Урок по ИЗО "Народное декоративно-прикладное искусство"
Урок по ИЗО "Народное декоративно-прикладное искусство"
Данная разработка представляет собой план урока по ИЗО "Народное декоративно-прикладное искусство". Урок проводится в 5 классе по УМК Н.А.Горяевой, содержит в себе этапы урока, позволяющие в полной мере осветить тему и достичь поставленных целей. В конце разработки урока имеется список необходимых Интернет-ресурсов. По окончании урока возможно оформление выставки с последующим просмотром учителями и учащимися школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ИЗО "Народное декоративно-прикладное искусство" »
Народное декоративно-прикладное искусство.
Вид деятельности: декоративное рисование.
Цели: продолжить ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства – хохломской посудой и жостовскими подносами; воспитывать любовь к народному искусству, пробуждать чувство добра и бережного отношения к историческим ценностям нашего народа; развивать умение выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов; воспитывать умение восхищаться красотой вокруг нас; расширять представления о прекрасном; пробуждать чувство гордости за труд народных умельцев.
Оборудование: пособия, готовые изделия, открытки, иллюстрации из книг, интернет-ресурсы, художественные принадлежности для рисования красками, цветной картон, ножницы, лучшие работы по теме учащихся 6-7 классов как образец рисунка «Сказочный букет» (акварель, гуашь).
Универсальные учебные действия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Развитие умения взаимодействовать с одноклассниками.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
формирование умений определять и характеризовать отдельные детали росписи шаблона, как проявление декоративной и изобразительной деятельности;
развитие умения использования выразительных средств живописи для создания образа подноса.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
формирование художественного вкуса и способности к эстетической оценке. Эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Приветствие учащихся;
- сообщение темы и целей урока;
- проверка готовности к уроку (сегодня на урок вам понадобятся краски: гуашь или акварель, шаблон изделия, росписи которого вы отдадите предпочтение); - подготовка красок к уроку.
II. Подготовительный момент (повторение)
Сегодня на уроке, прежде чем приступить к новой теме, мы вспомним, что изучали на предыдущих занятиях.
Как называется общая тема курса?
Декоративно- прикладное искусство в жизни человека.
Что обозначает декоративно - прикладное искусство?
Декоративно - прикладное искусство обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека, мебели, тканей, оружия, посуды, украшений одежды.
C какой темой мы начали знакомиться?
Мы знакомимся с народными промыслами.
Что же такое народные промыслы?
Народным промыслом называют районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства.
С какими народными промыслами мы ознакомились на прошлом уроке?
На прошлом занятии мы говорили о глиняных игрушках: дымковской, филимоновской, каргопольской.
Какие особенности вы увидели в дымковских игрушках?
Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской и росписью по металлу – жостовской.
III. Изучение нового материала.
Вводная беседа.
Беседа строится на «путешествии в прошлое», то есть начинается с VII в, с чего началась народная живопись, и до современного декоративно-прикладного искусства.
Учитель знакомит учащихся с хохломской и жостовской росписью.
Раскрывается особая выразительность образов народных мастеров, необычность и самобытность каждой росписи. Сравниваются работы народных умельцев и находится общность во всех расписных работах.
Знакомство с творчеством художников декоративной росписи Хохломы и Жостово помогает углубить представления учащихся о прекрасном в искусстве и действительности.
Недаром произведения мастеров народного декоративного искусства привлекают к себе сегодня такое пристальное внимание. Они широко экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, украшают дома наших современников, внося в них подлинно национальное своеобразие.
В живописном повествовании мастера стремятся детально разработать содержание сказки, чтобы образы были характерными, действия были понятны. Это хорошо просматривается в работах мастеров на видеофрагменте, рассказывающем о том, как девушка выбирала себе суженого. Многие молодые люди сватались к ней, но она свой выбор сделала. А какой – это ребята узнают из сказки (видеофрагмент-5 минут).
Чтение литературного отрывка
Ученик: Мир волшебной хохломы Удивляя, Прорастая, Как - то празднично жива Молодая, Непростая, Черно - красная трава. Листья рдеют, Не редея От дыхания зимы: Входим в царство Берендея - В мир волшебной Хохломы.
Ученица:
Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». И действительно, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».
Показ образцов (интернет-ресурсы)
Элементы хохломского орнамента.
Учитель: Известная легенда раскрывающая историю происхождения хохломской росписи гласит, что иконописец по имени Андрей Лоскут, не признававший порядки установленные патриархом Никоном, сбежал из столицы в леса Приволжья, где стал писать удивительной красоты иконы по старому образцу. Весть об этом дошла до патриарха, и тот отправил за непокорным художником солдат. Не покорившись силе, Андрей Лоскут совершил самосожжение «рассыпавшись искрами как золотом», завещая свое мастерство людям. Оттого и горят хохломские узоры золотом и огнем на радость и почет к мастерам-самородкам. Эта легенда подтверждает одну из распространенных версий, по которой искусство хохломской росписи зародилось в скитах старообрядцев, когда, на рубеже 18-19 столетий, поволжские земли были настоящей сокровищницей разнообразных народных искусств и художественных умений.
Учитель:Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи, а именно узнали, что зародилось она в поселке Хохлома Нижегородской области, узнали, что при росписи используются 2 письма (верховое, фоновое), познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый), а также с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).
Но у нас есть ещё сообщение, из которого мы узнаем о жостовской росписи.
Ученица: Декоративная роспись подносов в Подмосковье стала развиваться в начале XIX века. Подносы изготовляли в нескольких деревнях – Жостове, Троицком и Новосильцеве. На жостовскую роспись повлияли многие народные промыслы. Это и уральская роспись, и федоскинская лаковая живопись, а также роспись по фарфору. Жостовская роспись восприняла от уральского промысла декоративность цветовых решений, от лаковой живописи и росписи фарфора – тщательность проработки объема.
Роспись выполняется с использованием фона разного цвета. Но чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают это путем постепенной проработки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цветы.
Традиционное искусство Жостова вдохновляет народных мастеров в других регионах России пробовать свои силы в декоративной росписи подносов. На основе осмысления местной народной культуры такие попытки предприняты в Красноярске, Кемерове. В этих пробах ведется поиск самобытных мотивов росписи, применяются современные материалы для изготовления самих подносов (алюминий вместо железа), используются цветные прозрачные лаки, дающие своеобразный эффект взаимодействия росписи с металлом.
Учитель: мы с вами получили хорошую информацию по теме, думаю, немного устали, перед практической работой, желательно, получить заряд бодрости.
Физкультминутка. На горе стоит лесок круговые движения руками Он не низок не высок сесть, встать, руки вверх Удивительная птица подаёт нам голосок глаза и руки вверх, потянуться По тропинке два туриста Шли домой издалека ходьба на месте Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока!» плечи поднять
Планирование детьми предстоящей работы.
Сегодня вы будете расписывать шаблон выбранной вами посуды – вы решили, что это будет поднос, по мотивам жостовской росписи (учитель демонстрирует готовые работы, выполненные учащимися).
Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям: - компоновка в соответствии с формой; - ритм; - использование разных элементов при росписи; - умение работать кистью и краской - аккуратность.
III. Практическая работа.
Учитель: Работу выполним на цветном фоне.
1. Для начала мы должны бумаге придать форму круга. Для этого положите шаблоны на изнанку листа цветной бумаги. Проверьте, правильно ли вы расположили шаблон на листе, ведь бумагу надо экономить.
2. Обведите по контуру шаблон карандашом, вырежьте круг. Получилась основа для эскиза подноса.
3. А сейчас можете приступить к росписи шаблона подноса. Все элементы выполняются кистью без использования карандаша. Либо очень тонкими линиями выполнять рисунок (педагог оказывает помощь учащимся). С помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим мамам.
Дети расписывают шаблоны посуды.
IV. Подведение итогов, выставление оценок:
выставка и обсуждение работ; (приложение «Как у нас получилось?»)
обсуждение: что нового узнали на уроке:
1) С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
2) Кто запомнил отличительные особенности Жостова?
3) Какие цветы в основном выполняют на подносах жостовские мастера?
рефлексия-приложение «Нам понравилось?»
уборка рабочих мест.
V. Информация учащихся о домашнем задании. Рассмотреть дома посуду, зарисовать элементы. Декоративная работа «Сказочный букет» (карандаш, гуашь.)