Есть в Подмосковье такое местечко: Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий. И светлее вода родниковая И дыхание ветра свежей - Расцветает гжель васильковая, Незабудковая гжель. Рядом с осинками в синих рябинках, Синие гроздья на синих рябинках, Синие зори и синие птицы С этой красой нечто не сравнится. Звонкими волнами кружатся краски, Чтобы блистали анютины глазки. Льется узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не смог повториться. - На уроке мы познакомимся с творчеством удивительных народных мастеров гжельской росписи, узнаем секреты волшебных красок зимы, научимся выполнять узоры в технике гжельской росписи. - Я расскажу вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете. В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. (5 слайд) …Какие розы и пионы на чашах пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера! Л.Куликова Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. (6-7слайд) Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».(8слайд) Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса !.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!.. Л.Куликова И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (9 слайд) Синий цвет – цвет «густеющей ночи», дарующий зрению покой и отдых от яркого солнечного света, цвет неба и льда, снежных гор и замерших рек. Белый цвет – цвет добра, удач , исцеления от недугов, цвет очищения и приумножения, цвет снега и сияния. Это свет и цвет святости. Темно-синее чудо, соловьиная трель. Всем ты в душу запала Наша русская Гжель. -Нам понадобиться всего два цвета красок, а сколько радости и творчества принесет нам работа! -Ребята, сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских тарелок, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. С помощью музыки мы можем передать настроение, фантазию, любовь к природе, к искусству, умение трудиться. -Пришло время потренироваться в росписи. Вы знаете, что все изделия народных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара , из-за неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны. -Начнем с рисования кантов. Эти узоры используются для украшения краев изделий. ( слайд 12) -Основной элемент гжельской росписи – сказочный цветок. Украшает центр изделий. Для завершенности орнамента украшается тонкими завитками – усиками. ( слайд 13-20) . В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. -Мы с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь сувениры (кувшины). Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь приемами кистевого письма и законами составления композиции. Ребята, понравилось ли вам путешествие к народным мастерам гжели? (подарите снежинку напарнику , если понравилось и прикрепите их на доску) У нас получился снегопад. А это значит вы немного стали мастерами русской гжели… Что вы узнали о народном творчестве? Откуда мастера берут свои узоры? Можете ли вы стать такими мастерами искусства? Что для этого необходимо сделать? Конечно же, учиться, трудиться и любить искусство. |