kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ИЗО в 5 классе"Декор и положение человека в обществе.Украшения Древнего Египта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ИЗО в 5 классе был проведен в рамках аттестации в январе 2015 г.в 5 классе. Урок содержит элементы элементы ФГОС: постановка проблемы.самостоятельное формулирование целей урока обучающимися,групповая,индивидуальная,фронтальная формы работы, тематическая физминутка,рефлексия.

Практическое задание состояло в создании браслета в египетском стиле  с использованием нетрадиционных метариалов - за основу браслета была взята обложка от скоросшивателя,предварительно нарезанная по размеру, и самоклеющаяся бумага (оракал). 

Во время работы учащихся играла египетская музыка. Все обучающиеся с удовольствием работали на уроке,кроме того,показали свои знания в области истории Древнего Египта (межпредметные связи).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО в 5 классе"Декор и положение человека в обществе.Украшения Древнего Египта" »

Урок ИЗО в 5 классе

Тема урока: «Декор и положение человека в обществе. Ювелирные украшения Древнего Египта».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Создать у учащихся целостное представление о своеобразии ювелирного искусства Древнего Египта, символике изображений. 

  • Cформировать первичные навыки графического изображения украшений.

  • Способствовать воспитанию эстетического вкуса.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение творческой работы.

Форма работы: групповая и индивидуальная.

Зрительный ряд: презентация к теме урока, образцы египетских орнаментов.

Задание:

Выполнить изображение браслета в технике аппликация (самоклеющаяся бумага).

План урока.

  • Организационная часть.

  • Актуализация мотиваций опорных знаний.

  • Постановка проблемы урока.

  • Введение нового материала.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  • Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно, что вы очень нарядные, красивые, жизнерадостные.

- Я хочу задать вам вопрос, чтобы проверить, догадаетесь ли вы, куда поведёт нас сегодня воображение. (СЛАЙД 1)

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге   

И на всём, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыбы,  звери,  птицы,  точки, загогулины, кружочки…

Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

- О какой стране идёт речь, ребята? (О Др. Египте)(СЛАЙД 2)

2. Актуализация мотиваций опорных знаний

Учитель: Перед вами три опорных слова: «Египет», «фараон» и «украшения». Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема урока? (СЛАЙД 3)

Учащиеся: Украшения Египта  или украшение фараонов.

Учитель: Почти угадали. Тема сегодняшнего урока: «Ювелирные украшения 
Древнего Египта». (СЛАЙД 4)

– На первом уроке в этой четверти мы уже выяснили, зачем же нужны людям украшения. Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.

Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.

Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.

3. Постановка проблемы урока

Учитель: Царица Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. (СЛАЙД 5) Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали. Представим себя в роли мастеров-ювелиров и преподнесём в дар царице свои украшения. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?

Учащиеся: нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.

4. Введение нового материала

Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.

Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. 
Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела (СЛАЙД 6). Как вы думаете, что из себя представляли украшения древних египтян?

Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.

Учитель: Согласна, виды украшений мало чем изменились, изменились материалы, из которых они изготовлялись и техника исполнения. Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей

Ребята, чтобы узнать, какие символы чаще всего встречаются в египетских украшениях ,я подготовила для вас загадки-легенды. Для каждого ряда – свою. Внимательно послушайте их и дайте ответ на вопрос.

Легенда для первого ряда.(СЛАЙД 7)

Египтяне считали, что в начале начал существовала бескрайняя неподвижная холодная водная гладь, которая называлась Нун. Первый бог Атум (совершенный) создал холм Бен- Бен. На этом холме из цветка лотоса появился бог Ра. Младенец Ра заплакал от радости и из его слез упавших на землю появились люди.

Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде. (Цветок лотоса)

Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. (СЛАЙД 8). Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости. Этот образ пронизывает всё египетское искусство.

Легенда для второго ряда. (СЛАЙД 9)

В Египетской мифологии существует очень много природных явлений, которым поклонялись древние египтяне. Солнце они представляли огромным золотым шаром, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук- скарабей (Хепри). Весь день он катил его по небу.

Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде.(Жук-скарабей)

Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея (СЛАЙД 10). Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце

Легенда для третьего ряда.(СЛАЙД 11)

У бога солнца- Ра были маленькие дети- Шу и Тефнут. Однажды они потерялись в первозданном океане, так как свет еще не был создан. Ра послал на их поиски свое око, а пока оно бродило по первозданной тьме, создал себе новое. Когда, закончив поиски, первое око вернулось к своему хозяину, бог Ра поместил его себе на лоб.

Вопрос: Какой символ вы можете назвать? (Око Гора)

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора (СЛАЙД 12). Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть

Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти (земля Амона) (СЛАЙД 13)

Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону (СЛАЙД 14)

Наверняка, многим из вас знакомы и эти изображения – это серьги древних египтян (СЛАЙД 15).

Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам. Как вы думаете, почему?

Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.

Учитель: Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия (СЛАЙД 16)

Посмотрите на эту фотографию, маленькие солнышки из золота, сердолика и стеклянной пасты, собранные в украшение для парика. Его носила одна из трех младших жен шестого фараона XVIII династии Тутмоса III три с половиной тысячи лет тому назад

В искусстве Египта цвет играл очень важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и могло переводиться не только как "внешний вид", но так же и как "сущность", "характерная особенность». (СЛАЙД 17)

Синий цвет. Что он символизирует? Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные
воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения.

Желтый цвет. Символом чего является? Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота.

Красный цвет. С чем ассоциируется этот цвет? Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение.

Зеленый цвет. Как вы думаете, что он символизирует? Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро.

Черный цвет. С чем он связан?Он символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие.

Белый цвет. Как вы думаете, какое значение он имеет? Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты.

-Ребята, вы наверняка немного устали. Проведем физминутку, чтобы размяться и набраться сил для творческой работы.

Физминутка.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

Задание для закрепления знаний. (СЛАЙДЫ 18,19,20)

- Определите, кому из населения Египта принадлежат украшения?

– Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой (СЛАЙД 21)

5. Самостоятельная работа учащихся

Работу можно выполнять в группах или индивидуально. Учащимся выполнить браслет в технике аппликация (самоклеющаяся бумага или оракал). На классной доске демонстрируются примеры изображения ювелирных украшений и символика изображений древнего Египта.

6. Подведение итогов урока. Самооценка работ. Рефлексия.

-Что нового вы узнали на уроке?

-О чем бы вы хотели еще узнать?

-Что больше всего вам запомнилось?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок ИЗО в 5 классе"Декор и положение человека в обществе.Украшения Древнего Египта"

Автор: Опарина Ольга Владимировна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186613


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства