kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок изобразительного искусства по теме: "Натюрморт в технике пуантилизма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучать анализу и сравнению; ознакомить с

произведениями изобразительного искусства и историей развития техники

«пуантилизм»; развивать наблюдательность, умение видеть характерные

отличительные признаки различных техник; развивать умения анализировать

специфические свойства красок; развивать фантазию, внимание, мышление,

память; воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание передавать в

работе эмоции и эстетические чувства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства по теме: "Натюрморт в технике пуантилизма"»

Урок в 6 классе , 2 четверть «Мир наших вещей .Натюрморт» по программе Б.М.Неменского. ( Общеобразовательная программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М.Неменского - М.:

Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник. 6 класс» - М.: Издательство: «Просвещение»,)

Цель. Знакомство с техникой пуантилизма на примере натюрморта.

Цели:

Образовательные:

Расширить представление учащихся о техниках живописи, познакомить с особенностью выполнения техники пуантилизма.

Развивающие:

развить умение смешивать цвета сразу на рисунке, используя чистые цвета, развивать приемы работы красками.

Воспитательные:

воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения .

Задачи занятия: обучать анализу и сравнению; ознакомить с

произведениями изобразительного искусства и историей развития техники

«пуантилизм»; развивать наблюдательность, умение видеть характерные

отличительные признаки различных техник; развивать умения анализировать

специфические свойства красок; развивать фантазию, внимание, мышление,

память; воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание передавать в

работе эмоции и эстетические чувства.

Личностные Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.

Метапредметные Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. Индивидуальность художника.

Предметные Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный

язык произведений натюрмортного жанра.

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование: репродукции картин, рисунок педагога, кроссворд; краски,

ватные палочки, карандаш, ластик, Проектор, компьютер.

Зрительный ряд: презентация к уроку, фильм с музыкальным сопровождением «Пуантилизм», натюрморты в технике пуантилизм.

Музыкальный ряд: подбор музыкальных произведений классической и инструментальной музыки.

Материалы для учащихся: альбомы, краски, учебные принадлежности, ватные палочки.


План урока:

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока.

3.Изучение нового материала.

4. Физкультминутка

5.Постановка художественной задачи. . Напоминание ТБ.

6.Практическая работа.

7.Подведение итогов (выставка работ, домашнее задание рефлексия).


Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверка готовности уч-ся к уроку.

- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.

2. Введение в тему урока.

(Мотивация, тема, цель)

Создание «проблемной ситуации» и вовлечение школьников в ее решение. 
На доске вывешены репродукции и детские рисунки. Определите по работам жанры изобразительного искусства.

Разделите картинки на 2 группы (натюрморты и «ненатюрморты») 
На доске остаются только изображения натюрмортов. 

--Чему будет посвящён наш урок?

-- Правильно. Новая это для вас тема или вы уже знакомы с этим жанром ?

-- На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями натюрморт.

Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?

Ребята: Натюрморт – это неодушевлённые предметы.

Учитель: Кто ещё как считает?

Ребята: Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов.

Сл 1 Учитель: Верно, ребята! Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.

Ребята, а вы знаете, что натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте вместе определим, где случайный. а где поставленные? Сл 2

Ребята: Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандаш , очки, журнал и т.д.).

Учитель: Молодцы, ребята! А какие натюрморты называют поставленными?

Ребята: Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например “Натюрморт из предметов деревенского быта”.

Итак, внимательно посмотрите на эти изображения (слайд 3)

- Что вы можете рассказать об этих изображениях?

Ответы учащихся

- Это натюрморты, но что их отличает?

Ответы учащихся

Да, они выполнены совсем по-другому, в другой технике и сегодня на уроке мы с ней познакомимся.

Эту технику использовали в конце 19 века, некоторые художники во Франции и направление это в искусстве имеет своё название, Может, кто знаком с этой техникой? Давайте попробуем разгадать его с помощью ребуса.

(слайд 4) Ответы учащихся







п

а

л

и

т

р

а




г

у

а

ш

ь


к

а

р

а

н

д

а

ш

ь






н

а

т

ю

р

м

о

р

т

п

о

р

т

р

е

т






в

и

т

р

а

ж





ф

л

о

м

а

с

т

е

р

а

п

п

л

и

к

а

ц

и

я


п

е

й

з

а

ж






м

е

л









Вопросы с ответами к кроссворду.

1. Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смешает краски хитро

С помощью меня - ... (палитры)

2. Познакомимся: я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная... (гуашь)

3. Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - ... (карандаш)

4. Нарисую для ребят

Вазу, фрукты, шоколад,

А еще букет и торт.

Это будет... (натюрморт)

5. Брата я изображу,

Хоть ему пять лет.

С акварелью я дружу,

Делаю... (портрет)

6. Трафарет из пластика

Формы самой разной.

Здесь не нужно ластика,

Его я крашу краской.

Краска специальная,

Не нужен карандаш,

А высохнет, и вмиг окно

Украсит мой... (витраж)

7. Все рисунки нецветные

Разукрасит без труда,

Для него дела такие —

Пустяки и ерунда.

Он ведь настоящий мастер.

А зовут его... (фломастер)

8. Это трудная работа –

Бантики крутить без счёта!

Их потом приклеить нужно,

Чтобы стали клумбой дружной!

Получаются цветы

Небывалой красоты!

Мы букетик с васильками

От души подарим маме!(аппликация)

9. Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем... (пейзаж)

10. На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог... (мелок)__

Ну а теперь, легко догадаться, как будет звучать тема нашего урока. Уч-ся формулируют тему урока.

Тема урока: Натюрморт в технике пуантилизма

Запись в альбом по искусству.

Итак, я думаю, что вы догадались, каким образом мы будем выполнять наши натюрморты в цвете

- Скажите, а как вы думаете, можем ли мы сразу, приступить к его выполнению? Почему нет?

Ответы учащихся

Правильно, вначале нужно узнать особенности этой удивительной техники.

Учебная цель.

А теперь, давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока.

Выслушиваю высказывания учащихся и обобщаю их ответы

Знакомство с техникой пуантилизма на примере натюрморта.

.Изучение нового материала.

- Ребята, а вы слышали когда-нибудь слово «пуанты», а кто знает, что это такое? Так называется обувь балерин. «Пуанта» в переводе с французского означает «точка».


Я не случайно задала этот вопрос, дело в том, что, именно это слово связывают с направлением пуантилизма.

Хотите узнать почему? Когда балерина танцует, на ногах у нее можно увидеть пуанты, которыми в танце на сцене она как будто быстро ставит точки. ( демонстрируется фотография пуантов).


Пуантилизм (от фр. pointiller — писать точками) является одним из интереснейших направлений живописи. Это своеобразный художественный приём — рисовать раздельными мазками или точками различной формы.

Автором этого метода, считается французский живописец Жордж-Пьер Сёра (1859-1891).

В поиске своего стиля в искусстве Сёра основал свою технику живописи.

Это направление появилось в 1885 году. И чтобы создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски.

Какие цвета называют основными?

- Почему их считают основными?

Когда картина Сёра «Гранд-Жатт» была впервые выставлена, она вызвала взрыв негодования, как у художников, так и у критиков, которые посчитали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника, превращал его работу в простое механическое нанесение мазков.

И только со временем стало очевидно, что подобная техника помогает создавать яркие, словно живые, насыщенные воздухом картины, в которых силуэты уже не кажутся плоскими, а приобретают энергию движения.

Педагог предлагает учащимся рассмотреть и проанализировать картины Ж. Сёра, Поля Синьяка и современных художников-пуантилистов (разные жанры).

Хотя многие современные авторы и обращаются к пуантилистической манере письма, но в большинстве случаев, это несколько видоизмененная техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты, чаще всего, применяют смешанные краски.  Такие картины можно рассматривать и с близкого расстояния.

Современный пуантилизм дополняет и развивает многие направления изобразительного искусства.

Весь мир знает картины Мигеля Эндары созданные из миллионов чернильных точек. И смотрите, какие реалистичные картины получаются.

Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.

Сравните два натюрморта, один выполнен в технике пуантилизма, а второй– акварель. Чем они отличаются? Слайд 16

- Правильно, что бы создать картину в технике пуантилизма, вам необходимо нанести множество точек.

- Скажите, а сможете ли вы выполнить этот рисунок кистью? Почему?

- Правильно, для этого натюрморта кисть нам не понадобится, мы будем

рисовать ватными палочками.


Педагогический рисунок.

Педагог выполняет поэтапно рисунок, обращая внимание на особенности

выполнения точек (мазков) в данной технике.


- Сегодня вы не просто художники – живописцы, а художники – пуантилисты. Вы будете писать точками. Посмотрите, в какой последовательности нужно выполнить работу.

Определим порядок работы над натюрмортом. Показываю фрагмент работы.

  1. В начале работы выполняем эскиз простым карандашом.

  2. Определяем линию стола.

  3. Наносим точки, определяя форму предмета.

  4. Наносим точки чаще, используя другие цвета красок, кладем много мазков.

  5. Вы должны с помощью точек показать собственную и падающую тень предмета.

  6. С помощью точек показать фон. Не старайтесь написать все предметы по очереди. Надо попробовать в цвете все предметы, т.к. мы должны добиваться цветовой гармонии натюрморта в целом.


Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.

В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.

В композиции должен быть композиционный центр.

Посмотрите на следующие работы и найдите, где работа выполнена правильно?

- Какие цвета называют основными?

- Почему их считают основными?

Дополнительные цвета в цветовом круге расположены напротив друг друга. Если эти пары смешивать, то получим серый цвет. Расположив рядом – получим яркое цветовое сочетание.


Физкультминутка.

Самостоятельная работа детей.

Задание: А теперь попробуйте самостоятельно выполнить рисунок-натюрморт в волшебной

воздушной технике «пуантилизм» с помощью точечных мазков нанося их сразу, не смешивая на палитре. (1-2 предмета, можно использовать трафарет).

Работать вы будете парами.

- Скажите, что сначала будете делать? Потом? В какой последовательности?

- Какие краски понадобятся?

Практическая работа.

(Звучит тихая музыка ).

Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное действие. - Чтобы работа получилась интересной и вам и всем, кто будет её рассматривать, надо работать не только кистью и красками, а ещё и сердцем и душой. Вкладывать эмоции и настроение. Экспериментируйте с красками, больше работайте с палитрой.

- Во время самостоятельной работы детей педагог предоставляет детям творческую свободу и оказывает индивидуальную помощь.

Выставка работ учащихся.

По окончании своей работы, учащиеся самостоятельно прикрепляют свои рисунки на доску – образуют выставку работ.

- Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась.

- А пока рассматриваете выставку, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Вот мы взяли краски в руки —

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей.

Это правда,

Ну чего же тут скрывать,

Дети любят,

Очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне —

Рисовать!

Рефлексия.

- Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Умелые

художники из вас вырастут!

- Скажите, пожалуйста, вам понравились ваши работы?

- Чем ваши рисунки похожи на работу художников-пуантилистов?

- А с какими трудностями столкнулись?

- Все вы сегодня хорошо потрудились. Ваши работы получились яркими,

красочными, выразительными. Кто был автором данного метода? Сразу ли приняли картины художника?

- Молодцы!


Завершать наши натюрморты вы будете дома. Итак, занятие подходит к концу. Можно поставить точку. Давайте это и сделаем в этом круге. Какого цвета Вы бы выбрали точку?

Красная – я работала с удовольствием Жёлтая – у меня всё получается.

Синяя – я сегодня узнала много нового.

Вот такое многоточие у нас получилось. А это значит, что нам с вами ещё многое предстоит узнать и многому научиться


Домашнее задание. Подготовить сообщения о художниках-пуантилистах.

Уборка рабочих мест.

Спасибо за занятие!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок изобразительного искусства по теме: "Натюрморт в технике пуантилизма"

Автор: Гостищева Лидия Николаевна

Дата: 08.09.2016

Номер свидетельства: 342782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства