Вид учебного труда: работа с тканью, нитками, фурнитурой.
Объект труда: выполнение тряпичной куклы – Колокольчик.
Методы и приемы: беседа, индивидуальное проектирования деятельности, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ особенностей изделия, выставка работ.
Оборудование:
для педагога: готовые образцы разных вид кукол; изделия народных ремесел - вышитые и вязаные салфетки, матерчатая кукла по деталям, белая ткань размером 20 х 20 см по количеству человек, вата, нитки «ирис», лоскуты белой и красной ткани для платков, юбок, бусины, бубенцы, фурнитура для украшения (тесьма, ленты).
для ребенка: кусочки тканей размером 20х20, вата, нитки «ирис», лоскуты белой и красной ткани для платков, юбок, бусинки, бубенцы, лента, тесьма.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Показ слайдов по теме из истории русского народного костюма, обрядовых кукол.
2. Введение в тему. Мотивация деятельности.
В далеки времена, придумали наши предки куклы-обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляя живую и неживую природу. Они сегодня напоминают нам о своем существовании, живя в старинных легендах и сказках.
Делали народных кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань (носовой платок, полоски ситца). Кукла не имела лица. Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку.
Одеяние этой куклы было очень простым, незатейливым.
Народные куклы делились на три группы:
Куклы-обереги;
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Посмотрите на слайды и образцы готовых кукол.
Во время работы тихо звучит народная музыка.
3. Анализ увиденного.
Куклы-обереги.
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
«Кукла на счастье»
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
«Пеленашка»
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
«Кубышка-травница».
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
Обрядовые куклы.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
«Плодородие»
Помогала иметь достаток и хороший урожай.
«Неразлучники»
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
Игровые куклы.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
Давайте же мы с вами изготовим куклу – Колокольчик.
Кукла-оберег, которая приносит в дом радостные вести. Колокольчик радости - так ее называют.
Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.
Тряпичная народная кукла Валдайский Колокольчик - состоит из трех юбок, как бы олицетворяя три царства - золотое, серебряное и медное.
А теперь дорогие ребята мы с вами приступим к её изготовлению, но для начала разомнем пальчики.
4. Физминутка для пальцев рук
«Колокольчик».
В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.
5. Практическая работа.
Для работы мы используем:
бусинка, колокольчик-бубенец, три круга ткани, каждый последующий выкроен на 2 см меньше предыдущего, ткань белая прямоугольной формы для лица и рук, нитки «ирис», красная ленточка, вата, лента-очелье, косынка.. Материалы для мастер-класса:
Начинаем по этапам:
1.Привязываем колокольчик к бусинке.
2. Каждую юбку складываем вчетверо и отмечаем центр круга. С изнаночной стороны кладём бусину на середину круга, а с лицевой стороны обвязываем нитками у основания бусины. Юбки надеваем по отдельности на бусину от большой к маленькой и перевязываем нитью.
3. Поверх бусины намотать немного ваты для мягкости головы, расправив все морщинки.
4.Белый лоскут складываем по диагонали внахлёст к центру. Свободные углы – это будущие руки.
5. Надеваем белый лоскуток на голову, делая заломы, как повязывают платок, разглаживая морщинки ткани на лице. Перевязываем нитью по горлу куколки.
6. Делаем ручки-ладони. Подворачиваем уголки белой ткани, выравниваем длину рук, формируем ладони, перевязывая красной нитью.
7. На голову повязываем ленточку-очелье, сзади завязываем её на узел. Сверху наденем косынку, обхватив концами вокруг шеи. Наша куколка готова.
8.Целевые обходы педагога.
Контроль организации рабочего места.
Контроль правила выполнения техники безопасности.
Оказание помощь детям, испытывающим затруднение.
7. Итог работы:
Вот мы и справились с работой. Понравились ли вам свои работы? Выстроим наших куколок в нарядный хоровод. Нет ни одной куколки похожей друг на друга. Молодцы ребята! Вы научились делать народную куклу своими руками. Это хороший сувенир. Выберем кукол, которые отправятся на городской праздник «Весёлая масленица!»