Учитель ИЗО, черчения: Сергазина К.Ж. (Казахстан, Акмолинская обл.)
Тема: " Сокровища бабушкиного сундука".
Цель: Знакомство учащихся с казахским народным орнаментом, изготовление аппликации по казахским мотивам.
Задачи: сформировать понятие о казахском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете; научить передавать в рисунке цветовой и ритмический строй казахского узора; воспитывать художественный вкус.
Оборудование урока: для учителя – макет «бабушкиного сундука», иллюстрации с элементами казахского орнамента, технологические карты, образцы выполненных работ.
Для учащихся – альбомы, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока.
I. Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Объявление темы и целей урока.
III. Повторение знаний о казахском орнаменте, полученных ранее на уроках ИЗО.
- Какие изделия казахских мастериц вы видели в краеведческом музее? (Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, украшения.)
- Какие виды орнамента использовались в коврах, одежде, обуви? (Геометрический и растительный орнамент.)
- Какими способами был выполнен орнамент? (Аппликация, вышивка, ткачество.)
- Какие цвета использовались в казахском орнаменте? (Красный, желтый, зеленый, черный.)
Ответы сопровождаются показом таблиц из набора, которые достаются из «бабушкиного сундука».
- Какие элементы казахского орнамента вы знаете? (Солнце, звезда, цветок, травка, след змеи, след птицы, собачий хвост, голова лошади, рога.)
Ответы сопровождаются выполнением рисунков на доске.
IV. Объяснение темы урока.
В настоящее время народный орнамент применяется для украшения юрт, устанавливаемых во время праздников; им украшают костюмы для танцоров и театральных актеров. Орнамент используют строители в декоре современных зданий. Герб нашей Республики украшен кускарным орнаментом.
Казахский орнамент прекрасно подходит для выполнения в технике силуэта. Во-первых, он симметричен, во-вторых, народные мастера всегда строили орнаменты на контрастных цветах, в-третьих, узоры на одежде и обуви выполнялись именно в технике аппликации, которая имеет много общего с силуэтом.
Показ последовательности выполнения работы по технологической карте.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИЛУЭТА
1. Сложите лист бумаги пополам или вчетверо цветной стороной внутрь.
2. Нарисуйте половину или четверть орнамента.
3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.
4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.
5. Наклейте работу на черный лист.
V. Практическая работа учащихся.
Выполнение казахского орнамента по технологическим картам (технологические карты выдаются на каждую парту).
VI. Обсуждение и оценка работ.
Выставка аппликаций на классной доске.
Обсуждение и оценка работ по следующим критериям:
- композиция (размер, симметрия, ритм);
- цветовое решение;
- чистота и аккуратность исполнения.
Лучшие работы отправляются в «бабушкин сундук».