Занятие будет интересно воспитателям, родителям, поскольку помогает детям приобщиться к истокам мордовской национальной культуры. Работу могут выполнить дети старшей или подготовительной группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Украшение варежки мордовским орнаментом"»
Конспект ООД
по художественно - эстетическому развитию
Тема: «Украшение варежки
мордовским орнаментом»
Образовательные области:
Художественно - эстетическое развитие
Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие
старшая группа
Саранск, 2023
Цель. Развитие творческих способностей детей в процессе украшения варежки мордовским орнаментом.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
- закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента («крест», «галочка», «ромб», «восьмиконечная звезда», «квадрат», «елочка»);
- закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте;
- закреплять навыки аккуратного наклеивания и работы с ножницами, складывания бумаги пополам и по диагонали, разрезания по линии сгиба по прямой и по диагонали.
Развивающие:
- мелкую моторику;
- формировать умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ, желание помочь другу.
Материал: кукла – мордовочка, мордовские игрушки, элементы мордовского орнамента, предметы быта, одежды с мордовским орнаментом;
на каждого ребенка – силуэт варежки, заготовки для орнамента, ножницы, кисть, подставка под кисть, клей, клеенка, салфетка.
Предварительная работа: посещение мини музея «Мордовская изба», рассматривание книг «Мордовская народная вышивка», «Мордовский национальный костюм», дидактическая игра «Мордовский узор», чтение мордовских народных и авторских сказок, разучивание мордовских игр, вырезание элементов мордовского узора.
Словарная работа: орнамент.
Методы и приемы:
1. наглядный – рассматривание, показ;
2. словесный – вопросы, ответы, объяснения;
3. игровой – сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика.
Ход ООД
Воспитательприглашает детей встать в круг и поприветствовать друг друга:
Мы сначала будем хлопать – Раз, два, три!
А потом мы будем топать – Раз, два, три!
А сейчас мы повернемся - Раз, два, три!
И друг другу улыбнемся - Раз, два, три!
Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)
И я люблю. А после путешествия, куда мы возвращаемся? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, мы возвращаемся домой, на Родину. А что такое Родина? (Ответы, предположения детей.)
Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина- это место где мы родились, провели свое детство.
А как называется страна, где мы живем? (Россия.)
А как называется республика, в которой мы живем? (Мордовия.)
Воспитатель: Мордовия – это наша малая родина. В Мордовии живут люди разных национальностей – это и русские, и мордва, и чуваши, и татары. Вот и к нам в гости пришла кукла – мордовочка, а зовут ее Алдуня. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются.)
Посмотрите, ребята, какой красивый на ней наряд. (Рассматривают.)
У мордовского народа есть свои обычаи, свои традиции и свой орнамент. Орнамент – это узор, который состоит из повторяющих элементов.
А из каких геометрических фигур состоит мордовский орнамент? (Треугольник, ромб, полоска, квадрат, елочка, восьмиконечная звезда, ступенька, галочка, крест.)
А какие основные цвета в мордовском орнаменте? (Красный, черный.)
Ребята, красный цвет – символизирует любовь, красоту, здоровье.
Черный цвет – нейтральный цвет.
Зеленый - символизирует молодость.
Желтый – символизирует полезность.
А где можно увидеть мордовский орнамент? (Одежда, посуда, игрушки, полотенца, салфетки.)
Воспитатель: Ой, что-то Алдуня хочет сказать.
Ребята, когда Алдуня к нам шла в гости, то потеряла, а вот что она потеряла, отгадайте про это загадку:
Чтоб не мерзнуть, Пять ребят В печке вязаной Сидят. (Варежки)
Воспитатель: Алдуня потеряла варежку, а на улице… какое время года? (Зима.)
Как же нам помочь Алдуне? (Ответы детей.)
(Дети проходят за столы.)
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат силуэты варежки, а также заготовки для орнамента.
Воспитатель: А, прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, Ну, а волку - кожура. Он сердит на нас - беда! В домик прячемся – сюда!
Воспитатель: Чтобы украсить варежку:
1. Для элемента «галочка» или «крест» берем черную полоску покороче, складываем ее пополам узкой короткой стороной, проглаживаем линию сгиба и разрезаем пополам.
2. Для элемента «квадрат» или «ромб» берем прямоугольник черного или красного цвета, складываем его пополам узкой короткой стороной, проглаживаем линию сгиба и разрезаем пополам.
3. Для элемента «треугольник» берем квадрат зеленого цвета, складываем его по диагонали, проглаживаем линию сгиба и разрезаем по диагонали. (То же самое - для элемента «елочка».)
Воспитатель: А, теперь, ребята, придумайте свой орнамент на рукавичке и посмотрите, как он будет выглядеть, чтобы потом его наклеить.
Самостоятельная работа детей.
Контроль воспитателя за техникой и безопасностью выполнения практического задания.
Итог.
Воспитатель выставляет все работы на доске.
Воспитатель:
Варежки у вас получились красивые, вы проявили свою фантазию и выдумку.
1. Какие элементы мордовского орнамента украшают ваши варежки?
2. Какие цвета использовали вы при выполнении мордовского орнамента на варежке?
3. Все ли у вас получилось?
4. Какие трудности возникли во время работы?
5. Аккуратна ли ваша работа?
Алдуня: Ребята, спасибо вам за помощь, вы оказывается настоящие волшебники, какие красивый варежки у вас получились, теперь мои ручки не замерзнут холоднойзимой.
Засияли на варежках,
Яркие как зори,
Красивые, нарядные
Мордовские узоры.
(Уборка рабочих мест.)
Список использованной литературы:
1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем / О. В. Бурляева, Л. П. Карпушкина // Методическое пособие для педагогов дошкольного образования. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2009. – 272с.
2. Киркина, Е. Н. Хрестоматия к программе Валдоня: учебное пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ / Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. – 346с.