О.Г. Белова
17 апреля 2015г.
Цели деятельности педагога | Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса к богатству духовной жизни человека, к красоте связи поколений, мудрости доброты, уважения к старости в традициях художественной культуры разных народов на примере картин художников-портретистов |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре «портрет», получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, композиция; мудрость. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: репродукции картин-портретов Рембрандта, автопортретов Леонардо да Винчи, Эль Греко; мультипликационный фильм «У старости – мудрость» (Вячеслав Бурмистров, 1991 г.). Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: песни – И. Саруханов «Дорогие мои старики», Ю. Антонов «Крыша дома моего», «Живёт повсюду красота», «Родные места», В. Кикабидзе «Мои года». |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации со взаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный Момент. Вступление. (7 мин.) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово. В глубоком омуте веков На дне предание хранится, Что мудрость смерти не боится, Что мудрость – сила стариков, Что старцу древнему она За праведность и труд великий По воле Вечного владыки Всегда в награду отдана. - Ребята, перед вами пословицы и поговорки. Прочтите и объясните их смысл. Обобщаю - Красота человека определяется не только внешними чертами, сколько его духовным богатством, мудростью. Пословицы говорят о мудрости старости. - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? -Тема урока «Все народы воспевают мудрость старости» - Может кто-то попробует составить план урока? - Мы поговорим о мудрости и старости, посетим виртуальную картинную галерею и попробуем нарисовать портрет бабушки или дедушки. – В праздничном календаре России есть одна красная дата, когда чествуют всех бабушек и дедушек нашей страны. Как вы думаете, что это за день? – Правильно, это День пожилого человека. - А когда он отмечается? (1 октября) – А почему чествуют пожилых людей? – Правильно, наши бабушки и дедушки всю свою жизнь отдали труду, воспитанию детей и теперь своей теплотой, лаской учат вас, своих внучат, быть добрыми людьми, за это мы должны быть им благодарны. – Какими качествами обладает человек в старости? А еще? | Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к старикам. Отвечают на вопросы Мы будем говорить о старости и мудрости. Учащиеся составляют план урока. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для чело- века и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к пожилым людям | Устные ответы |
II. Изучение нового материала (13 мин.) (7 мин.) | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Мудрость старости». Просмотр мультфильма «У старости – мудрость». Работа с учебником и просмотр презентации «Мудрость старости». | – Давайте посмотрим мультипликационный фильм по мотивам бурятской сказки, и вы попробуете ответить на вопрос: какое главное качество есть у старости? (Название мультфильма не выводится на экран.) – Вы посмотрели мультфильм. Так какое главное качество есть у старости? А благодаря кому мальчик спас людей от жажды, наводнения, кто помогал ему? – Правильно, дедушка. А почему дедушка знал то, чего не знали другие люди? – Да, вы правы, дедушка Церена был мудрым. - Ребята, а Вы знаете значение слова «мудрость»? Я предлагаю Вам поработать с толковыми словарями и найти значение слов «мудрость» и «мудрый». В старости человек менее энергично реагирует на события, не бросается в них с головой, а обдумывает их, отсюда и неспешность мудреца. Конечно, если бы мальчик, как и все другие люди ханства, по приказу хана бросил своего старого деда умирать от жажды, возможно, ни один человек не выжил бы в путешествии. А теперь я приглашаю вас в картинную галерею. Откройте учебники на стр. 144. Давайте рассмотрим произведения художников, изобразивших портреты пожилых людей, на то, как изображаются возрастные особенности лица. С возрастом в лице человека проступает красота иная – красота прожитых лет, пережитых радостей, тревог и свершённых дел. Приходит высокая красота понимания других людей, мудрость души. | Слушают, отвечают на вопросы учителя, обсуждают, сравнивают, анализируют сказку. | Фронтальная работа | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной ин- формации о связи поколений, мудрости доброты, уважении к старости. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя | Устные ответы |
(4 мин.) | Физкультминутка | У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.) Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.) Три, четыре, раз, два. | Выполняют упражнения | | | |
III. Творческая практическая деятельность (10 мин.) | Изображение портрета бабушки или дедушки. Выявление особой красоты пожилого человека художественными средствами. Музыкальный фон. | – Выполните задание на с. 146. Объясняет последовательность выполнения работы. 1. Вспомните образ своих бабушки или дедушки, их характерную позу, наклон головы. 2. Определите, как будет размещаться изображение на листе бумаги, каким будет портрет (поясной или плечевой -объяснить). 3. Едва заметными карандашными линиями намечайте наклон, общий размер головы, линии плеч. 4. Отметьте местоположение частей лица тонкими линиями и прорисуйте их. 5. Уточните форму деталей лица (глаза, брови). 6. Обратите внимание на возрастные особенности лица (морщинки вокруг глаз, носа, рта; дряблость кожи). 7. Нарисуйте волосы, прическу. - Ребята, сегодня на уроке мы с Вами только начнём работать над портретами ваших бабушек и дедушек, а на следующем уроке мы закончим. Поэтому не торопитесь, работайте аккуратно и не забывайте следить за своей осанкой: спина прямая, голову не опускаем. | Составляют план работы над рисунком вместе с учителем. Рисуют карандашом, красками (гуашь), под музыку | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка | Наблюдение. Выполнение рисунка |
IV. Итог урока. Рефлексия (3-4 мин.) | Обобщающая беседа | – Ребята, о чём мы сегодня разговаривали? - В начале урока мы с вами поставили цели, как вы считаете, мы достигли их? – На этом уроке мы с вами лишь начали писать портреты ваших бабушек и дедушек, а на следующем уроке мы закончим выполнять это задание. - Ребята, у Вас есть бабушки и дедушки? Вы помогаете им? Почему? – Молодость и старость – словно два взаимосообщающихся сосуда. Внуки – эликсир молодости для стариков. Житейский опыт старости и энергия молодости – золотая истина жизни. Молодость и мудрая старость идут по жизни рука об руку. Значит, не рвется нить бытия. Значит, жизнь идет, у каждого – своя и такая общая! Стихотворение читают 2 девочки. БЕРЕГИТЕ СТАРЫХ ЛЮДЕЙ Для весенних веселых ветвей Корни более, чем родня… Берегите старых людей От обид, холодов, огня. За спиной у них – гул атак, Годы тяжких трудов и битв… Но у старости – ломок шаг И неровен дыханья ритм. Но у старости – силы не те. Дней непрожитых мал запас… Берегите старых людей, Без которых не было б вас! Л. Татьяничева ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. - На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу. | Отвечают на вопросы. Слушают учителя | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за пожилыми людьми с оценкой увиденного в произ-ведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу | Устные ответы |