kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Убранство русской избы. Рисование по представлению наличников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучение языка декоративно-прикладного искусства. Знакомство с сюжетно-декоративной композицией. Знакомятся с новыми понятиями "причелина", "Лобовая доска", "наличник". Понимать и объяснять целостность образного  строя традиционного крестьянского жилища , выраженногот в его трехчастной структуре и декоре. раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Убранство русской избы. Рисование по представлению наличников. »


Качкаева Наталья Васильевна, МОБУ СОШ №5, г.Благовещенск РБ, учитель ИЗО

Конспект урока по ИЗО «Убранство русской избы. Рисование по представлению наличников» для учащихся 5 классов.




























Конспект урока по изобразительному искусству

в 5 классе на тему:

«Убранство русской избы.

Рисование по представлению наличников»

по программе Б.М.Неменского.











Тема


Убранство русской избы.

Рисование по представлению наличников.

Педагогическая цель:


Изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно-декоративной композицией.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Знать основные понятия «причелина», «полотенце», «лобовая доска», «наличник» и т.д.


Личностные (ЛР)


- понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре;

- раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков – образов в декоративном убранстве избы;

- определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности;

- находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов;

- осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.


УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.


Основное содержание темы, понятия, термины.

Понятия «причелина», «наличник», «лобовая доска».

Образовательные ресурсы.

«Кижи», детали декора экстерьера избы.

Учебник стр. 20-29.

Материалы.

Сангина, восковые мелки или акварель.


Ход урока.


  1. Мотивация к деятельности.


  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Назовите солярные знаки?

- Что еще применялось для украшения своих жилищ, предметов быта и одежды?

- Что рисовали на прошлом уроке?


  1. Постановка учебной задачи.

- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов

-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?


4. Решение учебной задачи.

- Сегодня мы с вами поговорим об убранстве русской избы?

С древних времен человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца., люди старались создать безопасное пространство.

- Зачем людям дом?

Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.


- Откройте учебник на стр.21 и посмотрите на иллюстрации русских изб.


Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землей, а подклет (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

- Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?


- Откройте учебник на стр.22 и посмотрите, какое существует декоративное убранство избы.

Взгляните на крышу дома. Ее венчает горделивый конь – охлупень.

Рассмотри прорезное узорочье. Доска – полотенце украшает спереди верхнюю часть избы, а доски – причелины спускаются по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки на них – это символическое изображение солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды небольших отверстий – это символы земли.

В украшении фронтона «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

Особенно красивы наличники окон.

На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

А теперь откройте стр.26-27 учебника и рассмотрите, как еще можно украшать наличники.


5. Закрепление знаний. Практическая работа.

- Сегодня ваша задача, выполнить рисунок фрагмента украшения деревянного дома, а именно наличник. Представьте, что вы строите дом для своей семьи и потому он должен быть украшен необычайно красиво. Прежде, чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотрите облик избы, ее декоративные элементы. Подумайте и решите, как вы будете украшать свой наличник. Обязательно продумайте его форму, подчеркните массивный верх.

6. Оценка.

- Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).


7. Итог. Рефлексия деятельности.

- Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?

- Назовите основные понятия, чем украшается деревянный дом?

- О чем может поведать трехчастная структура избы (крыша, клеть, подклет), ее декор?












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Убранство русской избы. Рисование по представлению наличников.

Автор: Качкаева Наталья Васильевна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114188


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства