Убранство русской избы. Рисование по представлению наличников.
Убранство русской избы. Рисование по представлению наличников.
изучение языка декоративно-прикладного искусства. Знакомство с сюжетно-декоративной композицией. Знакомятся с новыми понятиями "причелина", "Лобовая доска", "наличник". Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища , выраженногот в его трехчастной структуре и декоре. раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности;
- находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов;
- осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
- Назовите солярные знаки?
- Что еще применялось для украшения своих жилищ, предметов быта и одежды?
- Что рисовали на прошлом уроке?
Постановка учебной задачи.
- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В.Федотов
-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
4. Решение учебной задачи.
- Сегодня мы с вами поговорим об убранстве русской избы?
С древних времен человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца., люди старались создать безопасное пространство.
- Зачем людям дом?
Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.
- Откройте учебник на стр.21 и посмотрите на иллюстрации русских изб.
Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землей, а подклет (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
- Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?
- Откройте учебник на стр.22 и посмотрите, какое существует декоративное убранство избы.
Взгляните на крышу дома. Ее венчает горделивый конь – охлупень.
Рассмотри прорезное узорочье. Доска – полотенце украшает спереди верхнюю часть избы, а доски – причелины спускаются по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки на них – это символическое изображение солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды небольших отверстий – это символы земли.
В украшении фронтона «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.
Особенно красивы наличники окон.
На лобовой доске, которая идет по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.
А теперь откройте стр.26-27 учебника и рассмотрите, как еще можно украшать наличники.
5. Закрепление знаний. Практическая работа.
- Сегодня ваша задача, выполнить рисунок фрагмента украшения деревянного дома, а именно наличник. Представьте, что вы строите дом для своей семьи и потому он должен быть украшен необычайно красиво. Прежде, чем начинать работу, еще раз внимательно рассмотрите облик избы, ее декоративные элементы. Подумайте и решите, как вы будете украшать свой наличник. Обязательно продумайте его форму, подчеркните массивный верх.
6. Оценка.
- Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).
7. Итог. Рефлексия деятельности.
- Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?
- Назовите основные понятия, чем украшается деревянный дом?
- О чем может поведать трехчастная структура избы (крыша, клеть, подклет), ее декор?