Тема: Древнерусские воины-защитники
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Москва «Просвещение», 2008 год. Автор: Б.Н. Неменский.
Цель: дать представление об образе жизни древнерусских людей (князя, его дружины, ремесленников, богатырей); познакомить с произведением В.М.Васнецова «Богатыри», П. Корина «Александр Невский», гравюрой Фаворского «Слово о полку Игореве», картиной А. Мартоса «Памятником Минину и Пожарскому.
Задачи: 1. Обучающая – создать образное представление о вооружении древнерусских воинов-защитников.
2. Развивающая – развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, творческое воображение, наблюдательность.
3. Воспитывающая - воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация по теме урока, рисунки богатырей, таблица, репродукции картин художников, аппликационный материал для доски, образцы.
Материалы: альбомы, цветные карандаши.
Ход урока.
1. Организация начала урока. Сообщение темы и целей.
Друзья, урок начнем,
И разговор наш поведем
О воинах Древней Руси –
Защитниках князя, страны. (Презентация. Слайд 1.)
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства. Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников родины. А также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника. Я вам желаю удачи для выполнения работы.
2. Сообщение новых знаний.
1) Рассказ-беседа о княжеском дворе.
Учитель. Я предлагаю вам отправиться на княжеский двор.
(Презентация. Слайд 2.)
Место, где жил князь с дружиной, огораживалось и охранялось. Это был городок внутри города. Для гонца открывали ворота. Мы видим на дворе церковь и хозяйственные постройки: поварни, конюшни, избы для приближенных, а над ними возвышается княжеский дворец.
От княжеских хором мы отправимся к мастерам-умельцам. (Презентация. Слайд 3.) Ремесленный люд жил в поселениях, построенных вокруг кремля. Жили ремесленники и торговые люди в избах. Во дворе мастерская: кузнецкая, гончарная, ювелирная. Кузнецы ковали оружия для защиты от врагов.
(Презентация. Слайд 4.) Рассмотрите изображение древнерусских воинов и опишите их одежду и оружие. (Ответы детей)
Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. (Презентация. Слайд 5.) Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен, составленные из плотно кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. На голове носили разного вида шлемы. (Презентация. Слайд 6.) Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. (Презентация. Слайд 7.) У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. (Презентация. Слайд 8.) Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. (Презентация. Слайд 9.) Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне, пристегнутым к поясу, а слева - лук в особом чехле-налуче. (Презентация. Слайд 10.) Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры. (Презентация. Слайд 11.)
2) Дидактическая игра «Князь и его дружина» (на магнитной доске).
Задание: «оденьте» князя и его дружинника.
3) Знакомство с произведением В.М.Васнецова «Богатыри»
Учитель. Именно в Древней Руси сложились представления о русских богатырях, воспетых в былинах. Богатыри – воины, появившиеся раньше, чем рыцари и мушкетёры, в период 9 – 12 века. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбр», «удалец». В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок. Например, «Народа воля – богатырёва доля», это значит, что богатырь всегда сражался за дело народное. Или «Доброе братство дороже богатства». Это значит, что дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ.
Красота мужчины – в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Облик такого человека изображён во многих произведениях искусства, посвящённых истории нашей Родины.
Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». (Презентация. Слайд 12.) Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев?
Дети. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
Учитель. Послушайте стихотворение про эту картину.
У трёх дорог, что три судьбы даря,
Легли с Руси до половецкой дали,
На конях борзых три богатыря
Во чистом поле стражею стояли.
Катились тихо волны ковыля,
И долу гривы опускали кони,
Но был тревожен молодец Илья,
С курганов глядя в степь из-под ладони.
В любой момент Добрыня был готов
Свой меч калёный выхватить из ножен,
И булавой пудовою врагов
Мог встретить добрый молодец Алёша.
- Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность образов.
Илья Муромец – был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьём-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.
Добрыня Никитич – прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести. Алёша Попович не только силён, но и хитёр, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.
4) Знакомство с картиной П. Корина «Александр Невский».
Учитель. (Презентация. Слайд 13.) Теперь посмотрите на следующую картину, ее написал Павел Корин, называется она «Александр Невский».
Что вы можете сказать про этого героя?
Дети. (Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура на картине занимает всё полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развивается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд – неколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передаёт все детали воинского убора.)
Учитель. Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами посмотрели?
Дети. (Живопись).
Учитель. Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения.
5) Знакомство с гравюрой Фаворского «Слово о полку Игореве» (Презентация. Слайд 14)
Учитель. Фаворский выполнил гравюру - иллюстрацию к литературному произведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение?
Дети. (Графика).
6) Знакомство с картиной «Памятник Минину и Пожарскому» (Презентация. Слайд 15)
Учитель. Иван Петрович Мартос «Памятник Минину и Пожарскому». К какому виду искусства относится это произведение?
Дети. (Скульптура).
Учитель. А где находится этот памятник?
Дети. (В Москве на Красной площади).
Учитель. Минин и Пожарский были вдохновителями нижегородского ополчения, изгнали поляков из Москвы. Памятник им был поставлен в 1818 году и до сих пор радует глаз посетителей столицы.
- А сейчас я хочу вас пригласить на физкультминутку.
3. Физкультминутка «Богатыри».
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот вправо)
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце - руки в боки
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
6. Инструктаж к практической работе.
Учитель. Давайте же подведём итог всему сказанному. Какими же чертами характера должен обладать воин-защитник? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине).
Сегодня мы с вами будем выполнять образ воина-защитника. Мы работаем цветными карандашами, без предварительного рисунка простым карандашом. Работаем на листе вертикально расположенном.
7. Практическая работа учащихся.
Использование технологии активного обучения (Презентация. Слайд 16)
1. Вертикальное расположение листа.
2. Наметить лицо и шею богатыря.
3. Показать детали костюма.
4. Прорисовывание черт лица.
5. Окончательное создание образа воина-защитника.
8. Анализ работ учащихся. Выставка лучших работ.
Оценивание с комментариями учителя.
9. Подведение итогов урока.
Учитель. Есть ли сейчас воины-защитники? Хотелось бы вам быть похожими на воинов-защитников? Почему?
В заключение урока послушайте следующие строки:
Прошли века. Богатырей тех нет,
Но дух свободы в душах наших вечен.
И богатырский мужественный свет –
Неколебим, свободен, бесконечен.
В тайге, в горах, во льдах, среди морей,
На всех постах у мира и свободы,
Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,
И рать их нерушимей год от года!