Просмотр содержимого документа
«"А.Маресьев и П.Чеканов - герои Великой войны"»
Алексей Маресьев и Петр Чеканов – герои великой войны.
Классный час,
посвящённый Дню Победы,
подготовили и провели ученики 10 класса.
Руководитель – учитель русского языка
и литературы МБОУ «СШ»37»
города Смоленска
Ольга Алексеевна Новикова.
Цель: воспитание чувства патриотизма, уважения к славным страницам прошлого, преданности своему Отечеству.
Задачи:
- формировать четкое представление героическом прошлом, о людях великой силы духа, о том, какую опасность несет фашизм;
- расширить знания обучающихся о событиях ВОВ;
- развивать интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ гражданской идентичности; мотивации к изучению истории России.
Метапредметные: умение определить историческое значение цепи событий; осмысливать, обрабатывать, использовать информацию, полученную из различных источников.
Предметные: усвоение фактических сведений о войне; оперировать историческим материалом.
Учитель: Ребята, День Победы – это особенный праздник для каждого жителя нашей огромной Родины, и готовимся мы к нему по-особенному. Каждый год в эти предпраздничные дни у Вечного Огня мы стоим в почётном карауле, проводим там литературно-музыкальные композиции. Для всех нас Великая Отечественная война – история страны, это история каждой семьи о героях той Великой войны. Сегодня мы расскажем вам о таких людях.
(На сцену выходят ученики и рассказывают. На экране – презентация )
- Счастливый человек! Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый по-своему понимает, что такое счастье. И только с годами, знакомясь с классической литературой и приобретая жизненный опыт, понимаешь, каким оно бывает на самом деле…
- Не так давно я узнала об одном замечательном счастливом человеке…
- Мы, ребята 10 класса, побывали в небольшом городке Ярцево на Смоленщине и нашли улицу имени Петра Филипповича Чеканова.
- Он сельскохозяйственный деятель, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин города Ярцево Смоленской области...
- За этой громкой официальной фразой - жизнь человека с большой буквы с большой силой духа!
- В чём сила, спросите вы? А в том, что, получив страшные ранения в бою в годы Великой Отечественной войны, оставшись без обеих ног и левого глаза, он не упал духом, а научился ходить на протезах и долгие годы работал на комбайне! Рано вставал и поздно ложился во время уборки урожая! И это на протезах!
- Мне трудно представить, с какими трудностями пришлось сталкиваться этому человеку каждый день!
- Петр Филиппович Чеканов состоялся не только в работе, но и в личной жизни. Он построил ДОМ в полном смысле этого слова: создал замечательную семью, вместе с женой вырастил и воспитал 4-х детей, которые стали достойными и уважаемыми людьми. С одной из его дочерей мы встретились. Нина Петровна работает учителем географии. Она показала нам много фотографий из семейного архива… Об этом чуть позже…
- В вечном бою за жизнь в полный рост Петр Чеканов вышел победителем! Это ли не счастье!?
- Мне очень хочется, чтобы о судьбе счастливого человека Петра Филипповича Чеканова знали все!
(На сцену выходят участники инсценировки, один из них - в форме военных лет)
2ученица: (СЛАЙД 2- фото героя)Наш герой - Пётр Филиппович Чеканов (1920—1985) — сельскохозяйственный деятель, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин города Ярцево Смоленской области.
3 ученица: За этой энциклопедической справкой - судьба прекрасного человека!
2 ученица: Смоленщина не была его родиной, но стала родной!
1 ученица: Родился 7 июля 1920 года в селе Озерки Курской области в семье крестьянина. Окончил начальную школу.
3 ученица: С 1933 года был рабочим Олымского свеклосовхоза Курской области.
2 ученица: В 1938 году окончил курсы комбайнёров и до начала Великой Отечественной войны работал по специальности в родном селе.
3 ученица: (СЛАЙД -3) В июне 1941 года Чеканов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Провожали всем селом.
(Парень в военной форме выходит на сцену. Девушка поёт песню «Огонёк»)
1 ученица: (СЛАЙД -4) Война ураганом ворвалась в жизнь молодого механизатора Петра. Чеканова. На фронте он был механиком-водителем знаменитого Т-34. Участвовал в битве за Москву, в боях подо Ржевом, в жестоких боях освобождал Смоленщину.
2 ученица: (СЛАЙД -5) Был командиром разведроты 2-го гвардейского мотоциклетного полка 31-й армии. Мотоциклетный полк, как самый подвижный, перебрасывали на разные участки фронта. И вот приказ – штурмом овладеть городом Ярцево.
3 ученица: Петру Чеканову было поручено разведать, что делается в городе, а если удастся, водрузить знамя над зданием, где ранее размещался штаб Рокоссовского. С однополчанами Шанцевичем и Некрасовым на мотоцикле они направились в город. Приказ выполнили – знамя водрузили. Освободив восточную часть города, наши войска стали форсировать реку Вопь.
(На средину сцены выходит парень – Чеканов. Звучит мелодия из кинофильма «Был месяц май»)
- Я был ранен в бою за железнодорожную станцию за рекой Вопь. Лежал в лощине ..Местность кругом ровная.. Вдруг стали рваться мины…Товарищ мой, Лёня, кричит мне что-то, не слышу.. Разбило мне голову, ноги перебило… Подползает ко мне друг. Я его прошу: пристрели меня, товарищ лейтенант. А он кричит: добьём немцев и придем за тобой, держись… Вскоре санитар наш ко мне пробрался, перебинтовал. Лежу. Думал, найдут меня немцы, захватят живого.. Только поздно вечером набрели на меня наши… Опомнился я уже в медсанбате (Медленно уходит со сцены)
1 ученица: (СЛАЙД -6 награды) За бои подо Ржевом Чеканов был награждён двумя медалями – «За отвагу» и «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны.
2 ученица: В апреле 1945 года после длительного лечения и 13-ти сложнейших операций он был демобилизован и вернулся в Курскую область. (СЛАЙД 7- фото встреча после войны)
(На сцену выходят два парня. Встреча братьев на вокзале)
3 ученица: Шуршал и хрустел лёд по колеям под полозьями саней. Март на дворе, но даже к полудню мороз не ослабел. Петра встретил на станции в Касторном брат Василий. (Обнялись крепко, как положено, поцеловались, прослезились).
Василий: Здравствуй, брат! Вот те раз, и не узнать!!! – невольно удивился Василий, – тебе фронтовая жизнь либо в пользу, глянь-ка, вымахал.
(Петро ухмыльнулся, а Василий, разглядывая брата, заметил):
Пётр: Слава богу, жив-здоров, а то, что глаз потерял – полбеды. К тому ж левый глаз для стрелка вовсе ни к чему, – бодро отшучивался Пётр.
(Василий развернул из тулупа валенки).
Василий: Ох и холодно. Чуть не забыл главное - валенки! Живо переобувайся, пока не настыли валенки, мать специально на печи грела, чтобы тебе тёплыми в такой мороз.
Петр: Ничего, Василёк, не случится. Поехали. (Василий забеспокоился уже не на шутку):
Василий: Хоть пробежись за санями что ли, что хорохоришься в этих-то ботинках? Я в валенках и то ног не чую. Перед кем храбришься? (Брат никак не мог угомониться).
Петр: Ты, Васёк, не серчай... Мне и в самом деле валенки ни к чему.(Взял за плечо брата, сказал) Не раз был я ранен. Отлежусь – снова на фронт. He писал – кого обрадуешь, что ты калека. Я ведь, Василий, не только без глаза и без рёбер. Голова вся в осколках, руки побиты. И это не всё. Без обеих ног я. Так что моим ходулям любой мороз нипочём...
2 ученица: Брат слушал и не слышал будто, остолбенел. Потом заплакал вдруг, безголосо и безутешно. Не выдержал и сам Пётр.
Василий: А я-то, дуралей... Когда мы дома разглядывали фотографию, из тех, что недавно ты прислал, особенно ту, где ты во весь рост, вся грудь в орденах и медалях, мать и говорит: «Не пойму что й-то, Петька ростом прибавил...»
Петр: Что правда, то правда… – отозвался Пётр. И добавил: это ж по моей просьбе.
Василий: Это ж зачем? – недоумевал Василий. – Чего молчишь? Каким мать родила – тем и гож!
Петр: Понимаешь ли... скажу, так и быть: помнишь девушку - соседку? В красной косынке ходила? Так вот, мы с нею тайком встречались до того, как на фронт ушёл. Для неё хотел быть выше ростом. Вот и попросил ходули подлиньше...
Василий: Что ж, главное – ты живой вернулся.
Петр: Скорей бы увидеть деревню и хату…И тогда споём мою любимую.
1 ученица: (СЛАЙД-8) Показалась родная Евгеньевка. Невольно Пётр вглядывался во всё вокруг, отмечая перемены. А вот и хата родимая. Пять лет, пять годочков не был дома.
2 ученица: О своём тяжёлом ранении он родным не сообщал. А когда окреп, надел форму, на грудь прикрепил – ордер Красной Звезды, орден Отечественной войны, которым его наградили за бои под Ярцево, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», сфотографировался и послал матери снимок и письмо. (Парень с письмом в руках). В нём он писал: «Дорогая мама, нахожусь на переформировании в городе Новосибирске. Скоро поеду добивать фашистов в их собственной берлоге. Скоро увидимся, приеду домой».
3 ученица: (СЛАЙД-9, с матерью)И вот он дома, среди родных.
(Братья обнявшись стоят возле девушки, она исполняет любимую песню Петра Чеканова «Враги сожгли родную хату»)
2 ученица: Жизнь без войны. В 20 с небольшим –инвалид… А как жить без ног? Мучительно день и ночь его терзали думы о будущей жизни.
1 ученица: (СЛАЙД-10) Каждый советский человек знал о летчике Алексее Петровиче Маресьеве, который в 1942 г. в воздушном бою был сбит, получил тяжелое ранение, в течение 18 суток ползком добирался к своим, в результате чего у него развилась гангрена обеих ног, которые пришлось ампутировать. Но Маресьев не сдался, и в 1943 г. продолжил боевые вылеты, в которых сбил 7 фашистских самолётов. Героические дела Маресьева послужили темой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого.
2 ученица: (СЛАЙД-11) Не сдался и Чеканов Пётр Филиппович! Он научился ходить на протезах, а потом и танцевать. Весною 1946 году он научился ездить на велосипеде. Какая безудержная радость охватила его, когда он въехал первый раз на велосипеде на крутой берег! 3 ученица: Несмотря на тяжёлые травмы, он долго просил директора совхоза, где работал до войны, принять на работу. Из больницы Пётр Чеканов принёс справку, что может работать комбайнёром. Чеканов сумел восстановить навыки своей прежней специальности и добиться повышения производительности труда, работал комбайнёром совхоза «Олымский», неоднократно выезжал на уборку урожая в Казахскую ССР и Красноярский край. Его уговаривали остаться жить там, но он уезжал.
1 ученица: С 1946 по 1970 гг. Чеканов убрал зерно с тысяч гектаров, дал стране 209 тысяч центнеров хлеба.
(На экране слайд - комбайнёр на комбайне или фото самого Чеканова)
2 ученица: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1966 года за «выдающиеся успехи в развитии сельского хозяйства, высокие производственные показатели» Пётр Филиппович Чеканов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».(СЛАЙД –фото)
3 ученица: Он состоялся не только в работе, но и в личной жизни. Построил своими руками дом, вместе с женой, Анной Федотовной, вырастил и воспитал 4-х детей, которые стали достойными и уважаемыми людьми. (СЛАЙД –фото)
2 ученица: Пётр Чеканов очень любил встречаться с учениками.
(ФОТО В СМОЛЕНСКЕ)
1 ученица:В дни празднования 25-летия освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков Чеканову было присвоено звание Почётного гражданина города Ярцево. В 1975 г. Пётр Филиппович переехал с семьёй в Ярцево на постоянное место жительство.
3 ученица: Его героизмом был покорен сам Алексей Маресьев. Когда встретились они в Комитете ветеранов, Маресьев поклонился Чеканову в пояс. Так встретились два настоящих человека, жизнь которых всегда будет удивлять и восхищать потомков. ОНИ СТАЛИ ДРУЗЬЯМИ! (Фото, на котором А. Маресьев и П. Чеканов у Вечного Огня).
Учитель: Ребята, сегодня вы узнали имена людей с большой буквы. Их судьбы служат нам примером стойкости и мужества в трудных жизненных обстоятельствах!
(Стихотворение «Памяти Петра Филипповича Чеканова».
Автор –жительница г.Ярцево - Светлана Бабурова)
Была война. В победном сорок пятом
Ты повторил Маресьева судьбу.
Он в небе был счастливым и крылатым,
Ты ж покорил земную целину.
В послевоенный самый трудный год
Ты сел на трактор, плюнув на протезы,
И удивился, ахая, народ,
Когда впервые борозды нарезал.
Земля была, как утешенье,
Чтоб одолеть физическую боль.
В работе ты искал свое спасенье,
И все вокруг шептало: «Ты – король».
У «короля» в глазах блестели слезы,
Когда в ночной тиши протез снимал.
А утром снова гасли в небе звезды,
И ты с улыбкой на комбайн вставал.
И покорялась гордая стихия,
К ногам твоим покорно стлалась рожь,
И отступали все года лихие,
На том пути, которым ты идешь.
И вот уже горит звезда героя.
На пережившей многое груди.
Ты вышел победителем из боя,
Но главный бой был впереди.
За жизнь свою, за место в этой жизни,
За испытанье славой и трудом.
За то, чтоб в люди дети твои вышли,
И устоял во всех невзгодах дом.
И дожил ты до славы и почета,
И низко в пояс кланялись тебе.
Но соль земли святая вместо пота
Кристаллами лежала на судьбе.
Учитель: Ребята, я убеждена, что вам запомнится сегодняшний классный час. Когда вы будете стоять у Вечного Огня, надеюсь, вспомните о Петре Чеканове и Алексее Маресьеве.
Я приглашаю всех присутствующих присоединиться к нашей поисковой работе.