Урок ИЗО (по методике Б.М. Неменского) в 3-м классе по теме "Ажурные решетки и ограды"
Урок ИЗО (по методике Б.М. Неменского) в 3-м классе по теме "Ажурные решетки и ограды"
Цели и задачи урока:
Тип урока: комбинированный. Урок включает постановку и решение учебной задачи: формирование у учащихся навыков работы с пластилином в технике «Пластилиновая аппликация».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: дети расширят свой кругозор; научатся создавать узоры, выполнять аппликацию.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные - дети научатся выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор; регулятивные – дети научатся определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы; коммуникативные – дети научаться участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы
Личностные: ответственно относится к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО (по методике Б.М. Неменского) в 3-м классе по теме "Ажурные решетки и ограды" »
Хамидуллина Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2» города Качканар
Урок ИЗО (по методике Б.М. Неменского) в 3-м классе по теме "Ажурные решетки и ограды"
Тип урока: комбинированный. Урок включает постановку и решение учебной задачи: формирование у учащихся навыков работы с пластилином в технике «Пластилиновая аппликация».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: дети расширят свой кругозор; научатся создавать узоры, выполнять аппликацию.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные - дети научатся выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор; регулятивные – дети научатся определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы; коммуникативные – дети научаться участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы
Личностные: ответственно относится к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины: ажурная ограды
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация по теме, образец педагогического изделия, работы детей.
Оборудование: учебник, цветной картон, пластилин, доска для лепки, салфетка.
Организационная структура урока
Организационный момент.
Основная часть.
Вспомните, на прошлом уроке мы говорили о том, что делает наш город красивым и уютным. Это парки, скверы, красивые здания. Часто в городском пейзаже можно увидеть различные ограждения, которые, если над ними потрудились настоящие мастера, также являются украшением города.
Тема нашего сегодняшнего занятия “Ажурные ограды”.
Слайд 2-4
-Посмотрите на ажурные ограды, которые кажутся тончайшим кружевом из металла. Такие ограды необычайно красивы, легки и изящны. Они придают особый сказочный образ тому зданию, около которого располагаются.
- Знаете ли вы, что означает слово "ажурный"?" (Ответы детей).
Ажур — узор со множеством небольших сквозных участков, разделенных тонкими перемычками. Ажурная работа — очень тонкая, искусная.
Слайд 5
А сейчас давайте узнаем, как появились на улицах наших городов эти великолепные ограды.
Мы с вами находимся на старинном чугуноплавильном заводе города Касли, который находится у нас на Урале. Здесь выплавляют железо и руду. Этот городок славится мастерами литейного дела уже почти 300 лет.
Слайд 6
Нигде в мире искусство чугунного художественного литья не получило такого распространения и не достигло такого совершенства, как в России. Наши уральские литейщики создали как чудесные чугунные кабинетные произведения, так и парковые ансамбли и ограды набережных, памятники и сооружения, удивляющие весь мир.
Слайд 7
В 1900 году состоялась Всемирная выставка в Париже. И каслинцы удивили весь мир своим чугунным павильоном. Павильон представлял собой легкий металлический каркас, искусно украшенный скульптурными изображениями птиц, животных и диковинных цветов.
Слайд 8
Нужно сказать, что ограды и ажурные ворота каслинского литья известны далеко за пределами Урала. Прогуливаясь по улицам Москвы, Петербурга и многим другим городам нашей страны, вы то и дело будете встречать каслинский чугун. Такую славу каслинский чугун получил не случайно, ведь каждое творение - это труд десятков людей: формовщиков, литейщиков, чеканщиков, художников.
Слайд 9
Ярким примером может служить ограда по рисунку архитектора Е. Тюрина, отлитая в 1833 –1838 годах для одного из зданий МГУ.
Стойки ограды выполнены в виде горящих факелов, а в узоре ажурных панелей — множество изображений на тему искусства и науки.
Слайд 10-12
А кто-нибудь из вас задумывался, как рождаются чугунные узоры?
Мастера подсмотрели узоры у природы. Паутина, замысловатые морозные узоры на стекле, элементы растений - все это и легло в основу ажурных резных оград.
Слайд 13-14
В основе чугунных решеток лежит линейный орнамент. Это узор, построенный на чередовании всех элементов, вписывающихся в полосу. Его обычно располагают в полосе с вертикальным и горизонтальным чередованием мотива.
Повторяемость элементов в линейном орнаменте осуществляется в виде зеркального отражения или переноса.
Практическая часть.
– Как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке?
Мы будем придумывать и изготавливать решетку для нашего парка. Работу мы будем выполнять на цветном картоне в технике «Аппликация из пластилина»
– Какие инструменты и материалы нам потребуются?
Пластилин.
Доска для лепки.
Тряпочка для вытирания рук.
Эскиз парка.
Стэка.
– Для того, чтобы изготовить ограду нам нужно будет раскатать пластилин длинными “колбасками”, изготовить основу решетки.
Потом из таких же “колбасок” изготовить детали ограды- петельки, спирали, кружечки, листики, цветочки. После этого нужно прикрепить их аккуратно к основе решетки. (Учитель показывает приёмы выполнения работы)
Основной принцип построения узора: он должен повторяться.
– Какого цвета пластилин нам потребуется? Вспомните слайды.
(Черный.)
– Какие правила нужно помнить, работая с пластилином?
1. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
2. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
3. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Итог урока.
Выставка.
Какие работы вам понравились больше?
Список использованной литературы:
Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–4). – М.: Просвещение, 2003.
Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд (1–8). – М.: Просвещение, 2003.
Пономарева, А. Н. Школа ИЗО. – М.: Агаров, 1998.
Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
История Каслинского завода http://kaslii.narod.ru/historiG.html
Прошлое и настоящее Каслинского художественного литья