Просмотр содержимого документа
«Золотая Хохлома - один из самых главных узоров-символов России»
МБОУ Дорогобужская СОШ №2
Конспект урока
Тема урока:
«Золотая Хохлома - один из самых главных узоров-символов России»
по ФГОС второго поколения для основного общего образования
5 кл. «Изобразительное искусство» - «ДПИ в жизни человека»
Н.А.Горяева О.В.Островская: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ Б.М.Неменский Л.А.Неменская Н.А.Горяева А.С.Питерских, Москва Просвещение 2013
Составила: учитель ИЗО
Киреева Татьяна Ивановна
г. Дорогобуж
Тема урока: «Золотая Хохлома - один из самых главных узоров-символов России»
Цель урока:
Познакомить учащихся с народным промыслом – Хохломской посудой, его истоками и современным развитием.
Задачи урока:
1. Познавательные: познакомить детей с искусством хохломских мастеров, хохломской посудой, разнообразием ее форм, особенностью росписи; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Развивающие: формировать практические умения и навыки рисования и вырезания формы посуды из бумаги, формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам хохломской росписи с образца. Учить детей составлять узор по мотивам хохломской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками; развивать творческую активность, усидчивость, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель), аккуратность при работе с красками.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностнные:
Самоопределение: чувство необходимости учения (ценностно-смысловые ориентиры);
Смыслообразование: интерес к способу решения поставленной учебной задачи;
сформированность учебных мотивов;
стремление к приобретению знаний.
Ценностная и морально-этическая ориентация:
развитие доброжелательности;
готовность к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные:
Целеполагание:
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (что усвоено и что ещё узнают);
Прогнозирование: осознание качества и уровня усвоения
(умение организовать свою деятельность по времени);
Коррекция: управление своей деятельностью, контроль выполненного задания
(умение организовать свою деятельность пошагово)
Познавательные:
Общеучебные: структурирование информации (структуризация знаний);
смысловое чтение (работа с учебником по изобразительному искусству для 5 класса (Н. А. Горяева, О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, стр. 78-83);
потребность и умение искать информацию;
выбор наиболее эффективных способов выполнения работы в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.
Логические действия: (умение классифицировать - выбирать критерии для сравнения);
анализ объектов с целью выделения признака (существенного или несущественного)
Коммуникативные:
Владение вербальными и невербальными средствами общения. Умение слушать собеседника. Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением).
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения учебной задачи. Оценка своих действий
Оборудование:
Для учащихся:
учебник по изобразительному искусству для 5 класса;
лист бумаги
цветная заготовка формы посуды
гуашь
кисти
баночка для воды
ножницы
клей ПВА
графитный карандаш
ластик
тряпочка
Для учителя:
средства ИКТ, интерактивная доска
предметы народного прикладного искусства «Хохлома», открытки, репродукции
плакат «Хохлома»
презентация «Золотая Хохлома»
музыкальное сопровождение для практической части урока (народная музыка)
План урока (45 мин):
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (2 мин.).
Актуализация знаний. (2 мин.)
Фиксация затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения. (2 мин.)
Постановка цели урока. (2 мин.)
Открытие новых знаний. Беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентацией (8 мин.).
Физкультминутка (2 мин.).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Объяснение последовательности росписи. Практическая часть. Рисование орнамента в стиле Хохломы на вырезанной и тонированной форме посуды из бумаги (20 мин.).
Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Выставка работ. Обсуждение (5 мин.).
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов (2 мин.).
Ход урока:
I. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего урока. Ребята, вы сегодня к
Вопрос учителя: Какие из них вам уже знакомы, можете назвать их? Из каких материалов они создаются? Чем они похожи и чем отличаются? Почему они знамениты на весь мир?
Ответы детей: Этопредметы народных промыслов. Дымковская игрушка и гжельская посуда создаются из глины, жостовские подносы из металла, городецкая и хохломская посуда вырезается из дерева. В основу росписи всех народных промыслов положен растительный орнамент, но элементы росписи (листочки, веточки, цветы) изображаются ярко индивидуально. Именно эта яркая, запоминающаяся оригинальность и сделала их знаменитыми на весь мир русскими сувенирами, символами русского искусства, символами России.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Не всякая красивая вещь, произведение искусства может стать символом страны, ее визитной карточкой.
Вопрос учителя: Какие качества и свойства должны быть у произведения искусства, чтобы стать символом страны?
Ответы детей: Произведения искусства должны отражать особенности природы этой страны (растительный и животный мир, цветовую палитру времен года) и национальные особенности уклада жизни и характера людей, живущих на этой территории.
III. Фиксация затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения.
Вопрос учителя: Как вы думаете, можно ли, не узнав об этих народных промыслах, а только посмотрев на эти изделия, их красиво нарисовать?
Ответы-рассуждения детей с помощью учителя: Красиво нарисовать или срисовать можно, но «прочуствовать» и «нарисовать с душой» вряд ли. Чтобы «нарисовать с душой» или «прочуствовать» рисунок, надо узнать историю и традиции промысла, сам смысл его существования. Это мы и попробуем сделать сегодня на уроке.
IV. Постановка цели урока.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Отголоски лета
В зелени травы.
Шѐлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точѐной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд.
П. Синявский
Вопрос учителя: Итак, как вы думаете, какой теме посвещен наш урок?
Ответы учеников: Сегодняшний урок посвещен народному промыслу – Хохломе.
Учитель: Сегодня, ребята, наш урок посвящен народному промыслу Хохлома. Тема нашего урока «Золотая Хохлома – один из главных узоров-символов России». На уроке вы узнаете об истории создания хохломского промысла, традициях и особенностях хохломской росписи, этапах работы над ней, и сами создадите творческий рисунок в стиле народного промысла Хохлома.
V. Открытие новых знаний. Беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентацией. Показ презентации «Золотая Хохлома».
1 слайд. Тема урока: «Золотая Хохлома – один из самых главных узоров-символов России».
2 слайд.Золотая Хохлома – один из самых главных узоров-символов России. История промысла.
Учитель: Народный промысел – Хохлома возник в селе Хохлома Нижегородской губернии. Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился около 17 века в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с 17 века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров.
Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины вытачивали заготовки из дерева, женщины их грунтовали и расписывали. Товар привозили на ярмарки и, он быстро стал известен в России и мире. Вот уже много лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы, вазы, солонки, ковши-утицы, детскую мебель.
3 слайд.Золотая Хохлома – один из главных узоров-символов России. Современный дизайн интерьеров, одежды, машин.
В наши дни хохломские изделия создают в Нижегородской области – на фабрике «Хохломской художник», расположенной селе Сёмино (с филиалами токарных и живописных цехов в соседних селах), и в производственном художественном объединении «Хохломская роспись» в городе Семёнове. В стиле Хохломы создают современный дизайн одежды, мебели, интерьеры помещений. Хохломской стиль в дизайне стал синонимом русского стиля.
Натирание изделия "полудой" - тампоном с серебристым порошком олова или алюминия (лужение);
Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины (вапы). Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три-четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал (приклеился) порошок алюминия, который заменил дорогие серебро и олово. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Они готовы для росписи.
5 слайд.Технология создания хохломской посуды (продолжение):
Роспись изделия кистью и масляными красками без предварительного рисунка;
Покрытие олифой или лаком и закаливание – выдерживание изделия в горячей печи.
Расписывают хохломские изделия масляными красками и беличьими кисточками. Такие кисточки могут делать и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, орнамент никогда не повторяется в точности, каждый вариант – новая импровизация. Не должно быть ни одного неверного движения, иначе все придется начинать заново.
6 слайд. Цвета хохломской росписи. Основные цвета хохломской росписи – красный и черный, которые сочетаются с золотом фона. Много золотого цвета получается на последнем этапе изготовления – закаливании. Совсем немного в росписи желтого и зеленого для мелкой прорисовки – приписок. Иногда их дополняют коричневый и оранжевый. Золотистый фон является ведущим. Огненно-красная краска придает теплоту золотистому фону, а черный цвет оттеняет его блеск. В качестве красной краски используют киноварь, а черная – обычная сажа.
7 слайд. Как возникло словосочетание "Золотая Хохлома". Расписанные и просушенные изделия покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для закаливания. Раньше их ставили в жаркие русские печи, а сейчас больше используют электропечи. Под действием высокой температуры лак желтеет. Серебристый цвет алюминиевого покрытия становится золотистым. Так возникло словосочетание "Золотая Хохлома". Хохломская посуда не только красива, но и прочна. Даже в крутом кипятке не сойдет лак и не поблекнут краски.
Вопрос учителя: Как вы думаете, какие предметы мастера украшают хохломскими узорами?
Ответ ученика: Поставцы, вазы, плошки, ложки, тарелки, вазы, бокалы, панно, детские столы и стульчики.
8 слайд.Элементы хохломской росписи. Главным мотивом хохломской росписи является растительный узор или орнамент. Кроме растительных орнаментов или узоров из травинок, листьев, цветов, ягод хохломские мастера любят писать петухов, птиц, рыб.
Вопрос учителя: Что послужило прообразом хохломских узоров?
Ответ ученика: Русская природа, травы, цветы, ягоды, птицы, рыбы.
9 слайд.Виды хохломской росписи. Первый вид росписи – «верховое» письмо или роспись «под листок» или «травка». Все элементы этой росписи («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик», «листочки», «цветочки», «ягодки» смородины или рябинки и другие) рисуются поверх, то есть, на серебристом (в последствии золотистом) фоне не касаясь стебелька-«криуля».
10 слайд.Виды хохломской росписи (продолжение). Второй вид росписи – роспись «под фон». Сначала мастер делает тонкий рисунок, потом заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми ( в последствии золотистыми) потом мелкими штрихами-жилочками украшает их. А когда фон просохнет, добавляет поверх его красные ягоды да ажурные завитки-приписки желтой и зеленой красками.
11 слайд.Виды хохломской росписи. Третий вид росписи – «кудрина». «Кудрина» - одна из разновидностей росписи под фон. По серебристому (в последствии золотистому) фону рисуется затейливый узор черным цветом. Рисунок дополняют мелкой прорисовкой. Потом сверху и снизу этогоузора заполняют фон красным и черным цветами или одним из них. Для «кудрины» как и для всего фонового письма, характерен пышный растительный орнамент, здесь формы цветов, листьев, плодов создаются кистью из закругляющихся завитков, похожих на кудри.
Учитель: Ребята, для снятия утомления и напряжения с мышц шеи, глаз, рук, мы, сейчас, сделаем физические упражнения, короткую физкультминутку.
VI.Физкультминутка (для снятия усталости и напряжения с мышц шеи, глаз и рук).
Исходное положение: стоя или сидя.
Упражнение для шеи: повороты головы то влево, то вправо, вверх и вниз по три раза, медленные вращения головой по часовой стрелке три раза, затем против часовой стрелки также три раза.
Упражнение для глаз: движение глаз то влево, то вправо, вверх и вниз по три раза, медленные вращения глазами по часовой стрелке три раза, затем против часовой стрелки также три раза.
Упражнение для рук: сжимание и разжимание пальцев рук, перебор пальцами как игра на фортепиано.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Объяснение последовательности росписи. Практическая часть. Рисование орнамента в стиле Хохломы на вырезанной и тонированной форме посуды из бумаги.
Учитель: А сейчас, мы с вами тоже почуствуем себя настоящими хохломскими мастерами. Ребята, узнав об истории возникновения хохломского промысла, этапах создания изделий, традициях и особенностях хохломской росписи, вы приступаете к практической работе – проекту - рисунку орнамента на вырезанной форме посуды в силе народного промысла Хохлома.
12, 13, 14, слайды.Этапы практической работы над хохломской росписью:
1) на заранее заготовленной и тонированной форме посуды разметь плавной тонкой линией сразу кистью главный стебель-«криуль»;
2) по обе стороныот главного стебля прорисуй ягоды или цветы;
3) добавь к узору мелкие элементы: «осочку», «капельки», «завитки», «усики».
Показ учителем в качестве примера поэтапного выполнения хохломского «травного» орнамента в технике росписи «верхового» письма. Показ можно устроить как обычный, так и на интерактивной доске. (Разработанные упражнения и приемы, в том числе с использованием интерактивной доски, позволят быстрее освоить технику хохломской росписи).
Учитель: Кто сможет повторить этапы практической работы над хохломской росписью?
Ответ одного из учеников: Этапы практической работы над хохломской росписью:
1) на заранее заготовленной и тонированной форме посуды разметь плавной тонкой линией сразу кистью главный стебель-«криуль»;
2) по обе стороныот главного стебля прорисуй ягоды или цветы;
3) добавь к узору мелкие элементы: «осочку», «капельки», «завитки», «усики».
15 слайд. Интернет-ресурсы.
Учитель: Ребята, обратите внимание на мнообразие видов хохломской посуды и гармоничное сочетание формы и орнамента на плакате и фотографиях в учебнике по изобразительному искусству для 5 класса (стр. 78-83). Приступайте к практической работе. Работа может вестись как парно (в группе по два человека), так и индивидуально.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В качестве музыкального сопровождения может звучать народная музыка.
VIII. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Выставка работ. Обсуждение. После завершения практической работы устраивается выставка-просмотр. Ребята выставляют свои работы на доску. Учитель дает оценку работе каждого ученика. Общая выставка творческих работ учащихся класса. Обсуждение работ-проектов учителем вместе с учениками: что удалось, что нет; ошибки и достоинства каждой из работ; выдержены ли творческие работы в стиле хохломской росписи.
Учитель: Наша общая выставка проектов, творческих работ - рисунков орнаментов на вырезанной форме посуды в силе народного промысла Хохлома, получилась необыкновенно яркой и интересной. Каждая ваша творческая работа – проект на выставке отличается оригинальной самобытностью, как у настоящих хохомских мастеров.
IX. Вопрос учителя: Что нового вы узналио народном промысле Хохлома?
Ответы учеников: Народный промысел Хохлома возник в Нижегородской губернии, в селе Хохлома и рядом лежащих селах. Промысел известен с 17 века. Хохломской промысел – это изготовление изделий из дерева и их дальнейшая роспись. Хохломская роспись бывает двух видов: «верховое» письмо и «под фон». Главный мотив росписи – «травный» орнамент. Основные цвета росписи: красный и черный в сочетании с золотым.
Учитель: Чтобы стать символом страны, произведение искусства должно отражать особенности природы этой страны (растительный и животный мир, цветовую палитру времен года), и, национальные особенности уклада жизни и характера людей, живущих на этой территории.
Вопрос учителя: Подумайте, какие особенности природы и особенности характера людей России отразил хохломской промысел, орнамент Хохломы, чтобы стать одним из самых главных узоров - символов нашей страны?
Ответы-рассуждения детей с помощью учителя:Узор Хохломы воплотил в себе красоту русской природы через сказочный «травный» орнамент и тайну русской души через цветовую палитру русской иконы.
Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Спасибо за хорошую работу, до свидания, до новых встреч.