые люди стремятся поступить в московские вузы, найти престижную работу вне зависимости от национальности. Все это представляется этническим предпринимателям как «предательство» по отношению к родной культуре и должно пресекаться или находить противодействие через политику. Но на самом деле идея «русской национальной школы» или «татарского национального компонента» не менее, а даже более разрушительна для сохранения культурного многообразия, реализации культурной свободы и проведения политики толерантности. Национальной школой в России может быть только российская школа, а не русская или татарская. Такой подход открывает новое и обширное поле для политиков и законодателей, которые уже успели многое натворить в рамках старого подхода.


Вопрос:

16 ноября – Международный День Толерантности.

  • Что же это за слово такое – толерантность?

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (Википедия)


Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).


  • Какими чертами должен обладать толерантный человек?

- он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

- надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.


Рассмотрение и анализ схемы толерантности.


Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

«Молитва о встрече». Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать мои надежды, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам. Потому что я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.


  Существует два пути развития личности: толерантный и интолерантный

· Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

· Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.


Практическое задание: Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.

Уважение мнения других

Доброжелательность

 Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие,

 Гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Пренебрежение

Раздражительность

 Равнодушие

Цинизм

Агрессивность
Вывод: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Однако иногда бывает, что вы сталкиваетесь с проблемой, интолерантным поведением и не знаете, что делать. Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:

· В чем заключается проблема?

 · Чем она вызвана?

· Каковы возможные пути решения проблемы?

 · Какое решение вы можете предложить?

· Кто вам может помочь?

- А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

Давайте проверим, а вы - толерантный человек?

Инструкция:

Сначала в колонке А поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
“0” напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке В поставьте:
“+” напротив тех трех черт, которые, на наш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываться. На заполнение опросчика дается 3-5 минут.

Ребята, поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество, число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка, который прикреплен к стене. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения группового коллектива)

Заготовка для упражнения

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1. Расположенность к другим

 

 

2.Снисходительность

 

 

3. Терпение

 

 

4. Чувство юмора

 

 

5. Чуткость

 

 

6. Доверие

 

 

7. Альтруизм

 

 

8. Терпимость к различиям

 

 

9. Умение владеть собой

 

 

10. Доброжелательность

 

 

11. Умение не осуждать других

 

 

12. Гуманизм

 

 

13. Умение слушать

 

 

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию

 

 


Игра «Комплименты».

 Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д.

     Вывод: Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.
Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.



Творческое задание
Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наша группа, колледж, поселок, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными.

 Возможные варианты:

· Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

· Не ссориться, стараться понять друг друга

· Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки

· Больше общаться, узнавать друг друга

· Уважать друг друга, стараться самому стать лучше


“Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее”

Е. А. Евтушенко

Сообщение 1: Россия – многонациональное государство, но в России 18 века на этничность особо не обращалось внимания. Важными для государства были, прежде всего, религиозное, социальное и семейное положение, а также региональное происхождение, но не этническая принадлежность населения. При административном делении  государства этнические границы не учитывались; тогдашняя статистика видела в жителях, прежде всего, налогоплательщиков – этнический состав населения не исследовался.

Одним из первых, кто проявил интерес к этническому многообразию России, был историк и государственный деятель В. Н. Татищев (1686-1750). За ним последовали и другие (например, И. Г. Георги, П. И. Кёппен). Стали интересоваться разными народами, их происхождением, языком и обычаями. Потихоньку оформились и научные дисциплины, изучающие этот предмет. Появилась этническая статистика (переписи населения 1897, 1926, 1937, 1939 гг.), стали составляться этнографические карты. На закате царской власти начала свою деятельность Комиссия по изучению племенного состава (КИПС), позднее объединенная с Институтом этнографии АН  СССР. В 1920-30 гг. под руководством Наркомнаца была создана система территориальных автономий, частично сохранившаяся до наших дней. В России советского периода сосуществовали 15 национальных республик, автономных округов и огромное количество народностей, позже названных национальными меньшинствами.

Интересен такой факт: за 20 век в России не исчезла ни одна этническая культура. Власти старались издавать законы, сохраняющие язык, обычаи, культуру этих народностей.

С тех пор человечество достигло такой стадии своей эволюции, что почти невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов и более широкой общественной среды, существующей в отдельных странах, регионах и в мире в целом. Культурное многообразие современных гражданских наций даже увеличивается, и составляющие их народы находят всё больше средств, в том числе политических и правовых, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик.

 










Сообщение 2: Политика. В России уже были приняты законы и программы, а также осуществляются региональные и общественные проекты именно с целью сохранения частных «культурных корней», будь это татарские, якутские, осетинские, или же более ветвистые и условные корни, как, например, финно-угорские или тюркские.

В законах закрепляется международная формула: «Пусть каждый имеет возможность пользоваться своим родным языком в некоторых сферах – например, в школах и университетах, но при совместной деятельности, особенно в общественной жизни, давайте использовать один общий язык». Такой язык в нашей стране – русский. Он называется государственным языком. На нём пишутся указы, договоры и деловые бумаги.




Сообщение 3: Религия. Государство уважает равноправие религий и их последователей, тем не менее, должно учитывать сложившуюся в стране и в ее регионах религиозную ситуацию, при необходимости ограничивая религиозный экстремизм. Без государственной поддержки и при невысоком уровне жизни населения восстановление некогда разрушенной религиозной жизни трудно представить, и это является одним из приоритетов государственного управления в данной области. Наконец, власти и общественность оказывают необходимое содействие в просвещении верующих и неверующих, обеспечивая толерантность. Государства – какими бы ни были их исторические связи с религией – несут ответственность за защиту прав и обеспечение свобод всех своих граждан и за отсутствие дискриминации (в интересах кого-то или против кого-то) на религиозной почве.





Сообщение 4: Образование. Сейчас не все семьи хотят жить в своём этническом сообществе, происходит миграция населения, молодые люди стремятся поступить в московские вузы, найти престижную работу вне зависимости от национальности. Все это представляется этническим предпринимателям как «предательство» по отношению к родной культуре и должно пресекаться или находить противодействие через политику. Но на самом деле идея «русской национальной школы» или «татарского национального компонента» не менее, а даже более разрушительна для сохранения культурного многообразия, реализации культурной свободы и проведения политики толерантности. Национальной школой в России может быть только российская школа, а не русская или татарская. Такой подход открывает новое и обширное поле для политиков и законодателей, которые уже успели многое натворить в рамках старого подхода.



в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;



во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;



в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;



в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;



в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).























Сначала в колонке А поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
“0” напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке В поставьте:
“+” напротив тех трех черт, которые, на наш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1. Расположенность к другим

 

 

2.Снисходительность

 

 

3. Терпение

 

 

4. Чувство юмора

 

 

5. Чуткость

 

 

6. Доверие

 

 

7. Альтруизм

 

 

8. Терпимость к различиям

 

 

9. Умение владеть собой

 

 

10. Доброжелательность

 

 

11. Умение не осуждать других

 

 

12. Гуманизм

 

 

13. Умение слушать

 

 

14. Любознательность


 

 

15. Способность к сопереживанию






Сначала в колонке А поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
“0” напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке В поставьте:
“+” напротив тех трех черт, которые, на наш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1. Расположенность к другим

 

 

2.Снисходительность

 

 

3. Терпение

 

 

4. Чувство юмора

 

 

5. Чуткость

 

 

6. Доверие

 

 

7. Альтруизм

 

 

8. Терпимость к различиям

 

 

9. Умение владеть собой

 

 

10. Доброжелательность

 

 

11. Умение не осуждать других

 

 

12. Гуманизм

 

 

13. Умение слушать

 

 

14. Любознательность


 

 

15. Способность к сопереживанию












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Час общения на тему "Толерантность в этническом и культурном многообразии России"

Автор: Хомякова Оксана Александровна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "рабочая программа по  всеобщей истории 5 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-vsieobshchiei-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234522"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443460522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства