kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок изобразительного искусства на тему: «Прорезная береста» 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с техникой «Прорезная береста»Береста – верхний слой коры берёзы.( Продемонстрировать  кусочек коры дерева).Бересту для поделок необходимо заготавливать в конце мая, начале июня на лесных вырубках. Бересту можно также снимать с поваленных деревьев. С растущих деревьев бересту снимать не следует, так как оголив ствол дерева,  мы его погубим. Дерево засохнет. Бересту снимают руками, предварительно сделав на стволе  продольный надрез.Летом береста снимается со стволов деревьев хорошо. Мёрзлую бересту снять с дерева пластиной практически невозможно. Толщина бересты зависит от возраста дерева. Чем больше лет дереву, тем толще слой бересты. Тональность бересты зависит от возраста берёзы, а также где росло дерево. На старых деревьях береста тёмная  с тёмными чёрточками. Береста имеет свойство слоиться; т.е. расщепляться на тонкие пластинки и ленточки.Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Изделия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами. Бересту называют теплым материалом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.  Издавна на Руси береста занимала ведущее место в народных ремёслах. Особенно широко берестяное ремесло было распространено в старинув Вологодской,  Новгородской и Тверской губерниях.Лицевой стороной для выполнения прорезной бересты является внутренняя сторона бересты. На бересте чаще всего вырезают орнаменты: геометрические, растительные зооморфные.Перед декорированием работы из бересты, очистите  ее с обеих сторон и уменьшите  до толщины 0,5 – 0,8 мм. Из инструментов для резьбы по бересте используйте  нож-резак, шило, пробойники различных профилей, ножницы киянки и молоточки. Для нанесения  рисунка на бересту используйте  карандаш или шило. Резьбу выполняйте на ровной, чистой подкладной доске. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы вырезайте пробойниками.  Точки и штрихи наносите шилом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства на тему: «Прорезная береста» 5 класс.»

Урок изобразительного искусства на тему: «Прорезная береста» 5 класс.

Зимина Любовь Николаевна, учитель изобразительного искусства.МБОУ СОШ № 9 г. Сафоново. Смоленской обл.

Цели:Расширить представление учащихся о декоративно-прикладном искусстве.

Научить учащихся вырезать на бересте несложные орнаменты , розетки и сюжетные рисунки для украшения деревянных изделий.Задачи:

  •  обучающая: познакомить обучающихся с техникой прорезной бересты, приобрести специальные умения и навыки при работе в данной технике;

  •  развивающая: развивать творческие способности, фантазию, воображение, способствовать обогащению словарного запаса,

  • развивать у школьников эстетическое восприятие окружающей действительности;

  •  воспитательная: прививать любовь к Родине, её культуре, истории и искусству;

  • воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться создавать изделия радующие окружающих.

  • воспитывать потребность охранять роднуюприроду.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы,

  • умение компоновать на плоскости берестяного листа задуманный художественный образ.

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности:

  • овладеть навыками работы с конкретным материалом. (Берестой).

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач,

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения:

Познавательные:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника: умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать,

  • умение перерабатывать полученную информацию,

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления, аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные:

  • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии,

  • развитие познавательного интереса к окружающему миру, природе в целом.

  • Воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, любви и уважения к Отечеству



Тип урока: комбинированный.

Оборудование, материалы к уроку:

(для учащихся)

  • подкладные доски;

  • скотч;

  • канцелярские ножи – резаки;

  • шило;

  • пробойники различной конфигурации:

  • две полоски бересты на каждого учащегося;

  • ножницы;

  • киянки и молоточки;

  • простые карандаши;

  • деревянные изделия (подставки для карандашей и ручек, изготовленные мальчиками 7 класса на уроках технологии).

(для учителя)

  • Образцы прорезных орнаментов на бересте;

  • Образцы изделий из бересты.

  • Клей ПВА.

  • Образцы бересты со старых и молодых деревьев;

  • Орнаменты на полосках бумаги;

  • Бинт и йод.

Этапы урока:

1.Организационный момент. – 2 мин.

2.Изучение нового материала. – 15 мин.

3..Творческая практическая деятельность.- 22 мин.

4. Итог урока. Рефлексия. – 6 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих на уроке.

2.Изучение нового материала.

а). Погружение в тему урока на эмоционально-эстетическом уровне.

Вопрос учителя -

Ребята, какое дерево является символом России?

( Предполагаемый ответ учащихся – символом России является берёза)

Вопрос учителя -

Почему берёза является визитной карточкой России? Чем она примечательна?

(Предполагаемые ответы учащихся. Берёза в нашей стране широко распространена. Это дерево растёт практически повсюду.Берёзаочень красивое дерево).

Вопрос учителя – А в чём же красота этого дерева? Почему поэты и музыканты воспевают русские берёзы?

(Предполагаемые ответы учащихся. У берёзы белый ствол, чего нет у других деревьев нашего края. Берёза стройное дерево. У берёзы красивая крона. Тонкие ветви берёзы спускаются вниз как бахрома. В берёзовой роще светло и торжественно)

Вопрос учителя –

Ребята, кто помнит стихотворение С.А. Есенина о берёзе?

Ученик -

«Береза» Сергей Есенин

Белая береза,
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво,
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Учитель.-

Красивое стихотворение, не правда ли? Это стихотворение известно каждому русскому человеку с детства.

Поэты часто сравнивают внешний вид берёзы с обликом женщины, девушки. У берёзы ветви – косы. Холщовый сарафан. Берёза красива и нежна. Если дуб символ мужественности в поэзии, то берёза, наряду с рябиной – символ женственности. Берёза вдохновляетхудожников, поэтов, и музыкантов на создание картин, литературных и музыкальных произведений. Но не только этим она хороша.У берёзы масса других достоинств. Она приносит много пользы в жизни каждого человека. Какая же это польза?Берёза применяется в строительстве. Из берёзы изготавливают мебель. Берёзовыми дровами топят печи. Из берёзовых почек и молодых побегов изготавливают лекарства. Из древесины берёзы изготавливают музыкальные инструменты. Из этого дерева получают уксус и ацетон. Из ветвей делают веники и мётлы. А чего стоит берёзовый сок! Из древесины изготавливают игрушки и сувениры. Из коры берёзы – бересты делают туеса и лукошки. На бересте раньше писали как на бумаге. Верхний слой коры - береста идёт в качестве поделочного материала. На бересте можно вырезать орнаменты ,сюжетные рисунки.

б). Постановка цели урока.

Сегодня вы будете выполнять резьбу на бересте и этой резьбой украшать подставки для карандашей и ручек.

в).Знакомство с техникой «Прорезная береста»Береста – верхний слой коры берёзы.( Продемонстрировать кусочек коры дерева).Бересту для поделок необходимо заготавливать в конце мая, начале июня на лесных вырубках. Бересту можно также снимать с поваленных деревьев. С растущих деревьев бересту снимать не следует, так как оголив ствол дерева, мы его погубим. Дерево засохнет. Бересту снимают руками, предварительно сделав на стволе продольный надрез.Летом береста снимается со стволов деревьев хорошо. Мёрзлую бересту снять с дерева пластиной практически невозможно. Толщина бересты зависит от возраста дерева. Чем больше лет дереву, тем толще слой бересты. Тональность бересты зависит от возраста берёзы, а также где росло дерево. На старых деревьях береста тёмная с тёмными чёрточками. Береста имеет свойство слоиться; т.е. расщепляться на тонкие пластинки и ленточки.Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Изделия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами. Бересту называют теплым материалом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Издавна на Руси береста занимала ведущее место в народных ремёслах. Особенно широко берестяное ремесло было распространено в старинув Вологодской, Новгородской и Тверской губерниях.Лицевой стороной для выполнения прорезной бересты является внутренняя сторона бересты. На бересте чаще всего вырезают орнаменты: геометрические, растительные зооморфные.Перед декорированием работы из бересты, очистите ее с обеих сторон и уменьшите до толщины 0,5 – 0,8 мм. Из инструментов для резьбы по бересте используйте нож-резак, шило, пробойники различных профилей, ножницы киянки и молоточки. Для нанесения рисунка на бересту используйте карандаш или шило. Резьбу выполняйте на ровной, чистой подкладной доске. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы вырезайте пробойниками. Точки и штрихи наносите шилом.



г). Техника безопасности.

Работать с колющими и режущими инструментами нужно очень аккуратно, не толкать друг друга, следить за движениями руки во время резьбы.

Во время работы не отвлекайтесь, не берите инструмент за лезвие. При резьбе для свободной руки, прижимающей к столу заготовку, необходимо выбирать удобное место вне плоскости движения резака. При работе с берестой подрезку и надрезку выполнять в несколько заходов. Любые работы ножом выполнять только на устойчивой и ровной плоскости стола. Во время коротких пауз в работе, не держать инструмент в руках, а класть его в сторону, лезвием от себя. При необходимости передавать резец другому человеку только ручкой вперёд. При работе с киянкой и молоточком следите за точностью ударов по пробойникам, чтобы не травмировать пальцы рук. Держите инструменты правильно, как рекомендует учитель.В случае травмы колющим или режущим инструментом, подойдите к учителю для оказания первой медицинской помощи.

Узнав обо всех правилах работы с берестой, мы смело можем приступать к выполнению заданного в начале урока задания.

3. Творческая деятельность учащихся.

– Подумайте, какой орнамент (растительный, геометрический, зооморфный) или сюжетный рисунок вы будете вырезать на бересте.

Выполните самостоятельную работу по намеченным этапам.(Педагог оказывает консультативную помощь и следит за соблюдением учащимися техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами)

- Украсьте прорезной берестой подставки для карандашей и ручек, осуществив монтаж декоративной полоски с помощью скотча и клея ПВА.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Ребята, вы своими орнаментами и сюжетными рисунками, вырезанными на бересте, украсили подставки для карандашей и ручек. В итоге получились сувениры, выполненные в русских традициях.

(Проходит обсуждение, обмен впечатлениями и мнениями о том, что удалось, что не получилось.)

– Какие навыки вы приобрели, выполняя данную работу?
– Что вам больше всего понравилось на уроке?

Приложение.

Некоторые работы учащихся 5 « А» класса с урока.





Список литературы:

1. Финягин В.В. изделия из бересты/ В.В. Финягин. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО « Издательство АСТ», 2001. – 128 с. ил. – (Учимся у народных мастеров).

2. Прекрасное - своими руками /Сост. С.С. Газарян; Рисунки Б. Белова; Цв. фото Н. Зимина. – М.: Дет.лит.,1986. – 157с., ил. – (Библиотека для родителей).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок изобразительного искусства на тему: «Прорезная береста» 5 класс.

Автор: Зимина Любовь Николаевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265602


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства