Просмотр содержимого документа
«Тема. «Борис Михайлович Кустодиев – талантливый бытописатель и мастер портрета»»
Урок по предмету «Краеведение. Искусство»
Тема.«Борис Михайлович Кустодиев – талантливый бытописатель и мастер портрета»
Задачи:
- знакомство с жизнью и творчеством художника; обогащение знаний учащихся по истории своего края; расширение кругозора учащихся;
- развитие чувства сопричастности детей к истокам русской национальной культуры;
- воспитание любви к искусству, к родному краю; патриотизма.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Постановка цели урока.
Детям предлагается разгадать кроссворд с ключевым словом КУСТОДИЕВ, благодаря которому они сами смогут сформулировать тему урока. (Кроссворд желательно составить по материалам предыдущих уроков (или урока), это даст возможность проверить ранее полученные знания и обозначить новую тему).
3. Объяснение нового материала.
(слайд 1) Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизменную любовь к Поволжью — краю, где прошли его детство и юность.
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани, и там, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность.
Отец его умер от скоротечной чахотки, когда Борису было чуть больше года, и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано. В 5 лет маленький Боря начал рисовать, в 5 же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу "Иван Сусанин". Когда ему было 9 лет, в 1887 году до его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Разве мог он представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем.
Посетив выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен...
В 1887 году Борис стал учеником духовного училища, затем поступил в семинарию. Однако любовь к живописи не проходила. Он твердо решил стать художником.
Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем.
В 1896 году Кустодиев окончил духовную семинарию. Так как в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Здесь он оказывается в мастерской знаменитого художника И.Е.Репина.
В конце июля 1900 года Кустодиев совершил поездку по старинным волжским городам и городкам, узнал среднюю полосу России, деревню и маленький полудеревенский городок Кинешму, - узнал все это и полюбил навсегда, открыл для себя в Кинешме "вторую родину". Здесь он встретил 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую и влюбился с первого взгляда.(слайд 2) С ней он обвенчается в 1903 г. (тогда же написан этот портрет).
Здесь, близ Кинешмы, он построил в 1905 году дом-мастерскую, назвав его "Терем"(слайд 2). С "Теремом", где Кустодиев жил и работал практически каждое лето, у него связывалось то, что принято называть счастьем.
Когда Кустодиев учился на последних курсах Академии, И. Е. Репин получил заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета и пригласил Бориса в помощники. (слайд 3)
Работа предстояла сложная и трудоемкая. Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна. В 1903 году работа была закончена. После этого молодой художник стал известен.
Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников, духовно близких ему людей. Среди них:
- «Портрет художника И. Я. Билибина» (1901)(слайд 4), признанный на международной выставке в Мюнхене лучшим мужским портретом и отмеченный золотой медалью. Тонкая психологическая характеристика, смелый широкий мазок, гармоничное сочетание белого и черного, острый, изящный силуэт делают это произведение одним из лучших в творчестве Кустодиева.
- «Портрет профессора гравирования В.В.Матэ» (1902)(слайд 5)
Матэ - великий человек. Трудно переоценить вклад, который сделал он в развитие русской гравюры. Несмотря на обучение за рубежом, его сердце всегда находилось в родном отечестве. По возвращению домой он сам начинает преподавать.
Огромное количество прекрасных художников училось у этого мастера. Многим известным людям он настраивал руку в живописи. Борис Кустодиев гордился знакомством с Василием Васильевичем.
Портретный жанр будет занимать одно из основных направлений в его дальнейшем искусстве.
Кустодиев не останавливается на передаче чисто внешнего сходства, он стремится и умеет достичь большего - внутреннего, психологического сходства. В этом ценность портретного наследия художника.
Рассмотрим некоторые работы художника, написанные в разные годы.
«Александр I» (1906) (слайд 6)
Будучи талантливым живописцем, Кустодиев периодами обращался к интересовавшей многих художников тематике изображения великих мира сего, великих полководцев, поэтов и императоров, чей дух и характер сказались на судьбе исторической России.
Интересовала его и личность императора Александра I, который был, без сомнения, действительно великим.
«Портрет священника и дьякона» (1907)(слайд 7)
Написан в доме художника "Терем". Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.
«Монахиня»(1908)(слайд 7)
Игуменья у Кустодиева – властная, уверенная в себе и довольная жизнью женщина. Ее чуть одутловатое выхоленное лицо благостно. Полные руки цепко держат четки. Солнце заливает комнату, играя на сочных листьях растения и парчовой ткани, на которой лежит библия.
К 1910 году Борис Михайлович становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Но он сбегает от сиятельных заказчиков в свой "Терем", и только там он по-настоящему счастлив... (слайд 8)Многие удивлялись, почему он запер себя в такую глухомань. Борис Михайлович удивлялся в свою очередь: " Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю, и что меня любят... "
В эти же годы у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые определили творческий облик живописца. Он глубоко любил народное искусство, расписные игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости. Он считал, что в представлении народа искусство всегда связано с праздником, с ощущением радости.
(слайд 9) В 1906 году им написана картина «Ярмарка», солнечная, светлая. Ярмарка – это радостное событие. Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда. Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. Художник любуется россыпью народных игрушек, с удовольствием пишет расписные бадейки и свежеобструганные грабли. Кустодиев показывает ярмарку как великолепное зрелище, которым он восхищается вместе со зрителем. Он не забывает и о красоте пейзажа. Над холщовыми навесами ярмарки поднимается церковь, видна монолитная полоса дальнего леса и небо, затянутое облаками.
Тему ярмарки художник раскрывает и позднее: «Ярмарка» (1908)(слайд 10), «Ярмарка» (1910)(слайд 10).
Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: «Праздник в деревне» (1907); (1910,),(слайд 11).«Гулянье на Волге» (1909)(слайд 12).
Картины имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала «Масленица» (1916)(слайд 13) - панорама праздника в русском провинциальном городе.
В этой околдованной чарами инея и заходящего солнца стране все пронизано движением: мчатся тройки, мелькают пятна ярких красок, переливается множеством оттенков снег. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей. Для него это — олицетворение единой стихии народной жизни, наиболее ярко выразившейся в праздновании масленицы. Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.
Праздники мы видим и в картинах «Балаганы» (1917)(слайд 14), ««Масленица»(1919)(слайд 15),«Масленица» (1920) (слайд 16) , «Зима. Масленичное гулянье» (1921)(слайд 17) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. (слайд 18)
Дружба с Ф.И.Шаляпиным занимала особое место в жизни художника.
Среди множества портретов, написанных Кустодиевым, особой славой пользуется «Портрет Фёдора Шаляпина» (1922).
На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто. Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, поэтому на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. За широкой спиной певца в жемчужном уборе раскинулась русская красавица – зима, переливается радужными красками веселая ярмарка, мы чувствуем радостную атмосферу праздника.
Шаляпин любил этот портрет.
Большинству зрителей художественных галерей и музеев Борис Михайлович Кустодиев известен как автор ярких полотен из жизни купечества. Многочисленные купчихи, купцы, веселые народные гуляния, ярмарки, сценки из провинциальной жизни - все это стало фирменной маркой этого художника, его особенным стилем в живописи. Его герои с наивной откровенностью демонстрируют зрителям себя, свой дом, свои привычки и вкусы; бесхитростно повествуют о своей незамысловатой жизни: что они едят и покупают на ярмарке, как пьют чай, торгуют в лавочках, катаются на тройках, веселятся в балаганах, ухаживают, женятся и т.д.
Картина«Купчиха» 1915 года(слайд 19) – один из шедевров Кустодиева, пример типического образа в искусстве художника. В характере своей героини художник раскрывает величайшее достоинство, простоту и значительность. Восхищение героиней помогает художнику создать образ прекрасной волжанки. Статная фигура как бы царит в великолепном осеннем пейзаже. Цветовая гамма картины строится на сочетании лилового с золотом. Золото осенних листьев, церковных глав и острые вспышки красного образуют удивительную цветовую симфонию.
Вот ещё некоторые из купчих, написанных художником. (слайды 20, 21)
"Купчиха за чаем" (1918)(слайд 22)
Провинциальный городок. Чаепитие. Молодая красавица купчиха сидит в теплый летний вечер на балконе. Перед нею стол с самоваром, фруктами и сдобой. Нежный румянец оттеняет белизну холеного лица, черные брови слегка приподняты, голубые глаза что-то внимательно рассматривают вдали. Полная безмятежности кошка, мурлыкая, трется о теплое плечо. Ничто не нарушает спокойствия лица. По русскому обычаю, она пьет чай из блюдца,
поддерживая его пухлыми пальцами. Вдали видна терраса другого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.
Современники вспоминают, что трудно было в России найти другой город, где так же любили чай, как в Москве. Её даже называли любовно «чаёвница». Поистине, пристрастие к чаю у москвичей не имело никаких границ. Чай пили утром и вечером, в полдень и обязательно в четыре часа, а когда приходили гости, то первым делом, конечно, ставился самовар. (слайды 23, 24 с картинами о чаепитии)
Чай в старину пили не так, как сейчас. Если москвич, выпив десять чашек чаю, отодвигал чашку в сторону, это вовсе не означало, что он напился — так просто делалась передышка. А вот если чашка переворачивалась донышком кверху, и на неё клался кусочек сахара — было ясно, что с чаепитием покончено. И, наконец, глубокая традиционная черта русского чаепития, - оно всегда служило цели объединения семьи, когда вокруг самовара собирались все члены семейства, и стар и млад. Таким образом, русская чайная церемония способствовала укреплению внутрисемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя...
Конечно, полностью охватить все творчество этого художника практически невозможно. Кустодиев работал и в театре над созданиемтеатральных декораций(слайд 25), выполнял эскизы костюмов(слайд 26), рисовал иллюстрации к произведениям(слайд 27), оформлял обложки книг.(слайд 28)
Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу.(слайд 29)Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
(слайд 30) Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства. Произведения Кустодиева, яркие, оптимистичные, продолжают жить, доставляя огромную эстетическую радость людям.
4. Физкультминутка.
Звучит песня в исполнении В.Леонтьева «Ярмарка», дети выполняют танцевальные движения (произвольно или повторяют за учителем).
5. Работа с классом по закреплению материала.
Вопросы:
Что узнали о жизни этого замечательного художника?
Кто был его первым учителем?
У какого великого художника учился Борис Михайлович в Петербурге?
Как называется их совместная работа?
Как связана жизнь Б.Кустодиева с нашей Ивановской областью?
Какие жанры характерны для творчества Б.Кустодиева?
Что любил изображать на своих картинах художник?
Какие народные праздники вы увидели на картинах? Назовите эти картины.
Каким образом ему удавалось передать атмосферу праздника?
Что изображено на заднем плане картины «Портрет Фёдора Шаляпина»? Что этим хотел сказать автор?
Вспомните названия картин, на которых изображены купчихи.
Какими изображал их Б.Кустодиев?
Назовите картины, которые рассказывают нам о чаепитии.
Расскажите, как раньше пили чай в Москве.
Как называли Москву из-за любви к чаю?
Что вы узнали о жизни русского народа из картин художника?
Какие картины вам особенно запомнились? Почему?
6. Задание:
Создать на ватмане коллаж «Ярмарка» или «Масленица» из заранее приготовленных деталей (изображений домов, теремов, церквей, людей, саней, деревьев и т.д.), вырезанных из старых журналов, напечатанных на принтере и т.д. Что-то дорисовать самим. (Можно провести работу по группам: 1 группа составляет сюжет ярмарки, 2 группа – сюжет масленицы, затем рассказывают, что у них получилось.)
Можно использовать сюжеты картин Кустодиева. Это даст детям возможность более подробно рассмотреть и проанализировать изображения на картинах художника.