Урок-путешествие на тему "Особенности казахского национального костюма"
Урок-путешествие на тему "Особенности казахского национального костюма"
Цель: нарисовать эскиз костюма в рисунке и цвете
Задачи:
приобщение детей к богатому культурному наследию казахского народа;
создание оригинального эскиза казахского национального костюма;
воспитание понимания и любви к его культурно-бытовым традициям.
Наглядность: Казахские национальные костюмы – репродукции, фотографии национальной одежды.
Материалы: бумага, простой карандаш, акварельные краски, фломастеры.
Ход урока:
Орг.момент. Настрой на урок.
- Сегодня у нас необычный урок, поэтому нам нужно необычное творческое настроение. Давайте улыбнемся друг другу, учителю и гостям.
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомним - что такое:
* Живопись (работа, выполненная красками);
* Виды красок (акварель, гуашь);
* Виды кистей (тонкие, толстые; круглые, плоские; по номерам);
* Бумага (ватман, акварельная)
3. Объяснение нового материала:
- Сегодня, мы отправимся на экскурсию. Рассмотрим на карте пункты нашей экскурсии:
* МАГАЗИН
* МУЗЕЙ
* ШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ
* ШКОЛА
- В магазине мы видим одежду – праздничная, домашняя, спортивная и национальный костюм.
- В музее – видим разнообразную казахскую одежду. Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции, сложившиеся веками. Частью этой культуры является – казахский костюм, который формировался на протяжении веков.
Почти каждый предмет этой одежды имеет множество разновидностей, в соответствии с полом, возрастом, социальным статусом человека.
Мужской костюм казахов – состоял из нательного белья, верхней одежды, обуви и головных уборов.
Жейде – нательное белье, в которое входили койлек – рубаха и дамбал – штаны. Поверх белья надевалась верхняя плечевая одежда и шаровары, заправляемая в сапоги.
Бешмет – одежда длиной до колен или немного выше с рукавами и стоячим воротником. Одевался поверх рубахи и под халат. Шили обычно из тонкого сукна, бархата, шелка преимущественно коричневого, синего, темно-зеленого цвета.
Камзол – во многом сходен с бешметом, только без руковов.
Шапан - халат – основной вид одежды казахов. Известен с далекой древности. Его изображение встречается на каменных изваяниях кипчаков IX-XIV веков. Носили шапан как мужчины, так и женщины. Мужчины носили обычно поверх бешмета или камзола. Шили халаты из замша и привозных материалов: шерстяных, шелковых, и хлопчатобумажных тканей.
Шапаны – украшались тамбурной вышивкой. Любимые цвета – красный, пурпурный или ярко зеленый.
Шекпен – просторный халат, длинный как плащ, с широкими длинными рукавами – был скатан из верблюжьей шерсти и служил защитой от непогоды.
Саптама - тяжелые кожаные сапоги.
Тымак – головной убор-треух – делали из лисьего меха.
Костюм женщины-казашки – определялся в соответствии с возрастом.
Девичий костюм.
Косетек – легкое платье с оборками, отрезное на талии, сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками украшали низ длинный руковов и воротник.
Женские штаны – дамбал – не отличались по покрою от мужских.
Камзол – верхняя одежда. Шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бедер, силуэт приталенный на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, кайма или бисер.
Такия – тапочки на твердой основе. Украшены жемчугом, бусинами, золотистыми нитями и перьями совы.
Белбеу – пояс из кожи или бархата с металлическими бусинками.
Етик – легкие сапоги из кожи на высоких каблуках. Вышивались – канителью.
Костюм замужней женщины-казашки – состоял из тех же предметов, что и девичий, за исключением головного убора.
Во время свадебного обряда женщина одевала саукеле – высокий головной убор, который после свадьбы в течение года одевала по праздникам. Материалом для этого убора служил – тонкий фетр, обшитый красной тканью. Задняя часть конуса была выше на 10 см выше передней. В верхней части убора – мех. Лицевая часть украшалась бусами, галунами, кораллами, драгоценными камнями.
Цвет свадебного платья играет особую роль. Казахи предпочитают – красный и синий цвета. Красный цвет – символизирует – юность, синий – о непорочности и чистоте.
- Из музея мы отправимся в мастерскую дизайнеров.
Мы видим, что они разрабатывают чертежи и выкройки одежды, которые отправляют в швейную мастерскую.
4. Физкультминутка (5 мин)
5. Практическая часть.
- После экскурсии мы вновь садимся за парты. Нам нужно нарисовать эскиз национального костюма (мужской или женский, можно нарисовать головной убор или сапоги).
Этапы выполнения рисунка:
Расположение листа.
Выбор рисунка.
Намечаем поэтапно костюм или часть от него.
Прорисовываем.
Наносим узоры.
Выполнить в цвете.
6. Домашнее задание.
Смотреть стр. 110-114.
7. Подведение итогов. Оценивание.
-Что такое национальный костюм?
- Какие новые слова вам запомнились?
- Из какой одежды состоит национальный костюм?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие на тему "Особенности казахского национального костюма"»
Министерство образования науки РК
ОСШ № 3 имени Абая
Открытый урок-экскурсия по ИЗО
на тему:
«Особенности национального костюма»
4 «А» класс
Подготовила: Лесогорова Н.А.
Февраль 2018 г
Тема урока: «Особенности национального костюма»
Цель:нарисовать эскиз костюма в рисунке и цвете
Задачи:
приобщение детей к богатому культурному наследию казахского народа;
создание оригинального эскиза казахского национального костюма;
воспитание понимания и любви к его культурно-бытовым традициям.
Наглядность: Казахские национальные костюмы – репродукции, фотографии национальной одежды.
Материалы: бумага, простой карандаш, акварельные краски, фломастеры.
Ход урока:
Орг.момент.Настрой на урок.
- Сегодня у нас необычный урок, поэтому нам нужно необычное творческое настроение. Давайте улыбнемся друг другу, учителю и гостям.
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомним - что такое:
* Живопись (работа, выполненная красками);
* Виды красок (акварель, гуашь);
* Виды кистей (тонкие, толстые; круглые, плоские; по номерам);
* Бумага (ватман, акварельная)
3. Объяснение нового материала:
- Сегодня, мы отправимся на экскурсию. Рассмотрим на карте пункты нашей экскурсии:
* МАГАЗИН
* МУЗЕЙ
* ШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ
* ШКОЛА
- В магазине мы видим одежду – праздничная, домашняя, спортивная и национальный костюм.
- В музее – видим разнообразную казахскую одежду. Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции, сложившиеся веками. Частью этой культуры является – казахский костюм, который формировался на протяжении веков.
Почти каждый предмет этой одежды имеет множество разновидностей, в соответствии с полом, возрастом, социальным статусом человека.
Мужской костюм казахов – состоял из нательного белья, верхней одежды, обуви и головных уборов.
Жейде – нательное белье, в которое входили койлек – рубаха и дамбал – штаны. Поверх белья надевалась верхняя плечевая одежда и шаровары, заправляемая в сапоги.
Бешмет – одежда длиной до колен или немного выше с рукавами и стоячим воротником. Одевался поверх рубахи и под халат. Шили обычно из тонкого сукна, бархата, шелка преимущественно коричневого, синего, темно-зеленого цвета.
Камзол – во многом сходен с бешметом, только без руковов.
Шапан - халат – основной вид одежды казахов. Известен с далекой древности. Его изображение встречается на каменных изваяниях кипчаков IX-XIV веков. Носили шапан как мужчины, так и женщины. Мужчины носили обычно поверх бешмета или камзола. Шили халаты из замша и привозных материалов: шерстяных, шелковых, и хлопчатобумажных тканей.
Шапаны– украшались тамбурной вышивкой. Любимые цвета – красный, пурпурный или ярко зеленый.
Шекпен – просторный халат, длинный как плащ, с широкими длинными рукавами – был скатан из верблюжьей шерсти и служил защитой от непогоды.
Саптама - тяжелые кожаные сапоги.
Тымак – головной убор-треух – делали из лисьего меха.
Костюм женщины-казашки – определялся в соответствии с возрастом.
Девичий костюм.
Косетек – легкое платье с оборками, отрезное на талии, сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками украшали низ длинный руковов и воротник.
Женские штаны – дамбал – не отличались по покрою от мужских.
Камзол – верхняя одежда. Шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бедер, силуэт приталенный на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, кайма или бисер.
Такия – тапочки на твердой основе. Украшены жемчугом, бусинами, золотистыми нитями и перьями совы.
Белбеу – пояс из кожи или бархата с металлическими бусинками.
Етик – легкие сапоги из кожи на высоких каблуках. Вышивались – канителью.
Костюм замужней женщины-казашки – состоял из тех же предметов, что и девичий, за исключением головного убора.
Во время свадебного обряда женщина одевала саукеле – высокий головной убор, который после свадьбы в течение года одевала по праздникам. Материалом для этого убора служил – тонкий фетр, обшитый красной тканью. Задняя часть конуса была выше на 10 см выше передней. В верхней части убора – мех. Лицевая часть украшалась бусами, галунами, кораллами, драгоценными камнями.
Цвет свадебного платья играет особую роль. Казахи предпочитают – красный и синий цвета. Красный цвет – символизирует – юность, синий – о непорочности и чистоте.
- Из музея мы отправимся в мастерскую дизайнеров.
Мы видим, что они разрабатывают чертежи и выкройки одежды, которые отправляют в швейную мастерскую.
4. Физкультминутка (5 мин)
5. Практическая часть.
- После экскурсии мы вновь садимся за парты. Нам нужно нарисовать эскиз национального костюма (мужской или женский, можно нарисовать головной убор или сапоги).