Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изо проведу у вас я, зовут меня Дарья Сергеевна. - Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, И урок ИЗО начнем. | Приветствуют учителя. Присаживаются за парты. | Личностные: мотивация учения Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Актуализация пробного действия | Идет показ фотоальбома с изображением природы - пейзажи знаменитых художников (слайд 1-4). Это пейзажи разных художников. -Природа. Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, он всегда найдет красоту в природе. -Но возникает вопрос: у кого учились художники? -Тогда кто же учил первого художника? | Просматривают слайды презентации. Внимательно слушают учителя. У своих учителей. Природа. | Регулятивные: внесение необходимых дополнений Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Выявление места и причины затруднения | -Давайте заглянем в мастерскую первобытного художника. Человек еще не умел строить себе жилище и шить одежду, ел полусырое мясо диких животных, но, уже рисовал. И как рисовал! В пещерах первобытного человека, а он жил именно там, были обнаружены уникальные рисунки мамонтов, носорогов, лошадей. (слайд 5-10). (Демонстрация слайдов с наскальными рисунками). -Это фигуры животных, изображаемых на стенах пещер. Посмотрите, разве не прекрасны его рисунки бизонов? (слайд 11). -Обратите внимание на точность линии, грациозность движения животных. Животные изображались в натуральную величину и очень правдоподобно, т.е. реалистично. Но это рисунки ритуальные, их изображали, когда шли на охоту. | Рассматривают наскальные рисунки и слушают учителя. Смотрят презентацию | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ и синтез выделенных признаков |
Построение проекта выхода из затруднения | -Действительно, первым учителем для художника была природа. Он не только всматривался в ее творения, но и брал у природы краски. Посмотрите, какого цвета наскальные изображения? (слайд 11) А почему именно такие цвета? -Но мы свами живем в 21 веке, а не в первобытном обществе. И мы знаем о животных немного больше, чем первобытный человек. Животные, как и люди, бывают смелые, трусливые, добрые, злые. Давайте посмотрим. (Демонстрация слайдов 12-15 с разным настроением у животных). Художники тоже всегда стараются передать их характер и настроение. -Эту лису изобразил художник Е. Чарушин. А какая у него лиса? -Как художник это показал? (слайд 16) -А вот этот же художник изобразил медвежат. А какие по характеру медвежата? (слайд 17) -Как художник это показал? | Красного, коричневого, цвета глины. От цвета скалы или стены, на которой изображали. Смотрят презентацию Злая, испуганная -Выгнула спинку, оскалилась, ушки пригнула Трусливые, испуганные, убегающие Несутся со всех ног, ротики приоткрыты | Познавательные: формулирование познавательной цели |
Реализация построенного проекта | -Так как же художники показывают характер животного в своих работах? Характер зверя выражается через движение и форму тела, громоздкого и неуклюжего, через величину частей тела: большая голова, длинные ноги, большие или маленькие глаза; через выразительные детали - лохматую или гладкую шерсть, форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно художник был внимателен к своим ощущениям. -Скажите, а как называется жанр изобразительного искусства, в котором художники изображают животных? | Характерные движения, повадки
Смотрят слайд 18 Анималистический жанр | Регулятивные: составление плана последовательности действий Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Как же появилось первое изображение, мы может только догадываться. Может быть, все началось с просто пятна, которое кто-то оставил на скалистой стене, когда вытер об нее грязные от глины руки. -Нас отделяет от первобытного человека десятки тысячелетий. И сегодня я предлагаю вам пройти школу наскального рисунка самого первого художника. (слайд 19). Давайте, изобразим животных, подражая наскальному стилю. (слайд 20) | Слушаю внимательно учителя | Регулятивные: смена вида деятельности Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Рефлексия учебной деятельности | -А теперь приступим к созданию нашей выставки с работами. Выходит первый ряд, располагает свои работы, затем второй ряд и третий ряд. Глядя на эту коллективную работу, вы можете представить, как красивы настоящие наскальные рисунки. | По рядам выходят и располагают свою работу на доске | Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: оценка Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |