Урок разработан на основе Фгос.Задачи:1.Формировать представления учащихся о единстве всех народов в отношении к мудрости старости.2.Развивать умения учащихся передавать внутренний мир изображаемого человека через характеристику лица и рук.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока:Все народы воспевают мудрость старости»
Открытый урок в 4 классе.
Тема: « Все народы воспевают мудрость старости».
Цель: развивать чувство сопереживания средствами искусства, воспитывать уважение к старости, учить выполнять собственную работу с учётом общего коллективного замысла.
Задачи:
Формировать представления учащихся о единстве всех народов в отношении к мудрости старости.
Развивать умение учащихся передавать внутренний мир изображаемого человека через характеристику лица и рук..
Тренировать у учащихся память, образное мышление.
Оборудование урока:
Для учащихся:
бумага (А 4)
гуашь, акварель, кисти, баночки
фотографии бабушек и дедушек.
Зрительный ряд: Рембрандт «Портрет старика в красном», «Портрет жены брата», «Возвращение блудного сына», К. Половицкий «Портрет горца».И.Занкешиев «Мукай», «Старость».
Музыкальный ряд: Р.Шуман «Сказочное повествование».
Литературный ряд:стихи,пословицы.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности детей к уроку. На доске фотографии бабушек и дедушек
2. Ознакомление с темой
В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить о красоте. Есть красота, которую видно сразу. Но есть более глубокое понимание красоты- это красота души и сердца. Чтобы увидеть эту красоту, нужна сердечная чуткость и душевное усилие. В своих работах мы постараемся выразить это понимание.
3. Беседа
Самое прекрасное на земле – это жизнь. Жизнь человека очень схожа с жизнью природы. С первыми лучами солнца всё живое возрождается к жизни. Расцветают цветы и травы, набирают силу, источают душистый медовый аромат. Но наступает время, и блекнет, и увядает их яркая красота. И стебель, который держал яркую головку цветка, поник, стал слабым, но не падает, а старается удержаться на земле. Вот так и в человеческой жизни.
Красоту старости любой народ видит в мудрости, которую человек приобретает, пройдя трудную и долгую жизнь. Прекрасен закат жизни, освященный этим высоким нравственным качеством. С помощью учителя ребенок воспринимает это через картины художников.
При работе над портретом пожилого человека для художника имеет огромное значение изображение лица и рук. На них запечатлены следы прожитой жизни. Всматриваясь в лица и руки старых людей, ребенок научиться быть внимательнее к ним, лучше их понимать, уважать, любить близких ему пожилых людей.
Пословицы
«Не того расспрашивай, кот много ездил, а того, кто много видел». (Узбекская пословица).
«Жемчуг любит укрываться в самой неказистой Оболочке». (Японская пословица)
Многие современные художники в своих произведениях затрагивают тему старости, один из них Александр Шилов. Его работы проникнуты любовью, сопереживанием и уважением к пожилым людям.
Мудрый и добрый советчик, щедро он дарит сердечность людям, и играет приветливая улыбка на его морщинистом лице.
Интересовались ли вы, как они жили, в чём видели счастье? Очень важно, чтобы старые люди чувствовали к себе внимание и, особенно, близких людей, чтобы чувствовали, что нужны их руки, мудрое слово. Вы сами не всегда будете детьми и скоро окажитесь в их положении.
Дети читают стихи, подготовленные дома.
На все руки – и швец и жнец,
Первый каменщик и кузнец,
Садовник и пахарь, плотник и знахарь –
Всё на свете умел мой дед…
Грядки полол, огород поливал,
Дом, как следует, содержал.
И сеял, и жал, и не уставал.
Обжимая тело снопа
Не руки болели, а ручка серпа.
…И вдруг на пахоте занемог.
Откуда немочь – понять не мог.
Плуг отпустил, покраснел от стыда,
Такого с ним не было никогда.
И выступил пот на лбу,
И лёг Хагипап в свою борозду.
Семенем лёг и смешался с землёй,
С лесом, с берегом и травой.
4. Физкультминутка
- Наш приятель Весёлый Карандаш оставил интересную загадку – зарядку:
По бумаге я бегу,
Всё умею, всё могу: (Бег на месте).
Хочешь – домик нарисую, (Встать на носочки, руки вверх, изображая крышу).
Хочешь – ёлочку в снегу, (Приседание).
Хочешь – дядю, хочешь – сад. (Повороты в стороны, руки на поясе).
Мне любой ребёнок рад. (Прыжки на месте).
5. Практическая работа.
Портрет бабушки или дедушки.
Последовательность: овал, лицо молодого человека; затемнить глазницы; лоб, изрезанный морщинками; изменить нос по форме; от крыльев носа к губам – резкие морщины; слегка наметить глаза; от наружных уголков глаз веером «рассыпать» старческие морщинки; от внутренних уголков глаз – глазные мешочки; волосы с проседью; линия плеча немного поднята вверх.
6. Итог урока.Выставка и анализ работ.
7. Домашнее задание
Вспомнить события, которые вызывали чувство сострадания.