Цели и задачи: формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм в окружающей действительности; сообщение простейших сведений о линейной перспективе, фронтальная и угловая перспективы.
Оборудование:
для учащихся – бумага, карандаш, линейка, ластик;
для учителя – натурный материал «куб», линейка,доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Зрительный ряд: репродукции с линиями построения куба, в угловой перспективе; репродукции:Иван Иванович Шишкин «Рожь», "Дубы в Старом Петергофе",«Лесные дали»;схема изменения высоты линии горизонта схема;рисунок учителя в Paint;репродукция В.Хогарта«Вид с перспективными ошибками».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема:«Линейная перспектива или закон горизонта». »
Открытый урок ИЗО в 5 классе.
Тема:«Линейная перспектива или закон горизонта».
Цели и задачи: формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм в окружающей действительности; сообщение простейших сведений о линейной перспективе, фронтальная и угловая перспективы.
Оборудование:
для учащихся – бумага, карандаш, линейка, ластик;
для учителя – натурный материал «куб», линейка,доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Зрительный ряд: репродукции с линиями построения куба, в угловой перспективе; репродукции:Иван Иванович Шишкин «Рожь», "Дубы в Старом Петергофе",«Лесные дали»;схема изменения высоты линии горизонта схема;рисунок учителя в Paint;репродукция В.Хогарта«Вид с перспективными ошибками».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к работе.
Введение в тему урока.
Перед вами чистый на столе лежит лист бумаги, на котором можно нарисовать любой рисунок карандашом или красками. Тем для рисования очень много, только надо дать волю своей фантазии. Посмотрите на этот лист и послушайте меня.
Рисуй художник маленький,
Бумаги не жалей,
Рисуй в лесу проталинки,
Котенка на завалинки и
В небе журавлей.
Братишку-первоклассника
И бабушкин портрет,
Салют большого праздника,
Похожий на букет.
Рисуй, художник искренний,
Земную красоту!
На пастбище, на пристани,
На городском мосту,
В горах, в глуши проселочной,
Где небо да жнивьё,-
Рисуй, художник солнечный,
Отечество свое!
(Кушака Ю.Н.)
И так, скажите, у кого возникла какая идея для творчества?
- (дети предлагают свои варианты тем для рисунка).
А теперь скажите, пожалуйста, с чего начинается сам рисунок?
- (дети отвечают «с линии»).
Правильно, молодцы.И именно с этой волшебной линией мы с вами познакомимся поближе.
- (рисую на доске горизонтальную линию.)
Скажите, пожалуйста, что это может быть?
- (варианты ответов детей.)
Я вам предлагаю посмотреть на эту линию как на линию горизонта.
- (варианты ответов детей.)
Посмотрите на эти слайдыподумайте и скажите, что общего на этих картинах и в чем они отличаются друг от друга?Слайд 1-3
На 1 слайде мы видим великолепные сосны и поле с созревшей рожью, которое уходит до самой линии горизонта.
На 2 слайде могучие дубы, стоящие посередине солнечной поляны.
А на 3 слайде мы можем насладиться лесными просторами, которые растворяются в дымке на горизонте.
Слайд 4
- В каком жанре выполнены эти картины?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Что общего есть на всех трех картинах?
- (варианты ответов детей: -жанр пейзаж;
- масштабом изображения;
- линия горизонта.)
А теперь скажите, пожалуйста, с чего начинается сам рисунок?
- (дети отвечают «с линии»).
Правильно, молодцы. И именно с этой волшебной линией мы с вами познакомимся поближе.
- (рисую на доске горизонтальную линию.)
Скажите, пожалуйста, что это может быть?
- (варианты ответов детей.)
Я вам предлагаю посмотреть на эту линию как на линию горизонта.
- (варианты ответов детей.)
Мы подошли к теме нашего урока. Попробуйте сами сказать, о чем сегодня пойдет речь?
- (варианты ответов детей. – О линии горизонта)
Совершенно верно, мы будем говорить о линии горизонта, а если точнее, то олинейной перспективе ио законе перспективы или горизонта.
Вы сегодня сами опытным путем попробуете определить, где же находится линия горизонта; узнаете, что такое перспектива и закон горизонта, выполните графические построения геометрических фигур с применением фронтальной перспективы.
Слайд5
Перспектива - (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении предметов в пространстве на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
А впервые полное развитие практическая перспектива получила в работах мастеров Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Я думаю, что вам знакомы эти имена?
Необходимо знать законы перспективы (горизонта). Постарайтесь их запомнить.
По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.
Цвет бледнеет.
Контрастность постепенно смягчается.
Ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно.
Удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются.
Перспектива бывает:
- фронтальная – при расположении предмета одной из сторон прямо по отношению к рисующему;
- угловая – при расположении объекта к рисующему под углом;
- воздушная – ослабление резкости и четкости видимых очертаний и цвета предметов по мере их удаления.
И так,что же такое ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА и где она находится?
Горизонт – это линия где-то вдали. Превращаются в точки на ней корабли. Почему они так уменьшаются? Как матросы на них умещаются?
Почему она на этих картинах, которые мы сейчас рассмотрели, линия горизонта располагается по-разному?
Все зависит от того с какого места человек будет смотреть на изображаемый предмет.Слайд 8
Я вам открою маленький секрет. Линия горизонта находится на уровне ваших глаз. И что бы это вам доказать мы сейчас проведем небольшой эксперимент.
Проведение опыта
У меня в руках самый обыкновенный куб, сделанный из бумаги.
- (располагаю куб на уровне зрения учеников.)
Посмотрите и скажите, вы видите верхнее основание куба?
- (варианты ответов детей «нет».)
А нижнее основание?
- (варианты ответов детей «нет».)
Это означает, что линия вашего зрения находится примерно посередине вертикальной стороны куба. А если я предложу сейчас изменить линию вашего зрения. Пожалуйста, встаньте и скажите, теперь вы видите верхнее основание куба?
- (варианты ответов детей «да».)
А что нужно сделать, что бы увидеть нижнее основание куба?
(варианты ответов детей «присесть на корточки».)
Правильно. Давайте попробуем. Получилось?
Какой же вывод можно сделать из этого небольшого опыта?
- (варианты ответов детей «Если линия горизонта будет находиться посередине куба, то мы не сможем видеть верхнего и нижнего основания, а если линия горизонта будет находиться выше куба, то мы увидим верхнее основание и соответственно, если линия горизонта будет расположена ниже куба, то мы сможем увидеть нижнее основание».)
Итак, вы внимательно уже успели рассмотреть куб со всех сторон. Давайте определим, есть ли у куба вертикальные и горизонтальные ребра и сколько их?
- (варианты ответов детей «4 вертикальных ребра и 8 горизонтальных».)
Все верно, а вот с горизонтальными линиями давайте поподробнее. 4 горизонтальных ребра расположены в одном направлении, а другие 4 ребра в другом. Они будут идти от вас вдаль. Как же это показать на рисунке?
Практическая деятельность учащихся.
Давайте вместе построим куб во фронтальной перспективе.
Проведите по линейке посередине листа горизонтальную линию. Мы ее будем называть линией горизонта. На этой линии поставим точку, которая будет называться точка схода. В стороне от точки схода на линии горизонта нарисуем квадрат. От каждойвершины квадрата проведем линии в точку схода. Эти линии называются проецирующие лучи. На небольшом расстоянии от нашего квадрата в рамках проецирующих лучей построим еще квадрат. Он получатся меньшим размерам. Как вы думаете почему?
- (варианты ответов детей «потому что он расположен дальше от нас».)
Совершенно верно. Этот способ построения называется линейной перспективой иподчиняется закону горизонта.
Обведите видимые стороны куба поярче, а невидимые ребра куба можно убрать совсем или сделать тоньше. Проецирующие лучи так же можно будет убрать в конце работы.
Если нарисовать такой же куб или прямоугольник ниже линии горизонта и выполнить все необходимые построения мы увидим предмет с верхним основанием. То, что вы наблюдали наглядно при проведении опыта.
Слайд 9(а)
Можно предмет поднять выше линии горизонта, тогда мы увидим нижнее основание. Слайд 9(б)
Таким способом можно нарисовать много различных фигур.
Слайд10
Итоги урока.
Фронтальный опрос
-И так, в завершение нашего урока давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили?
-Что именно для вас было новым?
-Какие новые слова и понятия вы узнали?
-Так что же такое перспектива или закон горизонта?
Выявление лучших работ учащихся.
Домашнее задание:
Полученный рисунок вы можете дополнить некоторыми построениями, чтобы получить свой ни на кого не похожийрисунок. Его можно будет разукрасить как красками, так и карандашами.
Слад 12
В заключение небольшая игра на внимание. По картине В. Хогарта «Вид с перспективными ошибками» постарайтесь найти как можно больше ошибок.
Слад 13
Вы все молодцы! Я очень рада знакомству с вами. Всех благодарю за плодотворную работу. Всего вам доброго.