Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства по теме: "Натюрморт в технике пуантилизма"»
Урок в 6 классе , 2 четверть «Мир наших вещей .Натюрморт» по программе Б.М.Неменского. ( Общеобразовательная программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М.Неменского - М.:
Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник. 6 класс» - М.: Издательство: «Просвещение»,)
Цель. Знакомство с техникой пуантилизма на примере натюрморта.
Цели:
Образовательные:
Расширить представление учащихся о техниках живописи, познакомить с особенностью выполнения техники пуантилизма.
Развивающие:
развить умение смешивать цвета сразу на рисунке, используя чистые цвета, развивать приемы работы красками.
Воспитательные:
воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения .
Задачи занятия:обучать анализу и сравнению; ознакомить с
произведениями изобразительного искусства и историей развития техники
«пуантилизм»; развивать наблюдательность, умение видеть характерные
отличительные признаки различных техник; развивать умения анализировать
специфические свойства красок; развивать фантазию, внимание, мышление,
память; воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание передавать в
работе эмоции и эстетические чувства.
ЛичностныеПредметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.
МетапредметныеНатюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. Индивидуальность художника.
ПредметныеЗнать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный
Зрительный ряд: презентация к уроку, фильм с музыкальным сопровождением «Пуантилизм», натюрморты в технике пуантилизм.
Музыкальный ряд: подбор музыкальных произведений классической и инструментальной музыки.
Материалы для учащихся: альбомы, краски, учебные принадлежности, ватные палочки.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока.
3.Изучение нового материала.
4. Физкультминутка
5.Постановка художественной задачи. . Напоминание ТБ.
6.Практическая работа.
7.Подведение итогов (выставка работ, домашнее задание рефлексия).
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Проверка готовности уч-ся к уроку.
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.
2. Введение в тему урока.
(Мотивация, тема, цель)
Создание «проблемной ситуации» и вовлечение школьников в ее решение. На доске вывешены репродукции и детские рисунки. Определите по работам жанры изобразительного искусства.
Разделите картинки на 2 группы (натюрморты и «ненатюрморты») На доске остаются только изображения натюрмортов.
--Чему будет посвящён наш урок?
-- Правильно. Новая это для вас тема или вы уже знакомы с этим жанром ?
-- На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями натюрморт.
Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?
Ребята: Натюрморт – это неодушевлённые предметы.
Учитель: Кто ещё как считает?
Ребята: Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов.
Сл 1 Учитель: Верно, ребята! Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.
Ребята, а вы знаете, что натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте вместе определим, где случайный. а где поставленные? Сл 2
Ребята: Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандаш , очки, журнал и т.д.).
Учитель: Молодцы, ребята! А какие натюрморты называют поставленными?
Ребята: Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например “Натюрморт из предметов деревенского быта”.
Итак, внимательно посмотрите на эти изображения (слайд 3)
- Что вы можете рассказать об этих изображениях?
Ответы учащихся
- Это натюрморты, но что их отличает?
Ответы учащихся
Да, они выполнены совсем по-другому, в другой технике и сегодня на уроке мы с ней познакомимся.
Эту технику использовали в конце 19 века, некоторые художники во Франции и направление это в искусстве имеет своё название, Может, кто знаком с этой техникой? Давайте попробуем разгадать его с помощью ребуса.
(слайд 4) Ответы учащихся
п
а
л
и
т
р
а
г
у
а
ш
ь
к
а
р
а
н
д
а
ш
ь
н
а
т
ю
р
м
о
р
т
п
о
р
т
р
е
т
в
и
т
р
а
ж
ф
л
о
м
а
с
т
е
р
а
п
п
л
и
к
а
ц
и
я
п
е
й
з
а
ж
м
е
л
Вопросы с ответами к кроссворду.
1. Создаю я новый цвет,
На дощечку я похожа.
Краску, что в коробке нет,
Сделать сам художник может.
Он смешает краски хитро
С помощью меня - ... (палитры)
2. Познакомимся: я - краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще - картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)
3. Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелёк со всех сторон
Древесиной окружен.
Это друг надежный ваш
И художник - ... (карандаш)
4. Нарисую для ребят
Вазу, фрукты, шоколад,
А еще букет и торт.
Это будет... (натюрморт)
5. Брата я изображу,
Хоть ему пять лет.
С акварелью я дружу,
Делаю... (портрет)
6. Трафарет из пластика
Формы самой разной.
Здесь не нужно ластика,
Его я крашу краской.
Краска специальная,
Не нужен карандаш,
А высохнет, и вмиг окно
Украсит мой... (витраж)
7. Все рисунки нецветные
Разукрасит без труда,
Для него дела такие —
Пустяки и ерунда.
Он ведь настоящий мастер.
А зовут его... (фломастер)
8. Это трудная работа –
Бантики крутить без счёта!
Их потом приклеить нужно,
Чтобы стали клумбой дружной!
Получаются цветы
Небывалой красоты!
Мы букетик с васильками
От души подарим маме!(аппликация)
9. Если на картине поле и река,
Или горы, лес и облака,
Или домик деревянный наш,
Мы картину назовем... (пейзаж)
10. На асфальте детвора
Нарисует нам с утра
Солнце, облако, машину,
Птичку, рыбку, Буратино,
Домик, бабочку, цветок.
Рисовать помог... (мелок)__
Ну а теперь, легко догадаться, как будет звучать тема нашего урока. Уч-ся формулируют тему урока.
Тема урока: Натюрморт в технике пуантилизма
Запись в альбом по искусству.
Итак, я думаю, что вы догадались, каким образом мы будем выполнять наши натюрморты в цвете
- Скажите, а как вы думаете, можем ли мы сразу, приступить к его выполнению? Почему нет?
Ответы учащихся
Правильно, вначале нужно узнать особенности этой удивительной техники.
Учебная цель.
А теперь, давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока.
Выслушиваю высказывания учащихся и обобщаю их ответы
Знакомство с техникой пуантилизма на примере натюрморта.
.Изучение нового материала.
- Ребята, а вы слышали когда-нибудь слово «пуанты», а кто знает, что это такое? Так называется обувь балерин.«Пуанта» в переводе с французского означает «точка».
Я не случайно задала этот вопрос, дело в том, что, именно это слово связывают с направлением пуантилизма.
Хотите узнать почему? Когда балерина танцует, на ногах у нее можно увидеть пуанты, которыми в танце на сцене она как будто быстро ставит точки. ( демонстрируется фотография пуантов).
Пуантилизм (от фр. pointiller — писать точками) является одним из интереснейших направлений живописи. Это своеобразный художественный приём — рисовать раздельными мазками или точками различной формы.
Автором этого метода, считается французский живописец Жордж-Пьер Сёра (1859-1891).
В поиске своего стиля в искусстве Сёра основал свою технику живописи.
Это направление появилось в 1885 году. И чтобы создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски.
Какие цвета называют основными?
- Почему их считают основными?
Когда картина Сёра «Гранд-Жатт» была впервые выставлена, она вызвала взрыв негодования, как у художников, так и у критиков, которые посчитали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника, превращал его работу в простое механическое нанесение мазков.
И только со временем стало очевидно, что подобная техника помогает создавать яркие, словно живые, насыщенные воздухом картины, в которых силуэты уже не кажутся плоскими, а приобретают энергию движения.
Педагог предлагает учащимся рассмотреть и проанализировать картины Ж. Сёра, Поля Синьяка и современных художников-пуантилистов (разные жанры).
Хотя многие современные авторы и обращаются к пуантилистической манере письма, но в большинстве случаев, это несколько видоизмененная техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты, чаще всего, применяют смешанные краски. Такие картины можно рассматривать и с близкого расстояния.
Современный пуантилизм дополняет и развивает многие направления изобразительного искусства.
Весь мир знает картины Мигеля Эндары созданные из миллионов чернильных точек. И смотрите, какие реалистичные картины получаются.
Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
Сравните два натюрморта, один выполнен в технике пуантилизма, а второй– акварель. Чем они отличаются? Слайд 16
- Правильно, что бы создать картину в технике пуантилизма, вам необходимо нанести множество точек.
- Скажите, а сможете ли вы выполнить этот рисунок кистью? Почему?
- Правильно, для этого натюрморта кисть нам не понадобится, мы будем
рисовать ватными палочками.
Педагогический рисунок.
Педагог выполняет поэтапно рисунок, обращая внимание на особенности
выполнения точек (мазков) в данной технике.
- Сегодня вы не просто художники – живописцы, а художники – пуантилисты. Вы будете писать точками. Посмотрите, в какой последовательности нужно выполнить работу.
Определим порядок работы над натюрмортом. Показываю фрагмент работы.
В начале работы выполняем эскиз простым карандашом.
Определяем линию стола.
Наносим точки, определяя форму предмета.
Наносим точки чаще, используя другие цвета красок, кладем много мазков.
Вы должны с помощью точек показать собственную и падающую тень предмета.
С помощью точек показать фон. Не старайтесь написать все предметы по очереди. Надо попробовать в цвете все предметы, т.к. мы должны добиваться цветовой гармонии натюрморта в целом.
Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.
В композиции должен быть композиционный центр.
Посмотрите на следующие работы и найдите, где работа выполнена правильно?
- Какие цвета называют основными?
- Почему их считают основными?
Дополнительные цвета в цветовом круге расположены напротив друг друга. Если эти пары смешивать, то получим серый цвет. Расположив рядом – получим яркое цветовое сочетание.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа детей.
Задание: А теперь попробуйте самостоятельно выполнить рисунок-натюрморт в волшебной
воздушной технике «пуантилизм» с помощью точечных мазков нанося их сразу, не смешивая на палитре. (1-2 предмета, можно использовать трафарет).
Работать вы будете парами.
- Скажите, что сначала будете делать? Потом? В какой последовательности?
- Какие краски понадобятся?
Практическая работа.
(Звучит тихая музыка ).
Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное действие. - Чтобы работа получилась интересной и вам и всем, кто будет её рассматривать, надо работать не только кистью и красками, а ещё и сердцем и душой. Вкладывать эмоции и настроение. Экспериментируйте с красками, больше работайте с палитрой.
- Во время самостоятельной работы детей педагог предоставляет детямтворческую свободу и оказывает индивидуальную помощь.
Выставка работ учащихся.
По окончании своей работы, учащиеся самостоятельно прикрепляют свои рисунки на доску – образуют выставку работ.
- Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась.
- А пока рассматриваете выставку, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Вот мы взяли краски в руки —
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей.
Это правда,
Ну чего же тут скрывать,
Дети любят,
Очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне —
Рисовать!
Рефлексия.
- Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Умелые
- Чем ваши рисунки похожи на работу художников-пуантилистов?
- А с какими трудностями столкнулись?
- Все вы сегодня хорошо потрудились. Ваши работы получились яркими,
красочными, выразительными. Кто был автором данного метода? Сразу ли приняли картины художника?
- Молодцы!
Завершать наши натюрморты вы будете дома. Итак, занятие подходит к концу. Можно поставить точку. Давайте это и сделаем в этом круге. Какого цвета Вы бы выбрали точку?
Красная – я работала с удовольствием Жёлтая – у меня всё получается.
Синяя – я сегодня узнала много нового.
Вот такое многоточие у нас получилось. А это значит, что нам с вами ещё многое предстоит узнать и многому научиться
Домашнее задание. Подготовить сообщения о художниках-пуантилистах.