Тема I полугодия «Связь времен в народном искусстве». Урок №13.
Базовый учебник
Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизничеловека.5 класс.: Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение.
8.Цель: Познакомить учащихся с особенностями Хохломской росписи в сравнении с другими видами художественных народных промыслов изученных учащимися.
9. Задачи:
- личностные
1.Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, любви и гордости за свою страну.
2.Формировать нравственные, трудовые, эстетические качества учащихся;
-метапредметные
1.Развивать творческую и познавательную активность, фантазию и художественный вкус.
2.Продолжить формирование навыков работы кистью и красками.
3.Развивать умение собирать и систематизировать материал по теме.
2.Формировать понятие об орнаменте и особенностях хохломской росписи.
3.Овладеть приемами и способами хохломской росписи («травки», «кудрины», «ягодки»)
4.Выявить сходство и отличия художественных народных промыслов с опорой на презентацию (Дымковская игрушка, Гжель, Городец, Жостово, Палех, Хохлома)
10.Тип урока: открытие новых знаний Вид урока: урок-практикум
11.Формы работы учащихся: «мозговой штурм»,чтение стихов, демонстрация дополнительного материала к уроку, участие в беседе, целеполагание, самостоятельная работа с использованием элементов хохломской росписи, анализ работ, самооценка.
12.Необходимое техническое оборудование:
Для учителя
-мультимедийное оборудование
-презентация к уроку
-готовые изделия, учебные таблицы и пособия, фотографии (если необходимо)
Для учащихся
-акварель или гуашь
-кисти (мелкие и крупные)
-баночки для воды
-палитра
-подставка для кистей
14. Структура урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1.
Организационный момент
1.Проверка наличия у учащихся необходимого оборудования.
2.Вступительное слово учителя
Проверяют готовность к уроку
1 мин
2.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Обращение к эпиграфу урока. Проводится беседа по цитате М.Горького.
Эмоционально-образный настрой к уроку.
Отвечают на вопросы учителя
2мин
3.
Этап актуализации и пробного учебного действия. Постановка проблемы.
Использует прием технологии развития критического мышления "Мозговой штурм".
В. Что такое декоративно-прикладное творчество?
В. Какое искусство называется народным?
В.Что означает словосочетание народные художественные промыслы?
В.С какими народными промыслами мы ознакомились на прошлом уроке?
Игровой момент. Задание с выбором ответа (анимация). Учитель поэтапно показывает народные промыслы. Каждый промысел и каждый город появляются на схеме презентации по ходу работы (по щелчку мыши).
Беседа по каждому конкретному народному промыслу (Жостово, Гжель, Дымково, Городец, роспись русских матрёшек, Хохлома).
Создает проблемную ситуацию.
Дети дают свои определения, что такое декоративно- прикладное творчество.
Размышляют, дают ответы на вопросы.
Дети определяют место рождения данного промысла
Читают стихи, демонстрируют дополнительный материал к уроку, участвуют в беседе.
Определяют цели и задачи урока
10мин
3.
Совместное открытие новых знаний.
Проводится подробная работа по хохломской росписи.
Учитель рассказывает об истории происхождения этого народного промысла. Рассказывает сказку о «Хохломе»
Рассматривается цветовая гамма Хохломской росписи, процесс изготовления посуды.
Учитель рассказывает и показывает, что такое верховое письмо, фоновое письмо, растительный узор,"травная" роспись, роспись "кудрина", какой краской пишется, а также знакомит с процессом обжига и изготовления.
Учитель даёт задание поупражняться в прорисовке элементов хохломской росписи без карандаша, только краскам. Показ учителем приемов работы кистью при написании элементов росписи. Раздается раздаточный материал в зависимости от подготовленности учащихся. Задание дается по рядам первый ряд слабо подготовленные учащиеся выполняют элементы травного орнамента, второй ряд более подготовленные учащиеся выполняют роспись «под листок», самые одаренные учащиеся третий ряд выполняют композицию пряник или кудрину по желанию.
Демонстрация творческих работ детей для того, чтобы дети работали не по шаблону, а творчески, с фантазией.