Сообщение нового материала – 10 мин. | /слайд 1/ - Ребята, помогите мне разгадать кроссворд: *Зверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. (лиса) *Путешествовала вместе с утками. (лягушка) *Герой сказки, на которого было совершено четыре покушения и только одно оказалось удачным. (колобок) *Маленькая девочка, которая могла уместиться в ореховой скорлупе. (Дюймовочка) *Она и премудрая, и прекрасная, и на все руки мастерица (Василиса) *Сказочное общежитие. (теремок) *Она всегда готова спасти своего хозяина от голода. (самобранка) *Злая баба. (Яга) *Ямка в земле, наполненная такой водой, которая превращает братцев в домашних животных. (копытце) *Самое распространенное мужское имя в сказках. (Иванушка) *Уплетая калачи, едет парень на печи. Едет прямо во дворец….Кто же этот молодец? (Емеля) - Что же за слово у нас получилось? (иллюстрация) - Ребята, а какие сказки вы читали? - А кто знает, что такое иллюстрация? Где можно увидеть иллюстрации? (Рисунки в книгах называются иллюстрациями). - Какие сказки вам больше нравятся: с иллюстрациями (картинками) или без? /слайд 2/ - Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание. Их значение – помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. - А кто знает, как создаются иллюстрации? (Прежде всего, художник читает рукопись будущей книги, иногда по нескольку раз. Так он мысленно знакомится с героями повести, рассказа, сказки. Самое главное – это понять их характеры, представить себе их лица, фигуры, их манеры и жесты.) /Показ иллюстраций/ - А вспомнили мы, что такое иллюстрация, для того, чтобы самим нам побывать в роли начинающих иллюстраторов-художников. /слайд 3/ - Мы сегодня будем иллюстрировать сказку, а вот какую я думаю, вы все уже догадались. - Мы будем иллюстрировать «Сказку о рыбаке и рыбке». - А кто написал ее? /слайд 4/ - Верно, всем известный Александр Сергеевич Пушкин - О ком эта сказка? (старуха, рыбка, старик) - Какими вы представляете ее героев? Какие сюжеты из сказки вам понравились больше всего? /слайд 5/ - «Сказку о рыбаке и рыбке» иллюстрировали многие художники: И. Билибин, Б.Дехтярев и В.Конашевич. /слайд 6/ - Рассмотрим некоторые иллюстрации. Какой рисуют бабку художники? (Бабку изображают властной, злобной, жадной, грубой, неуживчивой, требовательной, неблагодарной). /слайд 7/ - В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания) /слайд 8/ - Как изображается дед? (Дед изображается в белой рубахе, с бородой, в лаптях, усталым, податливый, безответный, безвольный, смиренный, старым, но добрым). - К какому эпизоду сказки относят эту иллюстрацию? /Показ рисунка старика и рыбки/ - Эту иллюстрацию можно отнести к эпизоду, когда старик пришел просить рыбку о последнем желании старухи – стать владычицей морскою. /слайд 9/ - Как меняется цветовое решение? Почему? (Меняются желания старухи и её обращения к старику - меняется состояние моря. Ясное небо, теплые краски – при первой встрече с золотой рыбкой, а когда он приходит к золотой рыбке в последний раз, то море бушует, краски уже используются темные, мрачные). | Дети отвечают, записываются верные ответы в кроссворд Дети отвечают на вопросы учителя Дети вспоминают сказку, рассказывают о том, что им больше всего понравилось и запомнилось. Выбирают понравившиеся сюжеты из сказки, анализируют поведение героев. Анализ поведения героев, обстановка , настроение и одежда Анализируется сходство рисунков и различие в облике героев, характер и настроение героев. |
Практическая работа – 24 мин. | /слайд 10/ Памятка для тематического рисования: Выбери эпизод из сказки. Наметь карандашом расположение на листе бумаги главных героев сказки. Прорисуй в деталях весь сюжет. Раскрась большие участки на своей картинке: небо, поле, лес, речку; затем – дома, одежду героев. Более тщательно проработай цветом части и детали предметов. - Выберите эпизод из сказки. Подумайте о том, что вы нарисуете. Что изобразите и как? Затем карандашом наметьте героев сказки, ну а после того уже приступайте к прорисовыванию деталей. -Но учтите, что те предметы, герои, которые расположены ближе к нам, будут изображаться большого размера, а если предмет находится вдали, то он изображается мельче. -Предлагаю выполнение работы в цвете начать с фона (небо, земля, море и т. д.). Постепенно цветовой тон усиливается: на первом плане цветовое решение должно быть ярче, контрастнее, дальний план более светлый, силуэты слегка размыты. | После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию |