kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока:Греческая керамика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан на основе ФГОС.Цели:учить видеть в древнегреческой вазописи характерные особенности-живую непринужденность,поэтичность,лаконичность

Задание Выполнение эскизов формы и декора греческих ваз-чернофигурных и краснофигурных (работа индивидуальная)

Материалы:картон,гуашь,кисти.

Содержание урока.Декоративное искусство Древней Греции лучше рассматривать на примере вазописи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:Греческая керамика»

Урок изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского. 5 класс, III четверть.

Тема: "Греческая керамика"

Цели: Образовательные: Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.

Развивающие: развить умение передавать единство формы и декора; выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.

Воспитательные; вызвать интерес к культуре народов Древней Греции.

Необходимые материалы: ножницы, клей, цветной картон, чёрная и красная акварель или гуашь, кисти.

Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.

Зрительный ряд: репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз, элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз, видеозапись, на каждую парту иллюстрация изображения греческой вазы и виды орнамента для росписи вазы, технологические карты, пособия выполненные учителем.

Музыкальный ряд: музыка греческого композитора инструменталиста Криса Сфириса

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие ,проверка готовности.

Повторение (проводится в форме развернутого фронтального опроса, где используются вопросы – логические опоры из материала предыдущих тем, рассчитанные на внутри предметную связь).

( учитель ИЗО)

- давайте вспомним с искусством какой страны мы познакомились на предыдущем уроке? (Древняя Греция)

- какие основные элементы использовали для создания своих орнаментов? (Растительный, геометрический)

-Как называется растительный греческий  орнамент? (пальметта)

-Как называется геометрический греческий  орнамент? (меандр)



2. Введение темы, постановка целей урока.

(Звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).

Учитель: Ребята, эта музыка написанная греческим композитором Крисом

Сфирисом звучит сегодня на уроке у нас, потому что мы сегодня побываем в

стране, известной всему миру своим искусством, культурой, научными открытиями и олимпийскими играми - в Греции.

А ещё, ребята, с древних времён Греция славится своими вазами, (демонстрация вазы) .

Давайте посмотрим видеофильм "Подобные богам"-5-7мин.

Посмотрев фильм,мы как будто совершили экскурссию по одному из главных музеев России -Государственному музею изобразительных искусств им.А.С. Пушкина.

Какие предметы декоративно прикладного искусства Древней Греции сохранило время?(Ответы учащихся).Конечно же -это знаменитые античные вазы!



(Прочитать стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».)

Античные вазы

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» — подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком рассказом!

…Герой в колеснице идёт на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Слова «сосуды» и «посуда» на латинском - vas «вазы».В Древней Греции они изготавливались из обоженной глины.

Вазопись – роспись керамических (от слова «керамос» — глина) сосудов.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:

Амфора – сосуд для благовоний и масел, для хранения оливкового масла.

Кратер – для смешивания на пирах воды и вина.

Лекиф – сосуд для масла, благовоний, им чаще пользовались спортсмены, натирали тело для ровного загара.

Килик – изящная ваза для питья.

Гидрии-сосуды для наливания воды.

В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава ,так называемого "черного лака".

Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

Если же фон был черным, а изображение имели цвет обожженной глины(красновато-коричневый)-такую роспись называли краснофигурной.

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены из повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

К сожалению время не пощадило античные вазы-многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.

Представьте себе, что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами (ваза, чашка, кастрюля, вилка). Какие предметы мы можем объединить и по какому признаку?

- Ответы ваши верные. Ваза, чашка и кастрюля – это сосуды, так как в них можно налить воду, а вилка – столовый предмет.

А сейчас ребята вы побудете в роли «греческих гончаров и живописцев». Только выполните греческую вазу не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.

Вам в помощь на столах лежат шаблоны различных форм ваз.



Так как вы будете работать с ножницами, вспомним правила техники безопасности.

 Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

-А теперь ребята немного разомнемся, так как вы уже устали сидеть в одном положении. Встаньте со своих мест и отойдите от парты в сторону на полшага, повторяем за мной движения:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять руками помахать,

Шесть на место тихо встать.

Теперь присаживайтесь обратно на свое рабочее место.

3.Практическая работа

 У каждого из вас есть шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача обвести его, вырезать и украсить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи.

Для выполнения работы вы  должны сделать следующее: 

1. Выбрать сюжет росписи.

2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).

3.Сюжетное изображение дополнить орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.

4.Первая группа работает в чернофигурном, вторая группа – в краснофигурном стиле. 

- Помогать в выполнении рисунка вам будет музыка.
 Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.

Детям розданы шаблоны ваз для выполнения работы. Учитель показывает, как из цветного картона вырезать форму вазы, затем наметить простым карандашом растительный и геометрический орнамент, которым ученики будут расписывать горлышко и низ вазы. Учащимся раздаются иллюстрации, где показаны различные формы ваз: амфоры и кратера; иллюстрации росписи амфоры растительным и геометрическим орнаментом. Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (по выбору): амфоры, кратер с завитками или кубковый кратер и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.

4.Закрепление пройденного материала

Проходит в игровой форме «Наполнить вазу»: на доске вывешена нарисованная ваза и учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами. - Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись).

-Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется ... (орнамент)

-Предание, сказание о богах, героях называется...(миф)

-Вазы, в которых хранили вино и масло называются ...(амфоры)

-Большая ваза в которой смешивали вино и воду называются...(кратер)

Как назывался стиль росписи при котором, фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица? (чёрнофигурный).

Как назывался стиль росписи при котором, фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным, и на них наносились чёрные линии, складок и прочие подробности? (краснофигурный).

Что такое миф? (предания, сказания о героях и богах)





V. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что показалось не интересным?

- Чем урок запомнился, какие моменты были увлекательными?



-Что такое миф? (предания, сказания о героях и богах)


Экспресс-выставка "Античная керамика" с защитой работ.

Д/З. Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить их в рабочую тетрадь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема урока:Греческая керамика

Автор: Керефова Юлия Львовна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299412


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства