Просмотр содержимого документа
«Блог Азиза Рахмантуллаевна Паншаева»
Тема: «Признательность и благодарность»
Дата: 19.04.2019г
Цель: Формирование нравственных ценностей личности.
Задачи:
образовательная: - выяснить значение понятия «благодарю»; настроить детей на доверительные отношения со сверстникам, учить замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях;
развивающая: - развивать способность сочувствовать, сопереживать; развитьчувство гордостиза дружбу единого народа Казахстана, способствовать развитию эмоциональной сферы; формировать позитивное отношение к миру, людям;развить навык благодарить окружающих за доброе отношение.
воспитательная: - воспитать чувство интернационализма и патриотизма, уважение к Родине, ставшей общим домом для многих народов;
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.
Форма организации: сказочное путешествие, беседа и практическое занятие.
Основные понятия темы: благодарность, признательность,милосердие, патриотизм, интернационализм, толерантность.
Оборудование, наглядность: бумага, фломастеры, презентации, мультфильм «Неблагодарный козленок» видеоклипы с песнями о Казахстане, иллюстрационный материал, стикеры для писем, разрезные пословицы.
Ход открытого урока:
Организационный момент
– Добрый день, дорогие ребята!
Я предлагаю всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом я называю страну и форму приветствия, а вы повторяете:
в Казахстане принято пожимать друг другу руки;
в Италии – горячо обниматься.
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
в Зимбабве – трутся спинами;
в Македонии – здороваются локтями;
в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.
- Дорогие ребята, я очень вам благодарна за то, что вы так хорошо и интересно поприветствовали друг друга, поддерживали меня своими добрыми взглядами и улыбками.
II. Основная часть
«Сегодня мы с вами ребята отправимся в сказочное путешествие. Жили-были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик: «Испеки, старуха, колобок». А старуха отвечает: «Да погоди старик, вот нашла интересные игры, давай поиграем. Игра называется «Потерялись буквы».
Узнать тему нашего открытого урока мы сможем, расшифровав слова. Создание проблемной ситуации.
ИТЛАНЬТОПЬЗСЕНР И ДЛАОГБНАРОСЬТ
Тема нашего открытого урока «Признательность и благодарность» и сегодня мы с вами будем учиться благодарить окружающих нас людей за добрые поступки.
- А что же такое благодарность? (благо дарить)
В словаре Ожегова говорится о том, что
Благодарность - признательность за доброе отношение, помощь. В прекрасном русском слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, творю благополучие, щедро отдаю частицу своей души.
Испекла старуха колобок и положила на окошко студить. Колобок полежал-полежал да и покатился. Катится колобок по тропинке и песенки поет. Навстречу ему заяц: «Колобок- колобок, я тебя съем!» - «Не ешь меня, я тебе пригожусь!» «Помоги мне собрать пословицы» - сказал заяц.
Работа в группах. Составьте разрезанные пословицы и объясни их смысл.
Пословицы:
Доброе дело без награды не остается.
За добро добром платят.
И собака помнит, кто ее кормит.
За добро не жди добра.
- А кто из вас считает себя благодарным?
- Какими словами вы выражаете слова благодарности и за что?
- Часто ли и кого вы благодарите?
- Давайте подумаем, кому мы благодарны в нашей жизни и за что?
Итак, свою благодарность мы можем выразить словом спасибо. А совсем недавно, 1 марта отмечался праздник – День благодарности.
Что же мы имеем ввиду, когда говорим спасибо?
- Говоря, друг другу слова «Спасибо» или «Благодарю» мы выражаем свое отношение к величайшей ценности – человеку (маме, бабушке, другу). Мы показываем своё отношение к сделанному для нас добру, выражаем наше пожелание, чтобы этому человеку сопутствовало добро.
- Но неужели так важно говорить «спасибо»?
Слово «спасибо», по уверению психологов, действительно является волшебным. Слыша его, человек испытывает эмоции, сходные с теми, которые возникают у детей, когда их ласково гладят по голове. Получив устную благодарность, человек подсознательно настраивается на позитив.
Просмотр мультфильма «Неблагодарный козленок»
Молодцы, ребята! Помогли нашим героям сказки!
Покатился колобок дальше. Навстречу колобку волк: «Колобок-колобок, я тебя съем!» - «Не ешь меня, я тебе пригожусь!» «Скучно, мне что-то» - говорит волк, удивите меня!
Чтение стихотворения
Главное - уметь благодарить... Солнце - за его внимание, Звёзды - за неяркий свет в ночи, Друга - за плечо и понимание, Бабушку - за тёплый хлеб в печи.
Главное - уметь благодарить... Воду - за волну и за крещение, Рощу - за покой в зените дня, Землю - за любовь и всепрощение, И костёр -за теплоту огня.
Можно быть талантливым, бездарным, Многое свершить, иль натворить... Главное - быть жизни благодарным, Главное - уметь благодарить.
- Велика наша Родина – Казахстан. Многонациональна наша Республика. Казахстан объединил под своим шаныраком людей разных национальностей и разной культурой. Мы живем в стране, которую люди разных народов считают Родиной. А их язык, культура, обычаи составляют неповторимое лицо нашей страны, её богатства. Жизнь и история складывались таким образом, что на древней земле казахов переплелись судьбы более 130 национальностей.
Мудрость, толерантность и доброта народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства вне зависимости от этнического происхождения социальной религиозной или иной принадлежности .
Чтение стихотворений
Мой Казахстан
Степей необъятных просторы,
Широкие реки, моря,
И снегом укрытые горы,
Где утром сияет заря.
С открытой душою народы,
В согласии дружно живут,
Под праведным солнцем свободы,
Вершат благородный свой труд.
А мы, благодарные дети,
И предков заветам верны,
Не ведаем мы во всем свете,
Чудеснее нашей страны. Благодарный народ
Благодарны под небесным флагом,
Благодарны мы под общим шаныраком.
Мы, народ единый Казахстана,
Ценим дружбу и друг другу благо дарим.
Не страшны нам вместе все невзгоды,
Нас истории страны сплотили годы.
Молодцы! Хорошо рассказали стихотворения!
Покатился колобок дальше. Катится по дорожке на встречу медведь.
«Колобок-колобок, я тебя съем!»- говорит медведь. «Не ешь меня, я тебе пригожусь» - сказал колобок. Помоги колобок отгадать загадки.
Загадки «Вежливые слова»: Говорить друзьям не лень, Улыбаясь… (Добрый день) *** Друг другу на прощание Мы скажем… (До свидания) *** Друг друга не стоит винить, Лучше скорее…(Извинить) *** До чего ж оно красиво Слово доброе… (Спасибо) *** Когда виноваты, сказать вы спешите Прошу вас, пожалуйста- (Извините) ***
В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше … (Не перебивай) *** Растает даже ледяная глыба От слова теплого… (Спасибо) *** Зазеленеет старый пень, Когда услышит… (Добрый день) *** Если больше есть не в силах, Скажем маме мы … (Спасибо) *** Мальчик вежливый и ласковый Говорит, встречаясь… (Здравствуй) *** Когда нас бранят за шалости, Говорим… (Простите, пожалуйста) *** И во Франции, и в Дании На прощанье говорят… (До свидания) *** Если друг встречает друга, Жмут друзья друг другу руку, На приветствие в ответ Каждый говорит… (Привет) *** Если с другом иль подругой Долгою была разлука, Мы при встрече говорим: «Сколько лет и …» (Сколько зим) *** Если повстречался с кем-то, По законам этикета, Чтоб беседа в гору шла, Спрашиваем: «Как…» (Дела) *** Старшим людям не грубите И не панибратствуйте, Им при встрече говорите Не «привет», а… (Здравствуйте) *** Наш мир от зла устал, Чтоб он добрее стал, Нам говорить не лень При встрече … (Добрый день)
Медведь говорит: «Спасибо! Выручили старика, но давайте немножко отдохнем!»
Разминка
Покатился колобок дальше. Катится-катится, а на встречу лиса.
«Колобок-колобок, я тебя съем!» - «Не ешь меня, я тебе пригожусь!»
«Помоги, составить кластер»
Работа в группах (Во время работы фоном звучит песня «Земля Казахстана. Сильные люди сильной земли» Юты.)
Задание: Проанализировать смысл данного стихотворения и объяснить другим группам, составить кластер, к кому и за что человек может испытывать благодарность.
1 группа
Благодарю я полки книжные - И верхние, и даже нижние - За то, что вы храните знания Земли разумной мироздания!
Благодарю тома потертые, В руках держать пришлось которые, За интересные страницы, За сказки, были, небылицы!
Благодарю великих авторов, Что мысли в книги позапрятали, За их стремленье к свету знаний Без премий, орденов, признаний…
Благодарю литературу, Дарящую нам всем культуру!
2 группа
Благодарю тебя, судьба, За все, что ты мне посылаешь: За утро, небо, облака, Что от невзгод оберегаешь.
У края бездны не стою И на судьбу я не роптаю. Приняв, как данность, власть твою Жить надо дальше. Надо. Знаю.
Поэтому за все невзгоды И за счастливые минуты, За солнце, ветер, непогоду Судьбе я благодарна буду!
- Я предлагаю выразить всем этим людям благодарность через свои письма-благодарности, которые вы сейчас напишите.
- Сейчас каждый из вас будет писать письма благодарности, а после воспитательного часа вы их отнесете адресатам.
Заслушать письма-благодарности от каждой группы по желанию и своё письмо благодарности детям.
Игра «Вежливо — невежливо» Правила игры. Если Вы читаете о вежливом поступке — дети хлопают в ладоши 2 раза. Когда Вы читаете о невежливом поступке — дети топают ногами 2 раза. Примеры поступков: Поздороваться при встрече Толкнуть и не извиниться Свистеть, кричать, шуметь в школе Уступить место старшим Не вставать на обращение учителя Помочь подняться по лестнице Попрощаться уходя Сказать спасибо повару за вкусный обед Подставил подножку Уступил девочке место Кричал в библиотеке Убрался в своей комнате Разбил тарелку и не извинился Перевёл бабушку через дорогу Сказал спасибо ведущему за игру
III. Заключительная часть
Колобок вернулся домой, а старик со старухой спрашивают:
-Чем занимался?
- Что поучительного узнали?
- Как вы думаете, нужно ли благодарить друг друга? Почему?