Урок по живописи «Натюрморт из крупных предметов с драпировкой».
Урок по живописи «Натюрморт из крупных предметов с драпировкой».
Данный конспеут разработан для занятия в дополнительном образовании в котором дети учаться разновозрастные. Цель данного урока:развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта; ознакомить с произведениями художников Ван Гога Винсента Виллема, Поль Сезанна; способствовать формированию эстетического отношения к произведениям искусства и действительности; воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по живописи «Натюрморт из крупных предметов с драпировкой». »
Конспект урока по программе: Живопись
Дети 12- 13 лет
Дата:__________________________________
1.Тема урока: «Натюрморт из крупных предметов с драпировкой».
2.Тип урока: комбинированный.
3.Цель урока: развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта; ознакомить с произведениями художников Ван Гога Винсента Виллема, Поль Сезанна; способствовать формированию эстетического отношения к произведениям искусства и действительности; воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.
4.Формирование УУД (планируемый результат обучения):
Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов
в процессе их рассматривания
(наблюдения); логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах искусства.
Регулятивные: удерживаютцель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
5.Основные понятия: Натюрморт.
6. Ресурсы: презентация Microsoft Office PowerPoint с изображениями натюрмортов;
Образцы предметов, из которых можно составить натюрморт.
(Муляжи фруктов, ваза, и т.д.)
Репродукции великих художников:
Ван Гог Винсент Виллем «Натюрморт с тарелкой лимонов. 1887г.»
Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой. 1889 г.»
Акварельный лист формата А3, ластик, карандаши, акварельные краски, кисти.
План урока:
1.Организационный момент (2 мин.)
2.Беседа о произведениях художников, изображавших натюрморт(10 – 15мин.)
3. Последовательность выполнения работы. Самостоятельная работа.(25 мин.)
4. Итог урока.(2мин)
5. Рефлексия.(5мин.)
Ход урока
1.Организационный момент 2мин.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
Подготовка красок.
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.
2. Беседа о произведениях художников, изображавших натюрморт 10 – 15мин.
Педагог: Тема сегодняшнего урока звучит так: « Натюрморт из крупных предметов с драпировкой». На уроке мы закрепим знания правил рисования натюрморта,
III. Актуализация знаний.
Педагог: На предыдущих уроках вы узнали многое о жанре натюрморта. Вы узнали о том. Что натюрморт – это… (Ответы детей). Правильно! …это изображение группы предметов, объединенных в единую композицию. А еще, ребята, вы узнали самое, на мой взгляд, главное: чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, он должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. И мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили некоторые правила постановки натюрморта. (Ответы детей).
Педагог: Обобщим сказанное вами. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять. В них должна быть заложена определенная тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т.д. Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может войти пустота и наоборот, если сблизить предметы – натюрморт получится тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных линий. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Предметы должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметрично. Часто постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме (этот способ композиции был известен художникам с древнейших времен, им пользовались многие мастера), чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед ними, а самый первый план должен быть свободным, открытым. Здесь может находиться, например, только драпировка. В натюрморте предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить. Существенную роль в натюрморте играет фон. Ведь предметы без поддержки фоном не будут иметь своей выразительности.
Педагог: А теперь посмотрите на следующий слайд и ответьте, какие два натюрморта представлены вашему вниманию? (Ответы детей: декоративный и реалистический натюрморты).
Педагог: Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей: предметы в первом натюрморте реалистичные, а на декоративном - нет).
Педагог:
Рассмотрите внимательно репродукции картин.
– Что объединяет эти произведения?
– Знаком ли вам жанр искусства, к которому относятся эти работы?
– Попробуйте назвать главную идею каждого произведения. В чем видите сходство в решении этих работ? Что их отличает?
Правильно. Натюрморт также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, дичь и другие неодушевленные предметы.
На скатерти домашней хлеб румянится, И солнце жадно к караваю тянется, Хлеб пышет свежестью, печным теплом, Распространяя аромат кругом. Тарелки деревянные точеные Блестят боками расписными золочеными. Стоит букетик полевых цветов И ваза, полная плодов.
- Посмотрите ещё раз на картины художников. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (Радость, наслаждение, теплоту, удовольствие)
Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте.
Репродукции художников(слайд№ 2)
1. Ван Гог Винсент Виллем «Натюрморт с тарелкой лимонов. 1887г.»
2. Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой. 1889 г.»
На картине Ван Гога «Натюрморт с тарелкой лимонов » изображена композиционная постановка. На белой скатерти стола стоит тарелка, на которой изображены, пять лимонов. Стол стоит на фоне грязно желтой драпировки. Холодная гамма тонов. От картины веет прохладой и спокойствием.
На картине Поля Сезанна «Натюрморт с драпировкой и кувшином» на картине он определяет каждому предмету, каждому цветовому пятну свое место в радостной гармонии изображаемого. Художник изобразил предметы простой формы – яблоки, тарелки, кувшин. Яблоки находятся в центре внимания. Композиция картины отличается сбалансированностью и динамикой.
3.Последовательность выполнения работы. Самостоятельная работа 25 мин.
- Хорошо, теперь давайте перейдем к нашему натюрморту. Давайте посмотрим на него в целом. Определим характер и форму предметов, определим, какой он по цвету: теплый или холодный, последовательно разберем тональность предметов, и с какой стороны падает свет.
- Для начала давайте посмотрим на образец пошагового рисования натюрморта. Сначала нам нужно определить на листе его общую композицию. Теперь посмотрим конкретно на саму перечницу, она расположена в центре натюрморта.
- На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов (составить в группах алгоритм действий из отдельных шагов). Обсуждение алгоритмов.
1. Делаем набросок предметов.
2. Уточняем форму предмета.
3. Рисуемпредметы.
4. Добавляем детали.
5. Кладем тени напредмете.
6. Придаем форму предметов на рисунке.
7. Прорабатываем тени рисунка.
Физкультминутка. (Упражнения для глаз).
IV. Практическая работа.
Хорошо, теперь возьмите свои простые карандаши и приступайте к работе над построением натюрморта.
Деятельность учащихся: работа над изображением постановки с натуры.
4. Итог урока 2 − 3мин.
Коллективное обсуждение выполненной работы.
Выставка работ учащихся.
Заключительное слово.
- Серьёзные задачи стояли сегодня перед вами, но вы справились с ними, решив правильно и вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.
Анализируются и оцениваются законченные рисунки.
5. Рефлексия 5 мин.
Деятельность учителя: обобщение и анализ урока.
Деятельность учащихся: анализ задач, продолжение фраз педагога.