Просмотр содержимого документа
«Занятие "Игрушка - сувенир "Дракоша"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла», р.п. Чунский
Технологическая карта занятия
Тема «Игрушка – сувенир «Дракоша»
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская художника»
Предмет художественная обработка материала
Разработчик: Споялэ Оксана Сергеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
2023 год
Технологическая карта занятия
Педагог ДО: Споялэ Оксана Сергеевна.
Предмет: художественная обработка материала (ХОМ)
Возраст обучающихся: 12-13 лет, четвертый год обучения ДОП «Мастерская художника»
Тема: Игрушка-сувенир «Дракоша».
Цель:
- обеспечить закрепление нового материала;
- применить разнообразный художественный материал (шерсть, ткань, фетр, бумага) в практической работе;
- создать условия для развития творческого воображения, восприятия и интереса к предмету ХОМ; развивать стремление к передаче эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру.
Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений
Личностные: понимать и принимать значение декоративно-прикладного творчества в жизни людей, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе с разнообразными материалами и предмету ХОМ.
Познавательные: анализировать, обобщать имеющуюся информацию в контексте изучаемого предмета и повседневной жизни; применять знания в практической деятельности; уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи.
Регулятивные: сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, оценивать совместно с педагогом или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: участвовать в работе класса, уметь поддерживать позитивный учебный диалог, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, товарищами.
Основные понятия: шерсть, фильцевание, метод «вытягивания» шерсти, коллаж.
Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах, коллективная.
Применяемые методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование:
для педагога: мультимедийный проектор, образец работы, презентация к занятию;
для обучающихся: объемная форма, выполненная из шерсти, фетр, цветная бумага, дерматин, бархатная бумага, вязанные изделия (шапки, шарфы), шаблоны, простой карандаш, ножницы, клей, фурнитура, шерсть.
Учебно – методический комплекс:
https://tkaner.com/tkan/sherst/valyanie-iz-shersti-igrushki-dlya-nachinayushhih/-Валяние из шерсти: игрушки для начинающих;
https://dzen.ru/a/YalMmYBfrmlW_KeD - 12 важных правил валяния игрушек
Ход занятия
№
Этап
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
УУД
1
Организационный
Мотивация к учебной деятельности
Приветствие, проверка готовности к занятию. Благоприятный эмоциональный настрой.
- Здравствуйте. Я очень рада вас видеть на занятии.
- Улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение.
- Скажите, что мы делали на прошлом занятии? (ответы детей)
- Я знаю, вы почти настоящие мастера. Предлагаю вам закрыть глаза, пофантазировать и представить красивую зимнюю поляну, заснеженные горы и обитателей этого прекрасного места – Драконов… А какие они разнообразные! Выберете себе одного, который понравился больше всего. Подойдите поближе и хорошо рассмотрите его… (Слайд 2)
- Ребята, а теперь открываем глаза. У каждого из вас возник свой образ сказочного дракона (ласково назовем его Дракоша).
- Сегодня мы будем оформлять нашего дракошу.
- Предлагаю провести мозговой штурм.
Приветствуют педагога.
Настраиваются на занятие.
Фантазируют, представляют, тренируют творческое воображение и восприятие
Р: организуют рабочее место, оценивают готовность к занятию
Л: выработка учебной мотивации
2
Актуализация знаний
Коллективная работа – разгадывание кроссворда. Опрос обучающихся по прошлой теме. Предвижу возможные точки зрения, ход их рассуждений. Поощряю познавательную активность. По итогам беседы конкретизирую материал. (Слайд 3)
- Перед вами кроссворд по изученной теме.
1. Как называется поролоновая поверхность для валяния? (губка);
2.Что является основой для создания игрушки из шерсти? (синтепон);
3.Процесс изготовления шерстяных изделий? (валяние);
4.Как называется инструмент, с помощью которого выполняют изделия способом сухого валяния? (игла);
5.Как по-другому называется валяние шерсти? (фильцевание);
6.Как называется шерстяная нить? (пряжа).
1
г
у
б
к
а
2
5
с
и
н
т
е
п
о
н
3
в
а
л
я
н
и
е
4
и
г
л
а
ф
и
л
ь
ц
е
в
а
н
и
е
6
п
р
я
ж
а
- Молодцы! Все справились с вопросами.А что за слово получилось по вертикали? (ответ детей)
- Правильно, это коллаж. А что это такое? (ответ детей)
Вступают в диалог с педагогом, демонстрируют знания, полученные на прошлых занятиях. Вспоминают все понятия по «сухому» валянию. Разгадывают кроссворд, рассуждают (повторение правил работы в коллективе)
Л: понимают значение творчества, имеют положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности
П: обобщают знания
3
Обобщение и систематизация знаний
Объяснение нового материала. (Слайд 4)
- Коллаж - прием в искусстве, который соединяет в одной композиции несколько разных материалов и позволяет создавать настоящие произведения искусства, ставшие стильным украшением дома. Изначально коллаж заключался в наклеивании на холст или бумагу элементов, составление объемных композиций, различных по стилю и цветовому оформлению. Сегодня создание коллажа - это целое направление, которое не ограничивается одной декоративной техникой.
- А какие материалы можно использовать в коллаже? (ответ детей)
- Вот и пришло время оживить Дракошу, выполненного из шерсти. Так как искусство окрыляет, а значит, может дать нам волю фантазии
Вступают в диалог с педагогом.
Демонстрируют познавательную активность
К:поддерживают позитивный учебный диалог
4
Постановка темы и цели урока
Предлагаю самостоятельно сформулировать тему занятия.
- Давайте попробуем сформулировать тему занятия. (Слайд 5)
Тема занятия – Игрушка-сувенир «Дракоша».
- Какую цель поставим перед собой? (ответ детей)
Подвожу к самостоятельному озвучиванию цели урока.
- Наша цель – оформить игрушку-сувенир из шерсти в технике коллаж. (Слайд 6)
Вступают в учебный диалог,
формулируют тему и цель занятия
П: формулируют тему и цель занятия
5
Применение знаний в новой ситуации
- Предлагаю поработать в парах и выполнить упражнение. Вспомним правила работы в паре.
- Вам нужно собрать на бумаге образ будущего дракона, используя подходящие детали из конверта. На работу отводится 3 минуты. (Приложение 1) (Слайд 7)
- С работой справились. Представьте своего героя (настроение, характер и т.д.)
Выполняют практическое упражнение
К: определяют правила поведения работы в парах
6
Физминутка
- Прежде чем приступить к практической работе, предлагаю отдохнуть
Наш Дракоша встрепенулся (движение плечами)
Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны)
Руки в сторону развел,
Ничего он не нашёл (покачали головой)
Чтоб банан он смог достать
Надо руки всем поднять.
(Слайд 8)
Выполняют разминку
Р: соотносят свои движения с тем, что услышали
7
Первичное закрепление
- Давайте вспомним тему нашего занятия.
- Какую цель поставили?
- Предлагаю приступить к практической работе. Перед вами на столах необходимый материал и шаблоны, которые вы будете использовать при оформлении.
Предлагаю самостоятельно выбрать степень сложности в работе.
На слайд вывожу упрощенный и усложненный варианты работы.
Слежу за осанкой обучающихся и правильной организацией рабочего места. Индивидуальная работа с обучающимися, испытывающими сложность. Контролирую время.
- Упрощенный вариант – работа по шаблону; усложненный – придумать форму деталей самостоятельно.(Приложение 2)
- Прежде чем начнем работать, давайте еще раз проговорим ТБ при работе с материалами. На работу отводится 20 минут. (Слайд 9)
Вспоминают тему, цель занятия.
Вспоминают правила ТБ при работе с материалами и инструментами.
Проявляют интерес к творческой работе.
Выбирают степень сложности практической работы
Л: вносят необходимые дополнения и коррективы в план
Р: осуществляют контроль своих действий
8
Контроль усвоения, обсуждение и коррекция допущенных ошибок
По завершению работы совместно с детьми подвожу итог занятия и организую мини-выставку выполненных работ на импровизированной горе. (Приложение 3) (Слайд 10)
- Сейчас проведем мини- выставку ваших Дракошек.
- Вспомним, какую цель мы ставили? Как считаете, достигли ее?
- Кто воспользовались в работе усложненным вариантом?
- Кому было трудно в практической работе?
- В качестве чего можно использовать данного героя?
Побуждаю обучающихся оценивать и корректировать работу друг друга.
- Чья работа понравилась больше всего?
Осмысливают выполненную работу.
Высказывают свое мнение
Р: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной целью
К: обмениваются мнением
9
Рефлексия
В качестве критериев оценивания занятия, используется напольная ваза «Времена года».
- Предлагаю оценить наше занятие. Посадить на веточку дракошу соответствующего цвета.
- Если все получилось, настроение отличное, то возьмите дракошу розового цвета;
- Если были затруднения в практической работе, воспользуйтесь дракошей зеленого цвета;
- Если вы не справились с заданием, были трудности - выберите дракошу синего цвета.
Фиксирую завершение урока.
Благодарю за работу. Предлагаю убрать рабочее место.
(Приложение 4)(Слайд 11)
Осуществляют самооценку
Р: осознают конечный результат
К: адекватно воспринимают оценку своей работы
Р. – регулятивные
К. - коммуникативные
Л. – личностные
П. – познавательные
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задание
Примерный результат
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Упрощенный вариант (по шаблонам) Усложненный вариант (без шаблонов)