Тема урока: «Монотипия – страна чудес! Краски осени»
Тема урока: «Монотипия – страна чудес! Краски осени»
Главная идея урока:
Познакомить детей не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!
Задачи:
Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.
Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально- эстетического отношения к исследуемому предмету, явлению. Сформировать навык работы в технике монотипии.
Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема; развитие образной памяти.
Цели урока:
Цель обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности. Научить использовать различные способы рисования монотипии.
Цель развивающая : Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Монотипия – страна чудес! Краски осени» »
Конспект открытого урока
по ИЗО в 5 классе
Тема урока:«Монотипия – страна чудес! Краски осени»
Учитель Тыш Светлана Владимировна
«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Ж.-Б.С.Шарден
Главная идея урока:
Познакомить детей не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!
Задачи:
Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.
Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально- эстетического отношения к исследуемому предмету, явлению. Сформировать навык работы в технике монотипии.
Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема; развитие образной памяти.
Цели урока:
Цель обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности. Научить использовать различные способы рисования монотипии.
Цель развивающая : Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Для учителя: Кисть, гуашь, эпиграф к уроку на доске, презентации к уроку: «Монотипия», «Осенняя палитра пейзажа», мультимедийный проектор, музыка П.И. Чайковского "Времена года"», свежие листья деревьев, кустарников.
Для учащихся: Акварельные краски, гуашь, листы белой бумаги, баночки для воды, кисти, свежие листья деревьев, кустарников.
Форма организации деятельности: индивидуальная. Тип и вид урока: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.
Работа с таблицей цвета
Ребята, так как наша работа будет выполняться красками, давайте поговорим о цвете.
- Посмотрите на плакат и назовите мне основные цвета (красный, синий, желтый).
- Назовите составные цвета, те, которые получаются путем смешения основных цветов (оранжевый, зеленый, фиолетовый).
- Назовите контрастные цвета (красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый. Противоположные цвета, они подчеркивают яркость друг друга, усиливают).
- Какие цвета считаются теплыми? (Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе).
- Какие цвета считаются холодными? (цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси).
- А что мы можем сказать о зеленом цвете? (Это особый цвет: если в нем больше желтого – он теплый, если синего – холодный.
Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.
Молодцы! Быстро справились с заданием.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку «Осенняя палитра пейзажа»
Ребята, тема урока называется «Краски осени», поэтому я приготовила для вас презентацию «Осенняя палитра пейзажа». Давайте посмотрим ее и кое-что вспомним и узнаем новое.
- Что такое палитра? Мы видим это слово в названии (дощечка, плитка, бумага для смешения красок). (Слайд 1)
- Что такое пейзаж? (Картины, изображающие природу). (Слайд 2)
- А почему палитра осенняя? (Потому что сейчас осеннее время года). (Слайд 3)
Многие известные художники, поэты, композиторы обращались к теме «Времена года». Среди них – поэт и писатель А.С. Пушкин, художник И.И. Левитан, композитор П.И. Чайковский. (Слайд 4)
Какая тема всего дороже для каждого человека? Это тема Родины, любовь к родной природе.
Осень! Прекрасное время года. Всех людей затрагивает осень своей волнующей красотой опадающей листвы, золотыми кронами деревьев, чистым воздухом.
Сейчас мы встретимся с образами родной природы, которые запечатлены в разных видах искусства – музыке, поэзии и живописи.
П.И. Чайковского называют «певцом родной природы». У композитора природа «живет» удивительной таинственной жизнью. Сегодня мы прослушаем его произведение из альбома «Времена года» - «Октябрь» или «Осенняя песнь».(Слайд 6)
(Музыка звучит не до конца, звук становится тихим, на этом фоне учитель продолжает урок).
- Ребята, вы прослушали фрагмент музыкального произведения . Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали природу? (Желтые, коричневые, темные)
- Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку? (Небо темное, вся природа плачет, увядает, холодновато)
Знаменитый русский поэт А.С. Пушкин из всех времен года любил осень, называл ее золотой. (Слайд 7)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Созвучно ли произведению «Октябрь» стихотворение поэта А.С. Пушкина «Унылая пора..»? (Да, это стихотворение помогает раскрыть суть музыкального произведения Чайковского).
- Созвучна ли пьесе «Октябрь» картина русского пейзажиста Левитана «Золотая осень»? (Не совсем, «Октябрь» Чайковского рисует позднюю осень, а у Левитана – ранняя золотая осень) (Слайд 9)
- А картина художника «Осень»? (Да, созвучна, и музыка и картина рисуют позднюю осень) (Слайд 10)
Левитан, который жил в 19 в. – самый известный художник-пейзажист в России. Он очень любил природу родного края и в своих полотнах отобразил всю ее красоту. Самая известная картина Левитана – это «Золотая осень». (Слайд 8)
Мы с вами прослушали музыку композитора Чайковского, которая рисует осенние пейзажи, познакомились с произведениями художника Левитана, читали стихи об осени поэта А.С. Пушкина.
- Что же общего между искусствами музыки, поэзии и живописи? (Музыка, поэзия и живопись могут рисовать образы родной природы)
- Для чего нужны произведения искусства? (Чтобы лучше видеть красоту окружающего мира. Чтобы воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе)
- Что больше всего понравилось?
- Что удивило?
Ребята, послушайте эпиграф к нашему уроку
Презентация «Монотипия»
Эпиграф на доске: (Слайд 1)
Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного!
Представь, насколько жизнь была б бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой рисования, которая называется «монотипия». (Слайд 3-4)
Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия, как вид искусства, максимально пробуждает фантазию и образное мышление.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией.
(Далее работа со слайдами 5-25)
Мы рассмотрели несколько видов монотипии.
- Какой больше понравился?
(Слайд 5-13) Сегодня на уроке мы будем выполнять монотипию с листьями и травой. Я покажу вам как правильно выполнять монотипию с листьями. (Учитель показывает правильность выполнения работы, а затем свою работу-образец, выполненную заранее). До урока мы подготовили рабочие места, поэтому не теряя ни минуты, приступаем к работе, используя в ней цвета осени, о которых мы говорили. Пофантазируйте в своих работах, расположите листья интересно. Пусть у вас получится осенний листопад.
Желаю творческого успеха. (На протяжении практической работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года".)
Во время работы детей учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
Подведение итогов урока.
Выставка работ учащихся. Их анализ и оценка.
- С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились?
(монотипией)
- Какие материалы мы использовали для этого?
(краски, бумагу, листья, траву)
- Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?
(Своей непредсказуемостью)
Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом».
Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. ( Слайд 21)
Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов. Спасибо за урок!