Тема урока «Воспетое народом материнство», посвящается празднику «Дню матери». Данный материал позволяет развивать эстетического отношения к действительности, способствовать воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери. На данном уроке организована работа акварельными красками над портретом мамы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВОСПЕТОЕ НАРОДОМ МАТЕРИНСТВ »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 9 СТ. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ТЕМА: «ВОСПЕТОЕ НАРОДОМ МАТЕРИНСТВО»
5 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РОЖКЕВИЧ ОКСАНА АЛЕКСЕЕВНА
СТ. БАТУРИНСКАЯ
Тема урока: «Воспетое народом материнство».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
содействовать формированию эстетического отношения к действительности, способствовать воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери;
формировать лучшие качества у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
развивать графические навыки и умения; способствовать закреплению знаний, полученных на уроках.
и формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение;
осуществлять межпредметную связь урока ИЗО с музыкой, литературой.
Оборудование урока:
- использование мультимедиа, презентации к уроку, иллюстративный материал, репродукции художников:
Леонардо да Винчи и его портрет, «Мадонна Лита», «Изображение Богоматери с младенцем», Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»; П. Перуджино «Мадонна с младенцем», Ф. Вальдмюллер «У окна», Ю. Кугач «У колыбели», «Гроза надвигается», Д.Левицкий «Портрет М Дьяковой», пословицы, поговорки, высказывания.
План урока:
Сообщение темы урока. Приурочивание темы к проведенному на кануне празднику в школе, посвященному «Дню матери».
Обзор презентации и беседа по репродукциям художников.
Вопросно-ответная беседа с учащимся по изученному материалу.
Объяснение задания. Работа акварельными красками над портретом мамы.
Анализ и представление детских работ.
Литературное слово о маме.
ХОД УРОКА.
Тема нашего урока «Воспетое народом материнство», посвящается празднику «Дню матери». Мы сегодня будем говорить о маме, материнской ласке и любви.
Высказывание Н. Островского: «Есть прекрасное существо на свете, перед которым весь мир в долгу – это мать».
На протяжении тысячелетий, веков воспевается народом материнство. Это отражено в творчестве поэтов и писателей, музыкантов и художников. Мы с вами рассмотрим произведения художников, и ответите на вопрос: Какими же средствами художники передают в портретах материнское тепло и любовь?
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
1 слайд.«Матерь Божья с младенцем на руках».
Воспевается материнство более 2000 лет назад с рождением Христа – это Матерь Божья с сыном на руках. Младенец протягивает к нам, людям ручонки, Мать Мария – ее образ чистый и возвышенный, в глазах застыла некая печаль, покорность и смирение. Но с какой нежностью и любовью она прижимает своего сына к себе.
2 слайд.
Анализ произведения Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
Так называют ее по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Это та же Мария, она идет к нам по облакам. Слава ее ничем не подчеркнута, ноги ее босые, но как повелительницу встречают ее, приклонив колени папа Синкст, святая Варвара и ангелы. Она идет к людям юная, величавая, бережно и осторожно, с большой любовью неся своего ребенка, что-то тревожное затаив в душе. Она знает, что несет не просто своего ребенка, а Великого сына Земли – спасителя Мира. В ней самой замерло желание спасти и сохранить своего сына, оградить от всех бед и напастей.
Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.
3 слайд.
Произведение Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем».
Образ другой матери, но все та же любовь и ласка, а младенец, защищенный в руках матери спокойно наблюдает за миром.
Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.
4 слайд.
П. Перуджино «Мадонна с младенцем»
показал мать, величаво восседающая на троне, окруженную ангелами.
5 слайд.
Произведение Вальдмюллера «У окна».
Мы видим образ матери с тремя детьми. Выражение лица матери, ее взгляд, излучающий свет, тепло, умиротворение, спокойствие и радость за своих детей. Кудрявый ребенок указывает пальчиком в окно и вопросительно с улыбкой смотрит на мать.
Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.
6 слайд.
Произведение Ю. Кугача «Гроза надвигается».
Прошло очень много лет, когда мать – Мария несла своего сына, но ее образ отражается в облике современных матерей.
Анализ произведения: В позе матери – тоже величие и гордость, потому, что она мать. В ней также передана безграничная любовь и ласка, то же желание оградить своего ребенка, уберечь от бед и несчастий.
7 слайд.
Изображение Древа жизни с портретами матерей.
- Как по - вашему, ребята, что может символизировать изображение дерева?
Неслучайно наша композиция из представленных работ изображена в форме дерева, так, как «древо» - это символ жизни на земле, а все прекрасное, сама жизнь связаны именно с образом матери.
- Какими качествами должна обладать мама? (ответы детей).
Мама каждому из вас дарит свою безграничную любовь и ласку. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший или плохой отзывается в материнской душе радостью или болью, счастьем или страданием.
У каждого из нас есть долг перед матерью. Его нельзя измерить никакой меркой. Твое недоброе слово – царапина на материнской душе. Мать перенесет все: и беду и горе….Но от каждой царапины остается ранка в душе, помни об этом. Берегите своих матерей!
Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни.
Самое главное в жизни – это почитание старшего поколения – это закон нашей жизни. Уважать старших нужно потому, что они мудрее, духовно богаче нас и могут передавать свой жизненный опыт.
Украинская мудрость.
Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети – гласит украинская мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от детей.
Актуализация знаний учащихся по жанру портрета и пропорциям лица человека.
- Что такое портрет?
- Где и когда зародился?
- Какие типы портретов вы знаете?
- Определите типы портретов среди представленных репродукций художников.
Пропорции лица:
- На сколько частей делится лицо человека?
- Какие это части?
- Кто изучал и разработал пропорции лица человека?
Самостоятельная работа учащихся.
Проработка деталей портрета мамы в рисунке.
Работа в цвете акварельными красками.
Подведение итогов и представление детских работ.
Вопросы учащимся.
С какими новыми произведениями вы познакомились сегодня?
Что общего объединяет все эти разные по изображению картины?
Какими выразительными средствами художники передают образы в своих произведениях?
Что для матери самое важное?
Литературное слово. Учащийся читает стихотворение о маме.