из Загорска, Семенова и Полховского Майдана , метод.
таблица « Декоративные приемы растительного
мотива»
Для учащихся: художественные материалы –гуашь
или акварель и все необходимое для работы краскам.
План урока
1.Беседа об истории создания русской матрешки.
Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек.
2.Объяснение этапов росписи матрешки по
методической таблице.
3.Постановка творческой задачи.
4.Самостоятельная работа учащихся - росписи
игрушки-матрешки.
5.Итоги.
Ход урока.
В начале урока кратко рассказать об истории появления русской матрешки. Матрешка зародилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск).Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руке. Лаконичный
образ деревянной матрешки удачно воплотил в
себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма :
платок, фартук, сарафан. Суть русской матрешки
во все времена остается прежней -дружба да
любовь, пожелание счастья и благополучия.
Рассказать учащимся об отличии трех
наиболее известных матрешек.
На загорской матрешке локальными цветами (например, красным, зеленым, синим) четко обозначены силуэт головного платка , кофты ,сарафана, фартука. Декоративная роспись
скромно украшает платок и край фартука.
Семеновскую матрешку отличает от загородской большой букет цветов ,которой украшает фигуру игрушки ,занимая почти весь фартук. И край платка этой матрешки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. В легкой
и виртуозной манере письма цветов угадывается
влияние традиционной кистевой росписи золотой Хохломы : центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе -Семенове.
Мастера из Полховского Майдана выработали
свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет
платка с завязанными концами ,нет сарафана и
фартука .Вместо этого - условный овал на двухцветном фоне -верх красный или желтый ,низ
зеленый или фиолетовый .Вверху в овале лицо, а
все остальное занято крупными и яркими цветами
в черном контуре. Узоры имеют название "большая роза", "колокольчик", "яблочко" и "виноград"
При объяснении задачи самостоятельной работы желательно прочитать с учащимся различные стихотворения , загадки о матрешке,
чтобы они живее представляли себе различных матрешек:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку ,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
У тетушки матрешки
Дом большой ,хороший.
В этом доме семь дверей ,
Семь светлиц для дочерей.
В каждой светлице
Сидит по девице.
Куда идешь, матрешка?
За ягодной морошкой !
Принесу морошки
Полные лукошки.
Приходите в воскресенье,
Угощу вас всех вареньем!
Затем следует сказать ,что учащиеся сегодня будут создавать, как все художники ,свою матрешку и распишут ее как им захочется .
В заключение можно провести просмотр детских работ ,по мере высыхания вывешивать их на доске и к анализу их художественных достоинств привлекать самих ребят.