Занятие изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. На занятиях формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Учащиеся в результате обучения должны знать систему теоретических основ - закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения, светотени, цветоведения, композиции, критерии эстетического содержания изображаемых объектов. Существенное значение имеет и знание различных приемов рисования карандашом, акварельными и гуашевыми красками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-беседа по ИЗО "Мир в красках" »
МИР В КРАСКАХ.
Урок-беседа в 5 классе.
Чкаловская коррекционная школа-интернат
2015г.
В раннем детстве вы наверное все брали в руки кисть, макали ее в краску и с большим упоением рисовали на бумаге ярко-красное или ярко-желтое солнце с длинными лучами. Это занятие доставляло вам большую радость.
Теперь вы подросли и стали более требовательны к своей работе. Я хочу вам рассказать и показать, как правильно писать красками, чтобы то, что ты изображаешь, было похоже на натуру.
Чтобы наши занятия проходили успешно , мы познакомимся с некоторыми приемами, которыми пользуются художники, работая с акварельными красками.
С начала я вам расскажу, что надо знать о красках. Вот вы открыли коробку с красками и увидели , что все краски лежат в белых пластиковых чашечках. Это акварельные краски, их еще называют водяными, потому что они разводятся водой. В переводе с латинского языка «Аква», значит «вода».
Теперь я расскажу , как изготовляют акварельные краски.
А изготовляют их следующим образом: берут сухой порошок красящего вещества и растирают его с каким-нибудь клеем, который легко растворяется в воде, туда же добавляют мед и глицерин. Основное качество акварели – это ее прозрачность.
В вашей коробке лежит много красок, и в начале ты наверное станешь в тупик, как же ими работать? Сейчас нам надо немного в них разобраться. К основным краскам относятся: желтая, красная и синяя, их нельзя составить путем смешивания с другими красками.
Если смешать желтую краску с синей, ты получишь зеленую, а желтая с красной даст тебе оранжевую, красная с синей- фиолетовую. Поэтому зеленая, фиолетовая и оранжевая краски называются составными . Но кроме этого в живописи существуют еще дополнительные цвета. Это цвета наиболее контрастные, то есть противоположные друг другу. Например, малиновый цвет дополнительный к зеленому, красный к голубовато-зеленому, оранжевый к голубому, а желто-зеленый к фиолетовому. Теперь мы знаем, что в каждой паре дополнительных цветов один цвет теплый, а другой холодный.
Красные , оранжевые и желтые – это теплые. Синие, сине-фиолетовые, голубые, голубовато-зеленые – холодные.
Но надо еще знать. Что зеленый цвет может быть и теплым и холодным, это все зависит от того, какого цвета в нем больше – синего или желтого. Также серый цвет – от добавления синего или желтого, может быть либо теплым, либо холодным.
Если два дополнительных цвета положить рядом, то от соседства друг с другом их яркость усиливается. Один и тот же красный цвет станет ярче рядом с зеленым, а около оранжевого он покажется нам менее ярким. Чтобы белый цвет казался еще белее, надо рядом положить черный цвет.
Если вы хотите например усилить оранжево-красный цвет от горящей лампы, то вы должны писать окружающие предметы, находящиеся в тени, в голубовато-зеленых тонах.
Современники французского художника Делакруа рассказывают, что он долго работал над желтой тенью, чтобы она была яркой. Однажды, идя по улице, он увидел коляску канареечного цвета, она выделялась ярким пятном на окружающем лиловом фоне. Он бросился в мастерскую, чтобы сейчас же перенести все увиденное им на полотно. И желтый цвет загорелся у него на картине, это закон усиления цвета от соседства с дополнительным цветом. Но для того, чтобы работать с красками нужны и кисти. Кисти для акварели изготовляются из хвостиков хорька, белки или маленького зверька –колонка. Хорошая кисть должна быть упругой, когда ее намочишь, кончик кисти делается острым.
Любую работу акварелью – натюрморт, пейзаж или портрет – надо начинать с рисунка. Рисунок делается с помощью карандаша и линии рисунка должны быть легкими, потому что если понадобиться стереть линию резинкой то рисунок не запачкается. В ринке вы должны лишь наметить общие очертания предмета, только после этого начинайте писать красками. На кисть надо брать столько краски, чтобы она свободно стекала на бумагу, если на кисти будет слишком много краски, то на рисунке останутся брызги и пятна. Если краска разведена достаточно жидко и кисть впитала ее столько, сколько она может впитать, тогда мазок ляжет красивым пятном, - и как говорят художники будет « сочным». Если например неправильно положили цвет, то его можно легко смыть водой, пока он сырой.
Но делать это надо очень аккуратно, потому что можно повредить другие места на рисунке, высохшие акварельные краски сыть водой нельзя, поэтому лучше работать кистью с осторожностью, обдумывая каждый мазок. При работе с акварелью существует много приемов – один из них многослойный, когда краска накладывается несколько раз на одно и то же место, до тех пор, пока не добиваются нужного тона. Для этого дают , чтобы каждый слой сначала просохнул. Нельзя также увлекаться накладыванием слоев, потому что краска от этого потеряет свою прозрачность и свежесть. Очень внимательно надо относиться к светлым тонам, потому что их трудно переделывать. Вот приведу вам некоторый пример – чтобы сделать цвет листвы, на высохший слой светлого зеленого цвета кладут прозрачный слой желтого .
Для того, чтобы добиться незаметного перехода в красках, делают так: накладывают нужный тон и, когда он еще не просох, накладывают соседний рядом, немного захватывая и первый.
Краски сольются друг с другом, создавая мягкий переход и расплывчатые очертания. Таким образом хорошо писать пейзажи, особенно в туманный день. Если ты хочешь, чтобы вся площадь рисунка была без отчетливых контуров, предварительно слегка смочи лист бумаги водой и пиши по сырому. Можно соединить оба эти приема. Например, когда ты работаешь над пейзажем, пиши деревья и дальний план по сырому, а потом стволы деревьев на переднем плане – уже по просохшему слою краски.
Многие из вас любят рисовать, Эти умения пригодятся вам в подготовке различных школьных мероприятиях. И запомните умение наслаждаться искусством приходит не сразу, не сразу открывается неопытному глазу красота картины, для того чтобы научиться понимать язык красок и линий, надо почувствовать произведение живописи.