kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Украшение варежки мордовским орнаментом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие будет интересно воспитателям, родителям, поскольку помогает детям приобщиться к истокам мордовской национальной культуры. Работу могут выполнить дети старшей или подготовительной группы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Украшение варежки мордовским орнаментом"»
















Конспект ООД

по художественно - эстетическому развитию

Тема: «Украшение варежки

мордовским орнаментом»

Образовательные области:

Художественно - эстетическое развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

старшая группа














Саранск, 2023




Цель. Развитие творческих способностей детей в процессе украшения варежки мордовским орнаментом.


Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;

- закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента («крест», «галочка», «ромб», «восьмиконечная звезда», «квадрат», «елочка»);

- закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте;

- закреплять навыки аккуратного наклеивания и работы с ножницами, складывания бумаги пополам и по диагонали, разрезания по линии сгиба по прямой и по диагонали.

Развивающие:

- мелкую моторику;

- формировать умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента;

- развивать творческие способности детей;

- способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ, желание помочь другу.


Материал: кукла – мордовочка, мордовские игрушки, элементы мордовского орнамента, предметы быта, одежды с мордовским орнаментом;

на каждого ребенка – силуэт варежки, заготовки для орнамента, ножницы, кисть, подставка под кисть, клей, клеенка, салфетка.


Предварительная работа: посещение мини музея «Мордовская изба», рассматривание книг «Мордовская народная вышивка», «Мордовский национальный костюм», дидактическая игра «Мордовский узор», чтение мордовских народных и авторских сказок, разучивание мордовских игр, вырезание элементов мордовского узора.

Словарная работа: орнамент.

Методы и приемы:

1. наглядный – рассматривание, показ;

2. словесный – вопросы, ответы, объяснения;

3. игровой – сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика.















Ход ООД

Воспитатель приглашает детей встать в круг и поприветствовать друг друга:

Мы сначала будем хлопать – Раз, два, три!

А потом мы будем топать – Раз, два, три!

А сейчас мы повернемся - Раз, два, три!

И друг другу улыбнемся - Раз, два, три!


Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

И я люблю. А после путешествия, куда мы возвращаемся? (Ответы детей.)


Воспитатель: Да, мы возвращаемся домой, на Родину. А что такое Родина? (Ответы, предположения детей.)

Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина- это место где мы родились, провели свое детство.

А как называется страна, где мы живем? (Россия.)

А как называется республика, в которой мы живем? (Мордовия.)


Воспитатель: Мордовия – это наша малая родина. В Мордовии живут люди разных национальностей – это и русские, и мордва, и чуваши, и татары. Вот и к нам в гости пришла кукла – мордовочка, а зовут ее Алдуня. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются.)

Посмотрите, ребята, какой красивый на ней наряд. (Рассматривают.)


У мордовского народа есть свои обычаи, свои традиции и свой орнамент. Орнамент – это узор, который состоит из повторяющих элементов.

А из каких геометрических фигур состоит мордовский орнамент? (Треугольник, ромб, полоска, квадрат, елочка, восьмиконечная звезда, ступенька, галочка, крест.)

А какие основные цвета в мордовском орнаменте? (Красный, черный.) 

Ребята, красный цвет – символизирует любовь, красоту, здоровье.

Черный цвет – нейтральный цвет.

Зеленый - символизирует молодость.

Желтый – символизирует полезность. 

А где можно увидеть мордовский орнамент? (Одежда, посуда, игрушки, полотенца, салфетки.)

Воспитатель: Ой, что-то Алдуня хочет сказать.

Ребята, когда Алдуня к нам шла в гости, то потеряла, а вот что она потеряла, отгадайте про это загадку:

Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)

Воспитатель: Алдуня потеряла варежку, а на улице… какое время года? (Зима.)

Как же нам помочь Алдуне? (Ответы детей.)

(Дети проходят за столы.)

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат силуэты варежки, а также заготовки для орнамента.

Воспитатель: А, прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.   
Много нас, а он один!  
Эта долька для ежа,   
Эта долька для чижа, 
Эта долька для утят,  
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку - кожура.
Он сердит на нас - беда!
В домик прячемся – сюда!

Воспитатель: Чтобы украсить варежку:

1. Для элемента «галочка» или «крест» берем черную полоску покороче, складываем ее пополам узкой короткой стороной, проглаживаем линию сгиба и разрезаем пополам.

2. Для элемента «квадрат» или «ромб» берем прямоугольник черного или красного цвета, складываем его пополам узкой короткой стороной, проглаживаем линию сгиба и разрезаем пополам.

3. Для элемента «треугольник» берем квадрат зеленого цвета, складываем его по диагонали, проглаживаем линию сгиба и разрезаем по диагонали. (То же самое - для элемента «елочка».)


Воспитатель: А, теперь, ребята, придумайте свой орнамент на рукавичке и посмотрите, как он будет выглядеть, чтобы потом его наклеить.


Самостоятельная работа детей.

Контроль воспитателя за техникой и безопасностью выполнения практического задания.


Итог.

Воспитатель выставляет все работы на доске.


Воспитатель:

Варежки у вас получились красивые, вы проявили свою фантазию и выдумку.


1. Какие элементы мордовского орнамента украшают ваши варежки?

2. Какие цвета использовали вы при выполнении мордовского орнамента на варежке?

3. Все ли у вас получилось?

4. Какие трудности возникли во время работы?

5. Аккуратна ли ваша работа?







Алдуня: Ребята, спасибо вам за помощь, вы оказывается настоящие волшебники, какие красивый варежки у вас получились, теперь мои ручки не замерзнут холоднойзимой.

Засияли на варежках,

Яркие как зори,

Красивые, нарядные

Мордовские узоры.


(Уборка рабочих мест.)








Список использованной литературы:

1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем / О. В. Бурляева, Л. П. Карпушкина // Методическое пособие для педагогов дошкольного образования. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2009. – 272с.

2. Киркина, Е. Н. Хрестоматия к программе Валдоня: учебное пособие для дошкольных образовательных учреждений РМ / Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. – 346с.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Украшение варежки мордовским орнаментом"

Автор: Канесева Ольга Юрьевна

Дата: 16.02.2023

Номер свидетельства: 625885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства