Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага, карандаши, ватные палочки, трафарет матрёшки, банки с водой.
Наглядно-демонстративный материал
Репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства, методическая таблица « этапы росписи матрёшки», книга С.Маршака «Матрёшка», рисунки детей из фонда.
Основные понятия и термины
Симметрия, асимметрия, ритм, промыслы
Организационная структура (сценарий) урока
Этап урока
Деятельность
учителя
Формы организации взаимодействия на уроке
Формируемые умения (УУД)
Организационный момент
Прверка готовности к уроку
фронтальная
(Л) стремятся хорошо учиться, осознают свои интересы (Что значит понимать искусство и почему этому надо учиться)
Актуализация опорных знаний
Что вы знаете о народных промыслах?
У нас сегодня ярмарка. Что такое ярмарка?
(звучит музыка)
К нам приехали купцы из с. Богородского. Что они привезли?
«Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок на плошке. Ягода клюква на поварёшке. Клюёт эту ягоду хохлатая птица - Золотое перо» - о каких мастерах это говорится?
А купцы их Павловского Посада что привезли?
А из какого города эти расписные доски?
«По розанам и купавкам городецкий скачет конь, и цветами весь расписан. До чего ж красивый он».
А что привезли купцы из Гжели?
А эти игрушки откуда? «Игрушки вятские на все манеры. Вот вам барышни вот кавалеры. У барышень алые щёчки и губки Нарядные платья и тёплые шубки».
А это о чём говорится?»Чёрный фон сияет лаком , а на нём цветов краса. Алых, жёлтых, красных маков – это просто чудеса!»
фронтальная
(К) излагают своё мнение в диалоге, строят понятное для собеседника высказывание
Постановка целей и задач урока.
Мы познакомимся сегодня с одним из уникальных произведений декоративно-прикладного искусства. Учитель загадывает загадку: «Ростом разные подружки все похожи друг на дружку: Все они сидят друг в дружке , а всего одна игрушка» (матрёшка)
фронтальная
(Р) самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения
Мотивация к учебной деятельности.
Беседа о создании русской матрёшки. Рассказ учителя о трёх видах наиболее известных промыслов изготовления игрушки. Анализ иллюстративного материала.
(П) Используют общие приёмы решения познавательных задач, ориентируются в разнообразии способов их решения. Перерабатывают изученную информацию.
(Л)Выражают осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни: адекватно выражают и контролируют свои эмоции
Задание
Выполнить эскиз матрёшки в зимнем наряде.
фронтальная
(Р) учатся работать по предложенному учителем плану.
Проговаривают последовательность деятельности при выполнении задания
Самостоятельная работа
Индивидуальная помощь учащимся.
индивидуальная
(Р) самостоятельно работают после предварительного обсуждения
Актуализация полученных знаний
Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам наши предки.
Мир, в котором мы живём, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперёд и заставляет идти, ускоряя шаг. В этой связи человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в связи с прошлым и настоящим. Декоративно прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе к наивным верованиям крестьян в то, что красота, созданная их руками, защитит их от злых сил, принесёт счастье. Произведения, созданные нашими предками, продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах, в домах, наполняют нашу жизнь и делают её ярче и красивее.
фронтальная
(К) диалоговое слушание
Закрепление
С какими народными деревянными игрушками вы познакомились?
Назовите основные центры изготовления матрёшки
Что символизирует матрёшка?
(Л) Отвечают на вопросы, самостоятельно оценивают полученные знания
Подведение итогов
Экспресс – выставка «Хоровод».
Анализ работ учащихся.
Выставление оценок.
фронтальная
(Р) усатся выполнять верно выполненное задание от неверного. Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Самоанализ урока
Предмет: Изобразительное искусство
Тема урока: Зимний наряд матрёшки.
Тип урока: урок с образовательно-обучающей направленностью.
Цель урока: Узнать историю создания русской матрёшки. Узнать о народном декоративно-прикладном творчестве.
Воспитывать любовь к Родине и её культуре.
Развивать художественный вкус, активировать творческое воображение, развивать графические навыки, связанные с приёмами росписи матрёшки.
Урок проводился в 5 классе присутствовало 22 человека согласно списочного состава. Конспект урока соответствует рабочему плану и программным требованиям данного возраста.
Кабинет подготовлен.
Урок начался с постановки целей и объявления задач урока.
В подготовительной части урока для актуализации опорных знаний использовала стихи и загадки, что позволило учащимся самостоятельно в игровой форме излагать свои знания о различных видах творчества.
В основной части урока мотивировала учащихся на выполнение практической работы, провела анализ иллюстративного материала, объяснила этапы работы над росписью, показала приёмы работы фронтально. Учащиеся выполняли работу, выражая в рисунках осознанные устойчивые эстетические предпочтения
В заключительной части провела экспресс – выставку «Хоровод», где каждый ученик продемонстрировал свои достижения – матрёшку в зимней шубке.
Характер урока учебно-познавательный, творческой направленности Для реализации задач урока применила объяснительно - илюстративный метод, исследовательский и аналитический методы. Формы работы фронтальная и индивидуальная.