Цель урока-нарисовать целебный натюрморт для детей блокадного Ленинграда. Литературное произведение вызывает у детей очень сильный эмоциональный отклик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Целебный натюрморт»
Урок изобразительного искусства в 6 классе.
Цели и задачи:
1.Передать детям память о Великой Отечественной войне и сознание ценности мирной жизни;
2. Воспитывать уважение к страницам прошлого.
3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на литературное произведение.
4. Закрепить знания о натюрморте.
5. Нарисовать «Целебный натюрморт» для детей блокадного Ленинграда.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, доска
Зрительный ряд: слайд – фильм « Детям блокадного Ленинграда посвящается»
Литературный ряд: А. Лопатина «Целебный натюрморт»
Музыкальный ряд: сопровождение во время практической работы
Оборудование для учащихся: лист А3, восковые мелки или пастель, клей, ножницы, подсказка «Композиция натюрморта», рассказ А. Лопатиной « Целебный натюрморт».
Ход урока
I.Организационный момент.
Добрый день!
Ну, а что это значит?
Значит, день был по – доброму начат,
Значит, день принесет и удачу,
И здоровье, и радость нам всем.
- И я хочу всем вам пожелать, чтобы не только этот день, но и все дни в вашей жизни были добрыми, мирными. Сегодня на уроке вас ждет большая и интересная работа, желаю вам всем успеха.
II. Постановка учебных задач. (15 мин.)
1.Беседа.
- Ребята, в копилке памяти России есть горестные, тяжелые воспоминания. Одно из таких – воспоминание о Великой Отечественной войне, 70-летие Победы, которой мы отмечаем в этом году.
Кусочек хлеба на ладошке
- Сегодня, я вам принесла кусочек хлеба на урок. Весит он 125 граммов.125 граммов взрослому или ребёнку. И порой кроме воды, у людей ничего съестного не было. Поделиться этим кусочком было равнозначно подвигу. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О блокадном Ленинграде)
- 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны.
Темп наступления войск составлял 30 км в сутки.
Захвату города Ленинграда отводилось особое место.
Фашисты обстреливали и бомбили город.
Гитлер заявлял: « Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвётся через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью.»
Слайд-фильм (Ученики)
Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.
Недаром уже на седьмой день войны встал вопрос об эвакуации детей из города. В райисполком были вызваны заведующие детсадами и директора школ. Разговор был коротким. «Завтра в 10 часов 30 минут эвакуация. Направление неизвестное. Вы считаетесь мобилизованными. Об оповещении родителей решайте сами. Имейте в виду детей с сёстрами и братьями не разлучать. Ясно? Действуйте». Мамы ночью вышивали на рубашечках дату рождения, адрес, имя. Для того чтобы опознали, если ранят, если….
Детей провожали их мамы, близкие родственники. Они не представляли себе, что разлука продлится три года, не думали, что многим детям суждено стать сиротами. Мамы вслед уходящему поезду кричали, кто последние советы, кто просьбы. Каждая своё. А тому, кто увозил детей, слышалось одно: «Сберегите!».
Во время блокады в городе умерло свыше шестисот сорока одной тысячи жителей, десятки тысяч истощённых ленинградцев умерли во время эвакуации.
125 г. хлеба передаю детям.
- Подержите этот кусочек в ладошке. Почувствуйте, как мало он весит. Он был выпечен из дефектной муки, обойной пыли, отрубей, с запахом керосина, так как формы смазывали не растительным, а керосиновым маслом. И такой хлеб доставался не каждому. Люди варили суп из кожаных ремней, желе из столярного клея, делали котлеты из размоченных в воде обложек книг. Иногда людям даже придавали силы нарисованные продукты.
2.Формирование положительной мотивации.
- А сейчас, я вам прочитаю рассказ А. Лопатиной «Целебный натюрморт»
Старенький автобус, тяжело буксуя по заснеженной дороге, въехал в город. На автобусе привезли детей, спасённых из блокады. Эти дети не бегали, не шалили и не смеялись. Многие из них даже ходили с трудом, как старички. Под детский дом отдали часть больницы. Тем более, что спасённым детям в первую очередь требовался медицинский уход.
В маленьком городке почти не ощущалось войны. Конечно, хлеба не хватало, но картошку и капусту выращивали все. Поэтому к больнице потянулись люди. Кто вёз на санках мешок картошки, кто нёс ведёрко солёных грибов, кто пучки целебной травы для чая. Ребятишки понемногу начали поправляться.
Однажды в больницу зашёл старичок, директор местного музея, и сказал:
- Хочу тоже ребятишкам вашим помочь.
Медсестра засмеялась:
- Да у вас и своего огорода никогда не было, сами впроголодь живёте, чем же вы нам поможете!?
- Это верно, ответил старичок, - огород завести не было у меня времени. Всю свою жизнь провёл в музее, картины собирал. Но знаете, картины иногда бывают нужнее хлеба.
- Не думаю, - хмыкнула в ответ медсестра. Однако главный врач больницы был другого мнения, и вскоре вереница закутанных ребятишек потянулась за старичком к музею. Только самая маленькая пятилетняя Анечка осталась в больнице. Потому что она не вставала с постели.
В музее было так холодно, что дети не стали раздеваться. Старичок директор подвёл их к портрету знаменитого учёного и увлечённо стал рассказывать, как этот известный всему миру человек подарил музею свой портрет. Вдруг он заметил, как один мальчик что-то шепнул другому, и оба они исчезли. Потом ещё несколько человек тихонечко вышли из комнаты. Когда директор закончил свой рассказ, у портрета осталось только несколько ребятишек.
- Не до картин сейчас детям, - вздохнул директор.
Каково же было его удивление, когда он увидел, что в соседнем зале все дети сгрудились перед большим натюрмортом, на котором была запечатлена ваза с фруктами. Дети не отрывали от натюрморта горящих глаз.
- Почему зелёные ягодки светятся? – тихо спросил маленький мальчик.
- Это виноград, и ягодки его светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают, - шёпотом объяснила девочка постарше.
- Вот бы нашей Анечке таких, она бы сразу встала с кровати, - мечтательно протянул малыш.
- Молчи, не мешай смотреть, одёрнули его другие ребята.
Дети ещё минут десять постояли перед натюрмортом, а потом сразу стали прощаться.
Через час директор музея с большим пакетом в руках зашёл в комнату больницы, где стояли кровати ребятишек. Все они сгрудились возле постели Анечки и оживлённо разговаривали:
- А виноград от солнца слаще мёда!
- Знаете, а груши от солнца жёлтые. Я их пробовал до войны. Ужас, какие сладкие.
Врач, увидел старичка директора, с благодарностью сказал:
- Спасибо огромное, наших ребятишек не узнать сегодня. Раскраснелись, разговорились, вы просто волшебник.
- Я вот картину принёс, помогите повесить. Конечно, не положено. Да ведь нельзя ребятишкам без фруктов, - ответил директор музея.
Огромный натюрморт повесили на самом видном месте. На следующее утро врач зашёл в комнату к детям и увидел, что Анечка вместе с маленьким мальчиком стоит перед картиной и говорит:
- Я опять лимон выбираю.
- Выбери лучше сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый. Ты же его уже вчера съела, - уговаривал её малыш.
- Ну и что же, что кислый, зато самый полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела, и видишь, у меня ножки крепче стали. Я теперь ходить могу. Поэтому я снова лимон выбираю…
Врач тихонько закрыл дверь и подумал:
«Хорошо бы во всех больницах висели картины».
3. Актуализация знаний по теме: « Натюрморт»
- Ребята, почему натюрморт оказался целебным?
(Действовал исцеляющее, как лекарство. Подкреплял силы. Оказался полезным для здоровья.)
- Давайте вспомним, что такое натюрморт? ( Это картины, изображающие предметы быта, цветы, фрукты. )
4.Постановка темы урока. Создание проблемной ситуации.
- Для многих людей натюрморт – это просто изображение каких-то предметов. А для детей блокадного Ленинграда он оказался целебным, он исцелил их, дал веру, поднял силы.
- Давайте вернёмся в то время, нарисуем и подарим картину « Целебный натюрморт» для тяжело больных детей из блокадного Ленинграда.
III. Решение поставленной проблемы. Практическая работа учащихся. (25 мин.)
-А для этого организуем работу в группах. Каждая группа в конце урока представит свой подарок в виде картины - натюрморт.
- Работать будем таким образом. Нарисуйте, тот фрукт или может овощ, который вы бы хотели подарить детям блокадного Ленинграда. И затем всей группой соберите всё то, что нарисовали в общую композицию и приклейте. Всё остальное можно дорисовать. Воспользуйтесь подсказкой по основным правилам составления композиции при рисовании натюрморта.
Дидактическое пособие "Я - подсказка твоя"
IV. Рефлексия. Итог урока.( 5 мин)
Выставка работ учащихся. (5 групп по шесть человек)
Защита работы. Какие получились замечательные подарки – картины-натюрморты.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Пусть все дети растут в мире !
Пусть на земле всегда будет мир
Дети должны-
солнце
рисунок
рисунок
Война это-
оформление доски
- Дети, что такое война?
Война это ……горе, разруха, страх, слёзы, голод. Это не должно повториться!!!! К сожалению и сейчас на нашей планете гибнут под бомбами дети.
Дети должны ….. получать образование, играть в любимые игры, наслаждаться красотой родной Родины.
Так пусть на земле всегда будет мир. Пусть все дети растут в мире!
У вас на парте лежит лучик-пожелание для каждого. Допишите его и приклейте к солнцу.