ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».
для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
Учитель. – Здравствуйте, Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие к новым знаниям. Посмотрите, на экран, скажите что здесь изображено? (демонстрируется крупно на экран изображение игрушек), для чего нужны игрушки? Из чего они сделаны? Где? ( Слайд 2) ( все фабричные игрушки похожи )
Учитель. – А вот другие игрушки ( Слайд 3). Что вы можете сказать о них? Правильно все игрушки разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.
Учитель. – В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Из чего только ни мастерили “ ребячью забаву” – игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну, а там где жили гончары ( может знаете, кто такой гончар?), лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские.
Учитель. – А теперь давайте, сформилируем тему нашего путешествия к новым знаниям…..
Учитель. – Правильно, наша тема “ Дымковская игрушка” ( Слайд 4 )
Учитель. – Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки ( вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. ( Слайд 5 )
Учитель. – Ласково и нежно называют эту игрушку – “дымка”. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
Давайте внимательно рассмотрим дымковские игрушки
( Слайд 6 – фильм)
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).
Цели и задачи:
для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
( Слайд 7 )
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
Между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
( Слайд 8), ( Слайд 9)
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
( Слайд 10)
Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. Перед вами дымковские игрушки - барыни, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры). ( 2,4,6) ( Слайд 11)
Учитель. – Ребята! Представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера – художники. Посмотрите у вас на столах лежат шаблоны дымковских игрушек, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. ( Слайд 13)
Учитель. – Молодцы, внимательно меня слушали. И так приступаем к работе. Если возникнут какие вопросы задавайте .
Практическая работа. ( узоры дымковские в слайде под музыку) ( Слайды 15,16 )
Учитель. – Работа наша подошла к концу, давайте с вами организуем выставку ваших работ. ( карусель дымковских игрушек)
Учитель - Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которые мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас еще впереди.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке и каждому за работу ставлю высший бал.
И в заключение мне бы хотелось, чтобы вы еще раз посмотрели на дымковские игрушки, но не глиняные, а ожившие… ( Слайд 17)
Учитель. – На этом наш урок, путешествие к новым знаниям закончен. Сегодня мы еще раз потвердили девиз на весь учебный год: Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!
Спасибо вам за творчество и труд.
3