kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тюменская домовая роспись

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Тюменская домовая роспись

Цели:

  1. познакомить учащихся с историей развития Тюменской домовой росписи и произведений промысла.
  2. Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.
  3. Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
  4. Формировать навыки работы в области художественной домовой росписи.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

  1. Слайды и репродукции с изображением произведений Тюменской домовой росписи.
  2. Художественные материалы и различные росписи, какие они знают.
  3. Раздаточный материал: карточки с изображением порядка выполнения основных элементов Тюменской домовой росписи.
  4. Плакаты-таблицы с изображением предметов домовой росписи.
  5. Варианты росписи.

 

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа об истории развития Тюменской домовой росписи и элементах росписи.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов Тюменской домовой росписи. Коллективная работа, изготовление наличника.

 

ИСТОРИЯ ТЮМЕНСКОЙ ДОМОВОЙ РОСПИСИ

 Переселенческие потоки из Поволжья и центра России. Они несли в Сибирь свои обычаи, культуру, жизненный уклад.
Известно, что в европейской части России народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью. Бытовую утварь и интерьеры в XVII в. украшали, как правило, иконописцы. Тюменские росписи XVII в. неизвестны, но здесь имелись мастера по деревообработке, изготавливающие деревянную посуду и утварь, были иконописцы, которые могли их расписывать.
Одной из разновидностей неземледельческих занятий тюменских крестьян является кармацкое красильное дело. Специалисты предполагают, что обычай расписывать жилища ввели тюменские красильщики на рубеже XVIII—XIX вв.

Формирование целостного стиля домовых росписей Тюменского уезда (Тобольской губернии) определялось тем обстоятельством, что промысел был отхожим. Его представители — профессиональные крестьянские художники — переезжали из волости в волость. В своем творчестве они, как правило, следовали вкусам местного населения, тем самым создавая региональные варианты своего искусства. Особенно большое развитие получили отхожие промыслы после реформы 1861 г. Тюменский промысел занимает особое положение среди аналогичных центров художественного ремесла, так как был своеобразным аккумулятором и передатчиком традиций русской народной росписи в Западной Сибири, в том числе на Алтае.
Красильное дело — явление, самым тесным образом связанное с сельской жизнью. Красильщики были крестьянами, их отход зависел от урожая (т. е. чем хуже был в их местах урожай, тем сильнее был отход), но и потребность в их работе изменялась тоже в связи с урожаем.

В деревне Семухино делали крестьянскую крашеную мебель, причем производство было специализированным: столяры сами не занимались окраской изделий, для этого существовали особые красильщики. К середине XIX в. расписные мебель и утварь украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов. Расписывали вальки, трепала, сечки для рубки капусты, коромысла и ведра, сани, дуги и телеги. Среди этого обилия особенно славились верхотурские берестяные бураки (сосуды, предназначенные для переноски жидкости и питья). 

Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями: «синей краской, схожей с брусковою», «желтой вохрой», «умрой», «землей лазоревой», «глиной белой». Цветовая гамма красителей влияла на колорит. При небольшом числе красок контрастный фон усиливал их звучание. Последующая разработка мотивов «разделками», «оживками», «приписками» расширяла градации цвета, объединяя их в сгармонированное целое. 

Снаружи уральские и сибирские дома не расписывали, только иногда окрашивали сруб какой-либо одной краской, изредка выделяли наиболее важные и выразительные части дома — окна, двери, карнизы, а также калитку и ворота. Роспись применяли в украшении жилых помещений. Расписной интерьер — это особый радостный мир, где существуют собственные законы и представления о красоте и жизненной правде, где растут невиданные растения, над которыми порхают сказочные птицы

 

Постановка художественной задачи.

А теперь давайте поработаем, как красильщики.

Сегодня мы постараемся научиться писать Элементы Тюменской домовой росписи.

- А кто из вас знает, что такое наличник? ( Наличник — архитектурная детальпрофилированное обрамление оконного или дверного проема. Конструктивное значение наличника состоит в том, чтобы закрыть щель между стеной и оконной или дверной коробкой, однако важнее зрительный, композиционный смысл — выделить, подчеркнуть проем. )

Сегодня мы с вами вместе сделаем один общий наличник. У каждого из вас  на парте лежит элемент наличника и шаблон как его надо расписать.

Практическое выполнения задания.

Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов Тюменской домовой росписи. Коллективная работа, изготовление наличника.

Подведение итогов.

В конце урока проводиться выставка наличника и анализ коллективной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тюменская домовая роспись »

УРОК В 5 КЛАССЕ


Тема: Тюменская домовая роспись

Цели:

  1. познакомить учащихся с историей развития Тюменской домовой росписи и произведений промысла.

  2. Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

  3. Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.

  4. Формировать навыки работы в области художественной домовой росписи.


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

  1. Слайды и репродукции с изображением произведений Тюменской домовой росписи.

  2. Художественные материалы и различные росписи, какие они знают.

  3. Раздаточный материал: карточки с изображением порядка выполнения основных элементов Тюменской домовой росписи.

  4. Плакаты-таблицы с изображением предметов домовой росписи.

  5. Варианты росписи.


ПЛАН УРОКА

  1. Беседа об истории развития Тюменской домовой росписи и элементах росписи.

  2. Постановка художественной задачи.

  3. Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов Тюменской домовой росписи. Коллективная работа, изготовление наличника.


ИСТОРИЯ ТЮМЕНСКОЙ ДОМОВОЙ РОСПИСИ

Переселенческие потоки из Поволжья и центра России. Они несли в Сибирь свои обычаи, культуру, жизненный уклад.
Известно, что в европейской части России народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью. Бытовую утварь и интерьеры в XVII в. украшали, как правило, иконописцы. Тюменские росписи XVII в. неизвестны, но здесь имелись мастера по деревообработке, изготавливающие деревянную посуду и утварь, были иконописцы, которые могли их расписывать.
Одной из разновидностей неземледельческих занятий тюменских крестьян является кармацкое красильное дело. Специалисты предполагают, что обычай расписывать жилища ввели тюменские красильщики на рубеже XVIII—XIX вв.

Формирование целостного стиля домовых росписей Тюменского уезда (Тобольской губернии) определялось тем обстоятельством, что промысел был отхожим. Его представители — профессиональные крестьянские художники — переезжали из волости в волость. В своем творчестве они, как правило, следовали вкусам местного населения, тем самым создавая региональные варианты своего искусства. Особенно большое развитие получили отхожие промыслы после реформы 1861 г. Тюменский промысел занимает особое положение среди аналогичных центров художественного ремесла, так как был своеобразным аккумулятором и передатчиком традиций русской народной росписи в Западной Сибири, в том числе на Алтае.
Красильное дело — явление, самым тесным образом связанное с сельской жизнью. Красильщики были крестьянами, их отход зависел от урожая (т. е. чем хуже был в их местах урожай, тем сильнее был отход), но и потребность в их работе изменялась тоже в связи с урожаем.

В деревне Семухино делали крестьянскую крашеную мебель, причем производство было специализированным: столяры сами не занимались окраской изделий, для этого существовали особые красильщики. К середине XIX в. расписные мебель и утварь украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов. Расписывали вальки, трепала, сечки для рубки капусты, коромысла и ведра, сани, дуги и телеги. Среди этого обилия особенно славились верхотурские берестяные бураки (сосуды, предназначенные для переноски жидкости и питья). 

Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями: «синей краской, схожей с брусковою», «желтой вохрой», «умрой», «землей лазоревой», «глиной белой». Цветовая гамма красителей влияла на колорит. При небольшом числе красок контрастный фон усиливал их звучание. Последующая разработка мотивов «разделками», «оживками», «приписками» расширяла градации цвета, объединяя их в сгармонированное целое. 

Снаружи уральские и сибирские дома не расписывали, только иногда окрашивали сруб какой-либо одной краской, изредка выделяли наиболее важные и выразительные части дома — окна, двери, карнизы, а также калитку и ворота. Роспись применяли в украшении жилых помещений. Расписной интерьер — это особый радостный мир, где существуют собственные законы и представления о красоте и жизненной правде, где растут невиданные растения, над которыми порхают сказочные птицы


Постановка художественной задачи.

А теперь давайте поработаем, как красильщики.

Сегодня мы постараемся научиться писать Элементы Тюменской домовой росписи.

- А кто из вас знает, что такое наличник? ( Наличник — архитектурная деталь, профилированное обрамление оконного или дверного проема. Конструктивное значение наличника состоит в том, чтобы закрыть щель между стеной и оконной или дверной коробкой, однако важнее зрительный, композиционный смысл — выделить, подчеркнуть проем. )

Сегодня мы с вами вместе сделаем один общий наличник. У каждого из вас на парте лежит элемент наличника и шаблон как его надо расписать.

Практическое выполнения задания.

Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов Тюменской домовой росписи. Коллективная работа, изготовление наличника.

Подведение итогов.

В конце урока проводиться выставка наличника и анализ коллективной работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тюменская домовая роспись

Автор: Архипова Татьяна Юрьевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158105


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства