Класс,предмет | 4 , ИЗО |
Тема | Сюжетная композиция на тему «Медведь на рыбалке» |
Дидактическая цель: Воспитательная цель: Развивающая и образовательная цели: | Создать условия для осмысления блока новой информации учащихся по проектированию сюжетной композиции «Медведь на рыбалке». Воспитывать любовь к животным, способствовать появлению интереса к другим видам искусства ( резьба по дереву, мультипликация,..) Способствовать развитию творческой и познавательной активности через применение технологии проектной деятельности и формированию практических навыков работы в конкретном материале (цветные акварельные карандаши, кисти). |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать специфику образного языка изобразительного искусства. Выполнять эскизы сюжетной композиции Уметь применять графические материалы и выразительные средства в творческой работе |
Личностные (ЛР) | - бережно относиться к природе, животным; - понимать роль культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. - уметь оценивать результат своей работы |
Образовательные ресурсы.( средства обучения) | Видеофильмы,акварельные цветные карандаши, кисти, бумага. |
Ожидаемый результат | Обучающиеся научатся: находить центр композиции, познакомятся с понятиями: композиционный центр, персонаж, художник-мультипликатор, Обучающие получат возможность научиться: создавать кадры мультфильма, озвучивать текст |
Методы обучения | создание проблемной ситуации, объяснительно-иллюстративный метод, исследование (анализ фактов, обобщение), решение творческой задачи. |
Формы организации познавательной деятельности | коллективная , парная и индивидуальная работы |
Этап урока / учебная ситуация | Взаимодействие в образовательном процессе | Формируемые УУД |
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Познава-тельные | Личност-ные | Коммуника-тивные | Регулятивные |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Организует ситуацию самооценки готовности обучающихся к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. -Здравствуйте, юные художники! Мне сказали , что ребята вашего класса одни из самых замечательных. Мои воспитанники тоже являются четвероклассниками, и они тоже замечательные ребята. Давайте проверим, много ли у вас общего? Ребята моего класса записали для вас небольшое приветствие. Если высказывание ребят характерно и для вашего класса вы должны повторить движения и хором сказать « И мы тоже!», а если высказывание не характерно для вашего класса , то вы говорите «А мы – нет!» Содержание приветствия: -Из Лебяжья шлём привет! - Мы уже 4 класс! -В школе нет задорней нас! -Мы артисты хоть куда, И танцуем иногда! -На уроках не скучаем! - Мы сидим за чашкой чая… - Мы сидим за чашкой чая в столовой -На уроках не шумим— -Иногда бывает, спим.. -Мы пошутили.. - Нет, не будем больше спать, Лучше будем рисовать! - И мы тоже Вот видите, сколько у нас общего. А ещё я уверена, что каждый из вас любит рисовать. Проверьте всё ли готово у вас к уроку. Сегодня на уроке нам понадобятся цветные карандаши, линейка, простой карандаш, кисточки, вода. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | | - овладение умением вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы; | - умение организо-вать место занятий. - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответст-вии с поставленной задачей, |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Формулирует совместно с обучающимися тему урока (через анализ сюжета картинок и вводного текста) Я вижу, у вас всё готово к уроку. Давайте узнаем , что сегодня мы будем рисовать. Посмотрите на слайд, скажите, что объединяет эти предметы? А кто же отправится на рыбалку? ( общая тема) Попробуйте узнать нашего героя в строках рассказа. Этот зверь самый большой и самый сильный житель «лесной семьи». Он имеет большое тело, густую шерсть, передвигается на четырех лапах, но когда ему необходимо осмотреть свою территорию он способен встать на задние лапы. К сожалению, это животное не из отряда весельчаков: всегда угрюмый, строптивый и порой ленивый. Часто его называют «хозяин леса». Он должен постоянно есть, что бы набирать вес, ведь зимой впадает в спячку и его сон длиться до прихода тепла. А весь жир, что был набран, поможет нашему соне дождаться весны, ни разу не проснувшись. (слайды) Сформулируйте тему сегодняшнего урока. | Формулируют тему урока, определяя содержание сюжета картинок и описательного текста. | умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | | -умение вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы; | |
3. Постановка учебной задачи. | Организует эвристическую беседу , направленную на выявление недостаточных знаний, подводит детей к формулировке целей и задач. Вы правы, тема сегодняшнего урока «Сюжетная композиция на тему «Медведь на рыбалке». Медведь всегда был одним из самых любимых персонажей сказок, его образ взяли за основу богородские мастера- игрушечники. А уж сколько сейчас снято мультфильмов !( фрагмент мультфильма) Как вы считаете, а мы с вами можем создать мультфильм? Давайте попробуем создать свой нарисованный мультфильм, сюжет которого сформулирован в теме урока. Предположите, что для этого мы должны сделать? Обсудите ваши предположения в паре. Исходя из ваших предположений ,сформулируем цели и задачи урока. | Отвечают на вопросы учителя , проговаривают тему, отделяют знание от незнания. В итоге формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. | Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение различать основные виды и жанры пластических искусств | - понимание роли культуры и искусства в жизни человека; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; | - умение вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы; | - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, |
4. Решение учебной задачи. | Знакомит с основными этапами работы над созданием кадра ( рисунка) как части коллективного проектного продукта- мультфильма. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Я с вами согласна. Не так-то просто создать мультфильм. Найдите на ваших столах небольшие листки, прочитайте информацию о том, кто работает над созданием мультфильма. Какие новые слова, обозначающие профессии, вы встретили? Кто такой автор? Постановщик? Художник-аниматор?
Вы уже догадались, что художнику необходимо выполнить очень большое количество рисунков для того, чтобы передать определённое содержание сценария в каждом кадре, не нарушая общей идеи мультфильма. Учитель показывает макет кадров мультфильма . .Сегодня мы с вами тоже станем такими художниками-аниматорами. -Каждый из вас сегодня выполнит свой кадр, в тоже время он будет участником совместного проекта по созданию мультфильма. Содержание кадра прописано у вас на обратной стороне листа. -Сначала мы с вами должны выполнить эскиз ( набросок карандашом) -Вначале работы над эскизом определяем композиционный центр, для этого мысленно проводим диагонали. Как вы думаете, что или кто должно быть изображено в центре нашей сюжетной композиции? Независимо от содержания кадра, прописанного на вашем листе, это будет ,конечно, медведь. Он является главным персонажем нашего мультфильма, ему мы уделяем особое внимание. -Место пересечения и будет композиционным центром нашего рисунка. Так как наш рисунок рисуется по определенному сюжету, нам необходимо в некоторых кадрах медведя смещать, заполняя пространство вокруг медведя , дополняя деревьями, кустами, рекой. Это мы делаем с той целью, чтобы уравновесить сюжет. -Попробуем описать медведя. (словесное описание) -Как мы передадим настроение, характер героя? -Нарисуйте медведя, используя шаблон, поместив его в комп. центр, смещая при необходимости. -А сейчас мы должны нарисовать окружающее медведя пространство, согласно тексту сюжета. -При изображении пространства учитывайте соотношение предметов, то что находится дальше , изображается меньшим размером. Физкультминутка.( видео) -Приступим к работе в цвете. Чтобы рисунок получился ярким, красивым, нужно соблюдать определённые правила. Давайте мы их перечислим: Слайд При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного изображения. При закрашивании штрихи следует наносить в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой. Закрашивать рисунок желательно без просветов. При закрашивании нужно равномерно нажимать на карандаш. Если нужно по ярче – сильный нажим, посветлее – слабый нажим. - работать начинаем с верхней части листа. Ещё несколько советов: При раскрашивании неба - возьмите светло синий карандаш, а реки - тёмно-синий. В сюжете мультфильма происходит смена погоды - сначала день был солнечный, а затем – пасмурный. Обратите на это внимание при передаче цвета неба. | Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения о создании мультфильма. Рассуждают о значении выбора места медведя в рисунке, о композиционном центре, о способе выражения настроения главного героя, его движений. | овладеть умением творческого видения с позиций художника | - умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | - умение доказывать, предлагать свои варианты решения различных художественно-творческих задач; | - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, |
5. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой в классе. | Сопровождает учеников при выполнении эскиза и рисунка в цвете. - Проверьте свои работы: -Соответствует ли рисунок содержанию фрагмента рассказа? -Передано ли настроение персонажа? -Правильно ли выбрано цветовое решение? | Применяют графические материалы и выразительные средства при составлении композиции (лаконичность, обобщённость, выразительность ) в творческом рисунке, соответствующему замыслу коллективного проекта | Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать | - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; | - умение вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы; | - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, |
6.Презентация и самооценка проектного продукта | Организует деятельность школьников по созданию рисованного мультфильма, соединяя индивидуальные результаты работы в единый творческий продукт. Создаёт ситуацию успеха через самооценку полученных результатов. - Сейчас мы должны соединить ваши кадры в общий фильм, для этого выходим к доске, прикрепляем кадр на доску магнитиками, озвучиваем содержание мультфильма на листе. Составление мультфильма на доске. (содержание мультфильма смотрите в приложении) | Конструируют мультфильм из кадров -рисунков. Оценивают результаты собственной деятельности.( Просмотр и обсуждение выполненной работы.) | Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать | - умение сотрудни-чать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; | -умение вести диалог, сотрудничать в процессе выполнения совместной творческой работы; | |
7. . Рефлексия деятельности. Итог. | Помогает учащимся оценить свою работу и подвести итоги урока. -Какой замечательный мультфильм у нас получился ! Медведь в нашем мультфильме наловил много рыбы и ,в действительности, медведи – опытные рыболовы ( видеоролик ) Легко ли вам было создавать мультфильм? Где мы можем представить наш творческий продукт? Я благодарю всех за работу на уроке, приятно, что каждый из вас старался, поэтому рисунки у вас получились очень красивыё! За работу на уроке каждый получает отметку «5». | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | Умение оценивать свою работу с позиции художника. | - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | - умение вступать в диалог при оценивании результата своей работы и работы класса | - умение оценивать результат своей работы |
8. Домашнее задание. | Предлагает творческое домашнее задание по выбору учащихся. Попробуйте придумать продолжение рассказа о медведе и нарисуйте с друзьями свой мультфильм. Договоритесь , кто из вас будет режиссером ,а кто художником. Удачи вам, у вас всё получится! | Записывают д/з в дневник. | | | | |